Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература +1
Взрослым
17.02.2017
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время-сбережение и здоровье-сбережение;
• в центре внимания урока – дети;
ФГОС.docx
ФГОС: Требования к современному уроку
Выступление на педагогическом совете 29.12.2016 г. учителя русского языка
и литературы Мацегоровой Н.А.
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный
минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень
подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования .
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А.
Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: “Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора, эрудиции”.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются
цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но
какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На
нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились,
только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного
процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но
решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому
положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,
когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и
совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего
времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам
сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты
освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только
предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые
могут:
анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их
возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социальноэкономическое
процветание.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный
урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать
тему, цель, задачи урока:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется
право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с
проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме
деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы
самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы
приемов обратной связи) .
Современный урок должен начинаться не с объявления темы учителем, а дети сами должны
подойти к формулировке темы и задач урока путём своего труда и знаний, которые они
получили ранее. В своей практике я щироко использую поисковую, проектную, игровую деятельность, системно
– деятельностный подход к обучению. Например, к урокам литературы ребята готовят презентации
о творчестве писателей, при этом используют не просто википедию, а стараются найти
малоизвестные и интересные факты из жизни поэта или писателя , подбирают стихи , которые
положены на музыку (т.е. романсы С.Есенина, Н.Рубцова и т.д.). Использую на своих уроках
инсценировки (басни И.А.Крылова) – по группам ( дети роли выбирают сами), чтение по ролям,
причём требую войти в образ героя. Анализируют поведение героев, выбирают из ряда героев
положительных и отрицательных и затем комментируют свою точку зрения, опираясь на текст, т.к.
знают, что ответ не будет считаться полным. Уроки контроля провожу в форме теста, мини
сочинений, использую задания с развёрнутым ответом. После изучения темы «Фольклор» ребята
готовили по группам задания. 1я группа подбирала пословицы и поговорки о труде и учении, 2я
обрядовые песни, 3я группа загадки, 4я группа представляла малые жанры фольклора в общем.
При анализе стихотворений использую игровой подход. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения ( работа в парах).
В своей работе учитываю индивидуальные возможности ребёнка, а вместе с этим и даю
разноуровневые задания. Например, для базового уровня:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам
в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация,
мультипликация,
художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений
о русском национальном характере;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию
«устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные
приёмы, характерные для народных сказок;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы,
выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять
своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
Для повышенного уровня:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского
и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; – устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе
художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и
смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или
под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
Очень важной структурной единицей современного урока является мотивация учащихся
к изучению любого предмета. Чтобы настроить ребят на хороший плодотворный урок
можно ребятам рассказать притчу об учении.
Всё в твоих руках
Давнымдавно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать
ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей
истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Или урок можно начать так.
Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои
места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Мотивация к учёбе повышается, когда использую приём «Кредит доверия».
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою
состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для
достижения успеха, необходимо только чтото сделать подругому, стараться чуть больше.
Метод отсрочки отрицательной оценки. Ученик не подготовился к уроку. Он не получает «2», но к
следующему уроку он готовится основательно, т.к. знает, что оценка будет на балл ниже, потому что не
в срок сделано задание. И т.д.
На уроках русского языка часто использую задания, где нужно вспомнить предыдущий
материал. Например, записываю простое предложение с однородными членами, но не
ставлю знаков. Дети должны увидеть это и правильно их расставить. При этом подтвердить
свой ответ правилом. При изучении безударной гласной проверяемой ударением
предлагаю вставить пропущенные буквы в словах, где будет одно слово лишнее, и
подобрать к каждому слову проверочное. А затем ребята сталкиваются с тем, что одно
слово проверить нельзя, значит оно словарное. И его нужно запомнить.
При изучении темы «Сложносокращённые слова» использовала текст, в котором нужно
было найти изученные слова:
(В школе волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и
другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья
водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают его три недели.)
Затем предложила вставить пропущенные буквы в данные предложения, где нужно было правильно
употребить род сложносокращённых имён существительных . Вуз объявил.. о начале приёма
документов.
АЭС начал.. вырабатывать энергию.
СМИ сообщил.. о победителях конкурса.
Дети стали затрудняться, т.к. поняли, что это для них новое. И на основе этого сформулировали
тему и задачи урока. В течении урока дети находились в постоянном поиске. Иногда обращались к
словарям.
Чтобы провести интересный урок приходится использовать очень много дополнительной
литературы.( показать книги, которые использую)
В заключении следует сказать, что современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок , содержащий разные виды деятельности.
урок , на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности
ученика.
современный урок развивает у детей креативное мышление.
современный урок воспитывает думающего ученикаинтеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и
увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.