Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"
Оценка 4.8

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
23.10.2017
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"
Цели урока: • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве; • определить основные мотивы поэзии Лермонтова; • проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг. Оборудование урока: рабочая тетрадь по литературе, портрет писателя.
4-5.docx
Урок 4­5 Тема. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные  мотивы поэзии. Эпиграф: «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато  всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют«сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…» Цели урока:  жизни и творчестве;   Оборудование урока: рабочая тетрадь по литературе, портрет писателя. определить основные мотивы  поэзии Лермонтова;  проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг.   повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его  Ход урока Организационный момент. Сообщение целей урока. Работа по теме урока (лекционный материал). 1. 2. 3. М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин  капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из  старинного и богатого рода Столыпиных. Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии.  Принадлежало оно   бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали  возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.  Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна  сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к  себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые  совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским  языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс.  Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет. Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете. В 1832 году из­за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов  был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург. где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка. Адресаты любовной лирики Лермонтова ­ Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."),  "Расстались мы, но твой портрет..." и  Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина),  сестра  товарища по университету Лермонтова.  Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"),  "Для чего я не родился..."  Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.  Приписанные  к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы,  надменные потомки…»)  вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули  горцев, где пробыл чуть больше года. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк,  откуда он отбывал в ссылку. В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским,  П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга. 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник»,  «Бэла», «Фаталист». 1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у  графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству  современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на  Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к  награде.  Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск  на два месяца и отбыть в Петербург.  В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на  Кавказ. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом  расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова  по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить  свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов. Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов  считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший  первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.   "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", ­ напишет Белинский. 1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти  тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах,  где и покоится до сих пор. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного,  скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого  могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.   Поэта гениального и так рано погибшего.  Бессмертного и всегда молодого.   Периоды творчества М.Ю.Лермонтова   4. Основные положения лекции: Лермонтов, по словам Белинского, ­ "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия ­ совсем новое звено в цепи  исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать  историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828­го до начала 1850­х годов.  В течение  первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава,  расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30­40 гг. XIX века в русской общественной  мысли разгораются философские, религиозно­исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах  отсутствия свободы и благоденствия в России.  поэта можно условно разделить на два периода: 1828­1836 гг. и 1837­1841 гг. Граница ­ 1837 год, год гибели  Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые  настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски,  подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.  политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи ­ размышления о  В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30­х годов, Творчество  В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно­ 1828 – 1836 ­ ранний период      1837 – 1841 – зрелый период любовь­страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но  критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть  Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского  жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В  судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви,  философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.  общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы  народа и Родины. Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова ­ это:   Запись в тетрадь:   минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется  желтеющая нива...");  твой портрет...");  поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");  трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу  печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк"); 5. Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830­х годов. Основные мотивы его  творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты  романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от  поэтов­романтиков.  На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и  поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829­1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт  просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой  Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые  видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических  предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в  продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего  влияния бездушного светского общества. Слово для него ­ оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако  Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный  поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и  может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд. 6. Домашнее задание. Выучить конспект, читать поэму «Демон»

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Особенности поэтического мира Лермонтова. Основные мотивы поэзии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017