Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Оценка 5

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература +1
Взрослым
17.02.2017
Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока: • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • время-сбережение и здоровье-сбережение; • в центре внимания урока – дети;
ФГОС.docx
ФГОС: Требования к современному уроку   Выступление на педагогическом совете 29.12.2016 г.   учителя русского языка и литературы  Мацегоровой  Н.А. Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный  минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень  подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования . Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя: “Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его  кругозора, эрудиции”. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются  цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но  какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На  нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились,  только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного  процесса: учитель и ученик. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но  решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому  положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда,  когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и  совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего  времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам  сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.  Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2]. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты  освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только  предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые  могут:    анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их  возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными  к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально­экономическое  процветание. Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный  урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.  Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать  тему, цель, задачи урока:           урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на  сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и  одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность  учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время­сбережение и здоровье­сбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль  класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Принципы педагогической техники на уроках:      свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется  право выбора); открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с  проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме  деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы  самих учащихся); обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы  приемов обратной связи)  . Современный урок должен начинаться не с объявления темы учителем, а дети сами должны  подойти к формулировке темы и задач урока путём своего труда и знаний, которые они  получили ранее. В своей практике я щироко использую поисковую, проектную, игровую  деятельность, системно  – деятельностный подход к обучению. Например, к урокам литературы ребята готовят презентации о творчестве писателей, при этом используют не просто википедию, а  стараются найти  малоизвестные  и интересные факты из жизни поэта или писателя , подбирают стихи , которые  положены на музыку (т.е. романсы С.Есенина, Н.Рубцова и т.д.). Использую на своих уроках  инсценировки (басни И.А.Крылова) – по группам ( дети роли выбирают сами), чтение по ролям,  причём требую войти в образ героя.  Анализируют поведение героев, выбирают из ряда героев  положительных и отрицательных и затем комментируют свою точку зрения, опираясь на текст,  т.к.  знают, что ответ не будет считаться полным. Уроки контроля провожу в форме теста, мини­  сочинений, использую задания с развёрнутым ответом. После изучения темы «Фольклор» ребята  готовили по группам задания. 1­я группа­ подбирала пословицы и поговорки о труде и учении, 2­я­  обрядовые песни, 3­я группа­ загадки, 4­я группа представляла малые жанры фольклора в общем.  При анализе стихотворений использую игровой подход. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения,  олицетворения ( работа в парах).  В своей работе учитываю индивидуальные возможности ребёнка, а вместе с этим и даю разноуровневые задания. Например,  для базового уровня: – осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в   различных   ситуациях   речевого   общения,  сопоставлять  фольклорную   сказку   и   её интерпретацию   средствами   других   искусств   (иллюстрация,   мультипликация, художественный фильм); –  выделять  нравственную   проблематику   фольклорных   текстов   как   основу   для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; –   выразительно  читать  сказки   и   былины,   соблюдая   соответствующую   интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок; – воспринимать художественный текст как произведение искусства; –  определять  для   себя   цели   чтения   художественной   литературы,  выбирать произведения для самостоятельного чтения; – выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё   отношение   к   ней,   и   на   этой   основе   формировать   собственные   ценностные ориентации; –  определять  актуальность   произведений   для   читателей   разных   поколений   и вступать в диалог с другими читателями; –  создавать  собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;   Для повышенного уровня: –  сравнивать  сказки,   принадлежащие   разным   народам,  видеть  в   них   воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); –  сочинять  сказку   (в   том   числе   и   по   пословице),   былину   и/или   придумывать сюжетные линии; –  сравнивать  произведения героического эпоса разных народов,  определять  черты национального характера; –  выбирать  произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; –  устанавливать  связи   между   фольклорными   произведениями   разных   народов   на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); –  выбирать  путь   анализа   произведения,   адекватный   жанрово­родовой   природе художественного текста; –  видеть  элементы   поэтики   художественного   текста,   их   художественную   и смысловую функцию; –  сопоставлять  «чужие»   тексты   интерпретирующего   характера,   аргументировано оценивать их; – оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; – сопоставлять  произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под   руководством   учителя)   определяя   линии   сопоставления,   выбирая   аспект   для сопоставительного анализа; –  осуществлять  самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность   и оформлять  её   результаты   в   разных   форматах   (работа   исследовательского   характера, реферат, проект). Очень важной структурной единицей современного урока является мотивация   учащихся к изучению любого предмета. Чтобы настроить ребят на хороший плодотворный урок  можно ребятам рассказать притчу об учении.  Всё в твоих руках Давным­давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать  ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей  истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Или урок можно начать так.  ­ Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои  места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.  Мотивация к учёбе повышается, когда использую приём «Кредит доверия». В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою  состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для  достижения успеха, необходимо только что­то сделать по­другому, стараться чуть больше. Метод отсрочки отрицательной оценки. Ученик не подготовился к уроку. Он не получает «2», но к  следующему уроку он готовится основательно, т.к. знает, что оценка будет на балл ниже, потому что не  в срок  сделано задание. И т.д. На уроках русского языка часто использую задания, где нужно вспомнить предыдущий  материал. Например, записываю  простое предложение с однородными членами, но не  ставлю знаков. Дети должны увидеть это и правильно их расставить. При этом подтвердить свой ответ правилом.  При изучении безударной гласной проверяемой ударением  предлагаю вставить пропущенные буквы в словах, где будет одно слово лишнее, и  подобрать к каждому слову проверочное. А затем ребята сталкиваются с тем, что одно  слово проверить нельзя, значит оно словарное. И его нужно запомнить. При изучении  темы «Сложносокращённые слова» использовала текст, в котором нужно  было найти изученные слова: (В школе  волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и  другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают его три недели.)  Затем предложила вставить пропущенные буквы в  данные предложения, где нужно было правильно употребить род сложносокращённых  имён существительных  . Вуз объявил..  о начале приёма  документов. АЭС начал.. вырабатывать энергию. СМИ сообщил.. о победителях конкурса. Дети стали затрудняться, т.к. поняли, что это для них новое. И на основе этого сформулировали  тему и задачи урока. В течении урока дети находились в постоянном поиске. Иногда обращались к  словарям. Чтобы провести интересный урок приходится использовать очень много дополнительной  литературы.( показать книги, которые использую) В заключении следует сказать, что современный урок – это: урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);         урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. урок , содержащий разные виды деятельности. урок , на котором ученику должно быть комфортно. урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности  ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление. современный урок воспитывает думающего ученика­интеллектуала. урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и  увлеченности. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются  все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете

Обобщение опыта  "ФГОС: Требования к современному уроку " Выступление на педагогическом совете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017