Конспект урока "Мораль защитника Отечества"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке используется компьютерная презентация. Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: - познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; - помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”; - познакомить с законами милосердия и справедливости на войне; - способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.Конспект урока "Мораль защитника Отечества"
Иконка файла материала конспект.docx
На уроке используется компьютерная презентация. Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: ­   познакомить   учащихся   с   отношением   православных   людей   к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; ­ помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”; ­ познакомить с законами милосердия и справедливости на войне; ­   способствовать   формированию   личной   ответственности   за   свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; ­ развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом. Ход урока I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. <СЛАЙД 2>. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ­ Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете. За правое дело стой смело. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. Родина – мать, умей за неё постоять. ­ Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3> (Защита Отечества) II. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ ­ Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4> 1Отечество  – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль) Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский) III. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ: “СПРАВЕДЛИВАЯ И НЕСПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА”. Испокон   веков   на   Руси   православные   люди   бережно   относились   к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые   лихие   времена   давала   силы   выстоять   и   перенести   самые   тяжёлые испытания. ­ Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89) ­ Какова цель справедливой войны? <Слайд 5> ­ Если есть справедливая война, то есть и какая? ­ Какова цель несправедливой войны? IV. ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ ВОИНАМИ, СТАВШИМИ СВЯТЫМИ Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова­синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6> ­ Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества? 2­ Каких богатырей вы знаете? Илья Муромец. (Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7> ­  Как  звали  этих  богатырей?  Что  мы  можем  сказать  о  них?  Где   мы можем   прочитать   об   их   жизни   и   подвигах?   Что   вы   уже   знаете   об   Илье Муромце? (Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”) Из того ли города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев­град. Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано­то силушки черным­черно, А й черным­черно, как чёрна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживает, Птица чёрный ворон не пролётывает, Серый зверь да не проскакивает. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал­то эту силушку великую, Стал конём топтать да стал копьём колоть, А й побил он эту силу всю великую. ­ Каким вы увидели Илью Муромца? Легендарный   богатырь   Илья   Муромец,   одержав   победы   во   многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” ­ хранятся в Киево­Печерской Лавре. 3<Слайд 8> Александр Ярославович Невский Богатыри   были   первыми   защитниками   нашего   Отечества.   Многие русские князья тоже были защитниками  нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9> ­  Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни? (Чтение отрывка из Житие Александра Невского) В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами   под   начальством   зятя   своего   Биргера.   Биргер,   привыкший   к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам   шведским   досады,   а   спокойно   отвечал   им,   что   готов   к   сражению. Тотчас   велел   он   небольшому   войску   своему   собраться;   сам   же   пошёл   в Софийскую   церковь   и   там   усердно   помолился   Богу,   прося   святой   его помощи.  Усердная   молитва   имеет   чудесную   силу   над   душой   христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы,   дружно   бросились   на   многочисленных   врагов   и   одержали   полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского. ­ Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?” После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую 4фразу. Какую?  Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. ­ Как вы понимаете эти слова?  Но   сила   христианского   духа   Александра   Невского   проявилась   не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его   называли   “миротворцем”.   Что   обозначает   это   слово?   Почему   его   так называли? (Учебник стр. 91) Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт­Петербурге   находится   Александра­Невская   Лавра,   где   хранятся “мощи”   Александра   Невского.   В   России   был   учреждён   орден   Александра Невского. <Слайд 10> Дмитрий Иванович Донской. 5Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11> Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89­90) ­  К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12> ­ Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?  Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.  ­ Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8> Рассматривание   картины   В.   Васнецова   “Поединок   Пересвета   с Челубеем” Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий   Донской   построил   монастырь   в   честь   Рождества   Пресвятой Богородицы   и   в   память   всех   воинов,   погибших   в   битве.   Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.  V. РАБОТА В ГРУППАХ Воины­христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.  6Поработайте   в   группах   и   сформулируйте   законы   справедливости   и милосердия к врагу.  <Слайд 14> VI. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. <СЛАЙД 15> ­   Какова   была   тема   нашего   урока?   О   чём   мы   с   вами   говорили? Продолжите предложения: Я уже знал… Я узнал… Мне осталось непонятно… VII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ Параграф   28,   задания   1,   2   в   тетради,   найти   материал   о   святых защитниках Отечества. 7