Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
23.10.2017
Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".
Цели: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное. Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста.
4.docx
Урок 4 Тема. Практическая работа. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Цели:  выявить   историко­литературное   и   жанровое   своеобразие   «Медного   всадника»;   определить композицию произведения; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное. Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, словарная работа, элементы анализа текста. Ход урока Орг. момент. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока Слово учителя. 1. 2. 3. 4. 5.     Образ   Петра  I  выведен   Пушкиным   не   только   в   поэме   «Полтава»,   где   он   предстает   вдохновенным военачальником – победителем, но и во многих других произведениях: «Пир Петра Великого», «Арап Петра Великого»   и   др.   В   каждом   из   этих   произведений   раскрываются   новые   грани   характера   царя,   его государственной деятельности.   В начале 30­х годов у Пушкина возникло желание приступить к работе над «Историей Петра». Он получил доступ к государственным архивам и в хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, принялся за поиски и собирание материалов из многотомного труда Голикова «Деяния Петра Великого» и «Дополнений..» к нему. До нас материалы, собранные писателем, дошли не полностью, но они составляют целый том в собрании его сочинений.   К этому времени углубились его представления о Петре, его заслугах перед страной, о его достоинствах и недостатках. У Пушкина есть запись:                «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плода ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые  нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые   были   для   вечности,   или   по   крайней   мере   для   будущего,   ­   вторые   вырвались   у  нетерпеливого самовластного помещика». Пушкин отмечает, что произвол Петра I нарастал от года к году.   То, что осознал Пушкин как историк, он захотел отобразить как художник. Так родилась в 1833 году  одна из лучших его поэм – «Медный всадник». В ней Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между   исторической   необходимостью   и   жизнью   живых   людей,   которые   часто   становятся   жертвой   этой необходимости. В поэме действует уже не сам Петр, а его «кумир», памятник. Этот образ неотделим от образа Петербурга, он является символом северной столицы. 6. 7. 1. Найдите в словаре определение композиции произведения. Вспомните элементы композиции сюжета: а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта); б) развитие действия; в) кульминация; г) развязка; д) обязательные обрамляющие элементы – пролог и эпилог. 2. Есть ли в композиции сюжета произведения обрамляющий элемент? Как он назван А.С. Пушкиным? 3. Каким изображает Петра автор в первой строфе?   А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир «укрепляет» и личность героя: «…он, дум великих полн..», царь показан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.  4. С какой целью автор употребляет местоимение «мы», раскрывая замысел Петра построить новый город? 5. Как автор показывает место, где вскоре «пышно и горделиво» должен «вознестись» град Петров? 6. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.   Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град,   ветхий,   порфироносная),   приемы   ораторского   искусства.   Выбранный   автором   жанр   вступления   к повести «Медный всадник» подчеркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм. Выразительное чтение отрывка поэмы «Медный всадник» учителем. Беседа по вопросам. Элементы анализа текста «Вступления». Однозначен ли конфликт в произведении «Медный всадник»? Беседа по вопросам. Осмысление конфликта произведения.  Описание наводнения занимает основное место в первой части повести. Поясним значение слов «полнощных», «блат», «порфироносная». 6. То, о чем когда­то «думал он», то есть Петр, стоя на берегу Финского залива, свершилось. Как выглядит теперь «Петра творенье»? 6.     Но   какой   ценой   «вознесся   пышно,   горделиво»   этот   город?   Замысел   реализован   ценой   насилия   над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию ее основного конфликта – истории и личности. Работа со словарем. Найдите определение конфликта. Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета. ­ ( Конфликт в поэме разветвлен, сложен. Это конфликт между «маленьким» человеком и властью, между природой   и   человеком,   между   городом   и   стихией,   между   личностью   и   историей,   между   реальным   и мифологическим.) 7.   В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека. 1) Как раскрывается образ Евгения через сопоставление его «дум» («О чем же думал он?») с монологом Петра («И думал он…»)?   Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти. 2) Как это противопоставление подчеркивается стилистически?    Повествование о Петре ведется в жанре оды, о Евгении – сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека. 8. ­ Внезапно ли оно для Евгения?    Внезапно. Засыпая, он желает, «чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь в окно стучал не так сердито». Герой не теряет надежды на благополучный исход событий. ­ А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира? ­ Как природа мстит за вторжение человека в ее среду? Что отмечает Пушкин в ее действиях?   Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбегу стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой. Обломки хижин, бревна, кровли,  Товар запасливой торговли, Пожитки бедной нищеты,  Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!                              Народ Зрит божий гнев и казни ждет.    Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия. ­ Какие взаимоотношения человека с природой нормальны? ­   В   поэме   множество   композиционных   и   смысловых   параллелей.   Параллели   и   сравнения   не   только указывают на сходство, возникающее между различными явлениями или ситуациями, но и обнаруживают неразрешенные   (и   неразрешимые)   противоречия   между   ними.   Попробуйте   объяснить   одну   из   таких параллелей.   Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный, Евгений. ………………………………………… И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.    Евгений, спасающийся от стихии на мраморном льве, ­   трагикомический «двойник» хранителя города, «кумира   на  бронзовом  коне»,  стоящего   «в  неколебимой  вышине».  Параллель   между   ними  подчеркивает резкий контраст между величием вознесенного над городом «кумира» и жалким положением Евгения. ­ Что наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует его? Какой символический смысл этой сцены?   В сознании Евгения этот «строитель чудотворный», Петр, ­ виновник несчастий простого петербургского люда.   Всадник   своей   простертой   рукой   как   бы   благословляет   разгоравшуюся   стихию,   а   управлять   ею, укротить ее не может. Постепенно у Евгения «прояснились» «страшно мысли», и он «мрачен стал».   Задавшийся перед тем вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь?..» ­ казалось бы, не предполагает простого, немедленного ответа, и вдруг ответ получен. Конь «опустил копыта», Всадник срывается с пьедестала и начинает   погоню   за   бедным   бунтовщиком.   Самодержец   не   может   простить   угрозы   со   стороны   робкого смятенного «маленького человека». Пусть это только кажется Евгению, что Всадник преследует его по пятам, скачет по площади и улицам столицы. Какие­то великие нравственные законы были не учтены и даже попраны преобразователем России. Потому так одинок этот монумент посреди пестрой жизни огромного города. ­ Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека? А.С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта. 9. ­  Какой подзаголовок имеет произведение «Медный всадник»? («Петербургская повесть») Однако мы в трудах многих литературоведов встречаем обозначение этого произведения как поэмы. ­     Прочтите   определения   повести   и   поэмы   в   словаре.   К   какому   жанру   ближе   произведение   «Медный всадник» и почему? Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Поэма   (гр.  poiema  характерны сюжетность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.   Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчеркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом».   Для автора важно было подчеркнуть, что это не просто поэма наподобие «Цыган», а нечто более глубокое и масштабное. Очень часто авторы усложняют жанры своих произведений. Определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах, и автор таким образом дает им подсказки. Домашнее задание:   ­   творение)   –   один   из   видов   лироэпических   произведений,   для   которых Определение жанра

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".

Конспект урока по литературе "Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017