Конспект урока "А.С.Пушкин. Неповторимая картина русского мира в произведениях писателя"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
23.10.2017
Образовательная цель: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина;
Развивающая цель: развитие коммуникативных и творческих способностей студентов;
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, учебник, лекция.
2-3.docx
Тема. А.С.Пушкин. Неповторимая картина русского мира в произведениях писателя.
Урок 23.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина;
Развивающая: развитие коммуникативных и творческих способностей студентов;
Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического
наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к
прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, учебник, лекция.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами переходим к изучению творчества писателей и поэтов 19 века, который принято
считать «золотым веком»! Он охватывает весь 19 век, до начала 20 века.
Как вы понимаете термин «золотой век»? (Классика, открытие новых направлений в русской
литературе).
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не
стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом
литературного процесса 1718 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка,
который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Ребята, как вы думаете, какие писатели и поэты относятся к 19 веку?
К «золотому веку» мы отнесем таких поэтов и писателей как: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.
Гоголь, Л.Н.Толстой. И.С. Тургенев.)
Центральной фигурой литературы 19 столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко
воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой
степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И невзирая на столь великое влияние
романтического направления, он вместе с А.С., Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы
как поэзии реальности.
Ребята, что вы знаете о А.С. Пушкине из младших классов?
Какие произведения А.С. Пушкина вы мне можете назвать? («Руслан и людмила» «Сказка о рыбаке и
рыбке»).
Ребята, когда и где родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича
Пушкина и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий поэт Александр Сергеевич Пушкин.)
В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о
московских и парижских новостях занимали все время.
Какой язык сначала усвоил маленький Саша и почему?
(Главным языком в семье был французский, поэтому маленький Саша научился на нем говорить
раньше, чем на родном русском).
Кто занимался воспитанием Саши?
(Воспитанием Александра занимались Мария Алексеевна,бабушка поэта, и Арина Родионовна, его няня.
Эти две умные и добрые женщины были первыми воспитательницами Александра. От них он научился
говорить порусски, от них он впервые услышал народные песни и сказки. Именно эти женщины пробудили
в нем любовь к народной культуре, ввели его в мир старины, народного быта и народной поэзии).
В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке.
Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов.В московском доме
родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда
присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.
Пушкин Василий Львович (1766 1830) дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного
общества «Арзамас». В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это
учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих.
Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей:
И. Пущина, А. Дельвига, Кюхельбекера, Яковлева.
Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная
творческая деятельность юношипоэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но
зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году
впервые появилось в печати его стихотворение.
Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет
своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин
выбирает последнее.
Ребята, что случилось с А. С. Пушкиным после лицея? Куда он попал?
Пушкин в Михайловском
В 1825 году Пушкин попадает в ссылку в с. Михайловское, где постоянным собеседником поэта
становится няня, Арина Родионовна. Ей он поверял написанное, и сам был внимательным слушателем. В одном
из писем он пишет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Никто не мог сказать, когда завершится
ссылка. Особенно чувство одиночества обострялось в долгие зимние вечера. Можно себе представить, что в
один из вьюжных одиноких вечеров и родилось стихотворение «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
… Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой по утору шла.
Ребята, а вы знаете, как звали супругу Александра Сергеевича?
(Наталья Николаевна Гончарова – жена А. С. Пушкина. У них было четверо детей).
После ссылки он продолжил заниматься литературой.
Как же оборвалась жизнь Пушкина?
(8 февраля 1837г. Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и был смертельно ранен. 10 февраля он
скончался).
IV. Закрепление нового материала.
1.
2.
3.
4.
5.
(Ответы учащихся).
V. Подведение итогов.
Выставление оценок. Комментарии.
Какую роль в жизни и творчестве А. С. Пушкина сыграли бабушка и няня?
В какое учебное заведение был отдан Александр?
Почему учеба в Лицее стала самым важным событием в жизни юного Пушкина?
В каком селе А. С. Пушкин отбывал ссылку?
Как погиб великий поэт? VI. Домашнее задание.
Чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» («И путник
усталый на Бога роптал»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил», «Поэт», «Пора, мой друг, пора…», «Из
Пиндемонти».
Конспект урока "А.С.Пушкин. Неповторимая картина русского мира в произведениях писателя"
Конспект урока "А.С.Пушкин. Неповторимая картина русского мира в произведениях писателя"
Конспект урока "А.С.Пушкин. Неповторимая картина русского мира в произведениях писателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.