На уроке используется компьютерная презентация.
Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;
- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
- способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.Конспект урока "Мораль защитника Отечества"
На уроке используется компьютерная презентация.
Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну
как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя
защиты добра и справедливости.
Задачи урока:
познакомить учащихся с отношением православных людей к
воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;
познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
способствовать формированию личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.
Ход урока
I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. <СЛАЙД 2>. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.
За правое дело стой смело.
Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>
(Защита Отечества)
II. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по
словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>
1Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень,
земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В.
Даль)
Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)
III. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ: “СПРАВЕДЛИВАЯ И
НЕСПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА”.
Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к
родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в
самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые
испытания.
Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)
Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>
Если есть справедливая война, то есть и какая?
Какова цель несправедливой войны?
IV. ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ ВОИНАМИ, СТАВШИМИ
СВЯТЫМИ
Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой
защитник Отечества? Подберите словасинонимы к слову “защитник”. <Слайд
6>
Кого можно считать первыми защитниками нашего Отечества?
2 Каких богатырей вы знаете?
Илья Муромец.
(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>
Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы
можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье
Муромце?
(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”)
Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киевград.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнаното силушки чернымчерно,
А й чернымчерно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как сталто эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Каким вы увидели Илью Муромца?
Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих
поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к
лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки
– “мощи” хранятся в КиевоПечерской Лавре.
3<Слайд 8>
Александр Ярославович Невский
Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие
русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на
картину. <Слайд 9>
Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра
прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?
(Чтение отрывка из Житие Александра Невского)
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже
Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и
норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к
победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною,
если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал
послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению.
Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в
Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его
помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина:
Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца
своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей
верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе,
а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь
перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли
шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную
победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки
наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые
сердца их и доставила храброму Александру название Невского.
Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”
После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую
4фразу. Какую?
Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.
Как вы понимаете эти слова?
Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не
только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии.
Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так
называли? (Учебник стр. 91)
Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в
нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в
СанктПетербурге находится АлександраНевская Лавра, где хранятся
“мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра
Невского. <Слайд 10>
Дмитрий Иванович Донской.
5Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа:
“Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”.
<Слайд 11>
Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя.
Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они
попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской?
(Учебник стр. 8990)
К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд
12>
Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?
Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому
победу и дал двух монахов.
Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>
Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с
Челубеем”
Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения
Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой
Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское
благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После
смерти он тоже был причислен к лику святых.
V. РАБОТА В ГРУППАХ
Воиныхристиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что
их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться
человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и
справедливости.
6Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и
милосердия к врагу.
<Слайд 14>
VI. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. <СЛАЙД 15>
Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили?
Продолжите предложения:
Я уже знал…
Я узнал…
Мне осталось непонятно…
VII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Параграф 28, задания 1, 2 в тетради, найти материал о святых
защитниках Отечества.
7