Произведения курса начальной школы способствующие формированию нравственности и работа над ними
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
19.02.2017
Данный материал познакомит учителей начальных классов с произведениями, которые наиболее способствуют формированию у обучающихся представлений о духовно-нравственных ценностях. А так же с особенностями работы с такими произведениями. А ведь часто произведения, которым нужно уделить особое внимание, рассматриваются не так подробно.
Статья.docx
Обучающиеся уже с первых уроков литературного чтения должны
усвоить такие понятия, как доброта, дружелюбие, смелость, справедливость,
но не только понимать значение этих слов, но и уметь различать.
Немаловажно показать ребенку выражение нравственных качеств в
повседневной жизни, объяснить различия в поступках хороших и плохих
людей. Наряду с воспитанием в ребятах благих чувств, показать
неприемлемость по отношению ко всему отрицательному: злости, лени,
скупости, зависти.
В учебниках по литературному чтению
многие произведения
посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. Главная задача
педагога, при рассмотрении таких рассказов, привлечь внимание детей к
природе, вызвать у них стремление защитить всё живое, будь то прекрасный
цветок, растущий на солнечной поляне, или же маленький жучёк. Ребенок, для
которого причинение вреда беззащитному, не умеющему говорить живому
существу, не является чем – то возбранительным, может поступить так и с
человеком. Поэтому немаловажно, анализируя произведение, дать ребятам
возможность высказать своё мнение о происходящем в тексте.
Для этого ребятам нужно задавать такие вопросы: встречался ли ты с
такой ситуацией в своей повседневной жизни? Строя беседу с классом,
учителю важно привести их не только к тому, что одобряется в поведении
человека, но и к тому, что не приемлемо и достойно осуждения. Данная
работа будет благоприятно влиять на воспитание неприязни к
безжалостности, равнодушия и эгоизма, и будет способствовать развитию
умения давать характеристику герою и его поступку.
Героический эпос, повествующий нам о деяниях героев, об их жизни,
подвигах, любви показывает ребятам пример настоящей любви к своей
Родине. Образы богатырей, встречающихся в произведениях, дают детям
четкое представление о том, каким является русский народ: бесхитростный,
смелый, правильный, усердный и трудолюбивый. Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные
детские издания, которые условно можно разделить на такие группы:
детские Библии и переложения житий святых;
книги поучения;
художественная литература, в которой заложен смысл Православия.
Однако, включение в круг детского чтения подобных произведений,
встречает массу противников. Так как многие полагают, что в школе не место
религии, а место духовным ценностям, которыми хорошо владеет учитель.
Ключевой особенностью подбора произведений, включенных в круг
детского чтения в начальной школе, является возраст обучающегося. Стоит
отметить, что в учебниках по литературному чтению всех УМК встречаются
произведения устного народного творчества, в большинстве своем сказки и
пословицы, которые любимы и легко воспринимаемы детьми.
Самая большая часть пословиц посвящена человеку – его
нравственности: «Без греха веку не проживешь, без стыда лицо не износишь»,
«Бесчестный человек готов на бесчестное дело», «В лохмотьях и царя за
нищего примут», «В тихом омуте черти водятся», «В уборе и пень хорош».
Поэтому использование пословиц темы: «О человеке», является успешным
при формировании нравственности.
Рассмотрим конкретные произведения, изучаемые в начальной школе,
направленные на формирование тех или иных нравственных качеств.
Нравственное качество
Патриотизм
Литературное произведение
А.Гайдар «Горячий камень»,
(в
«Тимур и его команда»
сокращении);
М.Пришвин «Моя Родина»;
В.Горбачевский
«Первопечатник Иван Федоров»;
«Илья Муромец и Соловей
разбойник»;
И.Никитин «Русь»;
И.Суриков «Детство»; Гуманизм,
человечность,
сердечность,
великодушие,
милостливость, добродушие
Героизм, отвага, верность
А.Платонов «Цветок на
земле», «Еще мама»;
М.Пришвин «Моя Родина» и
др.
Дж. Лондон «Волк»;
К.Ушинский «Жалобы зайки»;
И. Крылов «Чиж и Голубь»;
Л. Толстой «Лев и мышь»;
С. Михалков «Дядя Стёпа».
Б.Полевой «Повесть о
настоящем человеке»;
русская народная сказка
«Лиса и заяц»;
И. Токмакова «Я ненавижу
Тарасова...»
Долг, ответственность
И. Токмакова «Это ничья
Сплочённость, коллективизм
Совесть, совестливость
кошка...»;
Д. Биссет «Орёл и овечка»;
Л.Толстой «Старый дед и
внучек»;
В. Осеева «Сыновья.
Л. Толстой «Отец и сыновья»;
В. Осеева «Хорошее».
русская народная сказка
«Лиса и козёл»;
Л. Толстой «Косточка»,
«Старый дед и внучек».
Многие современные ученые – педагоги и методисты указывают на
большую роль, которую играет сказка в формировании личности младшего
школьника. По их мнению, все самое ценное, накопленное народом
тысячелетиями, должно быть использовано в учебном процессе.
Произведения курса начальной школы способствующие формированию нравственности и работа над ними
Произведения курса начальной школы способствующие формированию нравственности и работа над ними
Произведения курса начальной школы способствующие формированию нравственности и работа над ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.