Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
pptx
русский язык
7 кл
29.01.2018
Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Действительные и страдательные причастия.pptx

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Действительные и страдательные причастия. (урок русского языка в 7 классе) учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» Денисенко Галина Евгеньевна

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Цели урока:  Образовательные: дать о действительных и страдательных причастиях, формировать умение различать действительные и развивать орфографические и пунктуационные навыки. страдательные причастия; понятие составлять Развивающие: развивать речь обучающихся, умение с действительными и страдательными причастиями, учить выразительному чтению художественного текста. Воспитывающая: воспитывать чувство любви и интереса к русскому языку. предложения

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Задачи урока:  Выявить смысловые различия действительных и страдательных причастий;  определить грамматические признаки действительных и страдательных причастий;  составить таблицу «Суффиксы причастий».

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Формы работы: Фронтальная; Индивидуальная; Парная; Групповая.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Методы обучения: Фронтальная беседа;  Частично-поисковый; Моделирование.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Структура урока: Организационный этап. Актуализация знаний. Мотивация. Целеполагание. Изучение нового материала. Обобщение нового материала. Контроль новых знаний. Рефлексия. Домашнее задание.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Оборудование: мультимедийный проектор;  экран;  презентация к уроку;  карточки;  тетради. Учебно-методическое обеспечение: учебники по русскому языку под ред. М.В. Панова.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
II. Актуализация знаний. 1. «Орфографическая пятиминутка». Задание: списать словосочетания, графически обозначив  орфограммы. Пропадающ.. вдали голоса, развевающ..ся на ветру знамёна,  извивающ..ся  река,  порхающ..  птичка,  по  усыпан..  листьями  аллее, блистающ.. искорки, в разбушевавш..йся метели.  Вопросы учителя.   1.В словах каких частей речи были пропущены орфограммы? (Ответы  обучающихся: в причастиях)  2.Дайте определение, что такое причастие? (определение причастия) 3.Всегда ли в предложениях встречаются только одиночные причастия?  (причастия с зависимыми словами) 4.Как называются причастия с зависимыми словами? (причастные  обороты)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
2. «Синтаксическая пятиминутка». Задание. Выполнить синтаксический разбор предложения. Луна, косо висевшая в небе, напоминала ей ёлочную игрушку. Вопрос учителя. Можете ли вы сами составить предложения с  причастными оборотами? Составьте предложения по данным  картинкам.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
III. Мотивация. Даны  две  картинки,  составьте  по  ним  предложения  с  причастным оборотом. (Солнце, согревающее Землю, … Земля, согреваемая солнцем,…)

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
предложениях:  Какое  из  причастий  обозначает  признак  того,  что  предмет  сам  действует? (согревающее, т.к. солнце само согревает)  Какое причастие обозначает признак того, что кто­то совершает  Задание  учителя.  Сравните  значения  причастий  в  первом  и  втором  над ним действие? (согреваемая, т.к. согревает кто­то другой)  Подумайте,  какое  из  данных  причастий  вы  могли  бы  назвать  действительным, а какое – страдательным? Почему? Ответы обучающихся.   (Причастие  «согреваемая»  можно  назвать  страдательным,    т.к.  оно  обозначает  признак  предмета,  который  испытывает  на  себе действие другого предмета, т.е. страдает; причастие  «согревающее»  можно  назвать  действительным,  т.к.  оно  обозначает  признак  предмета,  который  сам  выполняет  действие, т.е. действует).

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
IV. Целеполагание. Учитель. Сформулируйте тему нашего урока  Ответы обучающихся. Действительные и страдательные причастия. Учитель.  Какие цели мы поставим перед собой, изучая данную тему?  Обучающиеся. Должны узнать, что причастия бывают действительными и  страдательными, а также научиться отличать их друг от  друга.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
V. Формирование новых знаний. Цель: дать понятие о действительных и страдательных причастиях. 1.Работая в парах, проанализируйте учебную статью (стр. 191) и  упражнение 333. Составьте модель ГК залог. ГФ1 (дейст. прич.) – ГЗ1 (не направлено действие на предмет)                  залог ГФ2 (страд. прич.) – ГЗ2 (есть направленность действия на предмет) ГК

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
V. Формирование новых знаний. ГФ1(дейст.прич.) – ГЗ1 (сам выполняет действие) залог ГФ2 (страд. прич.) – ГЗ2 (испытывает на себе действие) ГК

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Работа обучающихся по группам. 2. Рассмотрите предложения, найдите грамматических помощников  при определении действительных и страдательных причастий. 1 группа.  1. В саду образовались приятные уголки, манящие к задумчивости и  сну. 2. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись  арбы (телеги). 3. Книга, лежащая на письменном столе, привлекала его внимание. 4. Солдаты, стоящие на карауле, любили её. 5. Они любовались набегающим прибоем. Суффиксы действительных  причастий настоящего времени:  ­ущ (­ющ),  ­ащ (­ящ).

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Дидактический материал для работы 2 группы.  1. Это был стремительный поток, ломавший преграды. 2. Перед путниками простиралось зарево, обнимавшее полнеба. 3. Дальше начинался пологий подъём, поросший густым невысоким  сосняком. 4. Алёша увидел рыбаков, бежавших к нему. 5. Через обширный двор, заросший кустарником, мы пришли к  огромному дому.   Суффиксы  действительных  причастий прошедшего  времени: ­ вш, ­ш.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Дидактический материал для работы 3 группы.  1. Музыканты, приводимые в отчаяние бессмыслицею сочинения,  часто бросали смычки. 2. Мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили по коридору. 3. Стихи молодого поэта, публикуемые в журнале,  свидетельствуют о его таланте. 4. Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке. 5. Без конца тянулись влекомые волами длинные арбы (телеги).   Суффиксы страдательных  причастий настоящего времени:  ­ом, ­им, ­ем.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Дидактический материал для работы 4 группы.  1. Захар сидел у ворот, обращённых в переулок. 2. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами. 3. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу. 4. На старой ветле заворковала горлинка, пригретая ранними  лучами солнца. 5. Старик стоял погружённый в свои думы.   Суффиксы страдательных  причастий прошедшего  времени: ­енн, ­нн, ­т.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
3. Обучающиеся составляют таблицу суффиксов причастий. Суффиксы причастий   Действительные Страдательные Настоящее  Прошедшее  Настоящее  Прошедшее  время время время время ­ущ (­ющ),  ­ащ (­ящ) ­вш, ­ш ­ом, ­ем,  ­им ­нн, ­т, ­енн

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
VI. Применение новых знаний и формирование умений и навыков.   1.Учитель.  Заполните  таблицу  данными  причастиями,  выделите  суффиксы причастий. Клеящий,  клеимый,  припоминающий,  припоминаемый,  вращаемый,  прерывающий,  вовлекающий, вовлекаемый,  мыслящий, мыслимый.  прерываемый,  вращающий,

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
VI. Применение новых знаний и формирование умений и навыков.  2. Учитель. Образуйте действительные и страдательные причастия  от глаголов, обозначьте их суффиксы:  Сопровождать, подавлять, выполнять,  рекомендовать,  возрождать, восстанавливать. Ответы обучающихся.    Сопровождающий – сопровождаемый, подавляющий –  подавленный, выполняющий – выполняемый,  рекомендовавший – рекомендованный, возрождающий –  возрождаемый, восстанавливающий –  восстановленный.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
VI. Применение новых знаний и формирование  Учитель.  Задание 3. Замените причастия одного залога причастиями другого  залога: умений и навыков. прочитанная  найденный гриб книга  прочитавший книгу              нашедший гриб испуганный взгляд                 возвращенный долг уважаемый человек              видимый глазом                      ожидающий ответа                                испугавший взгляд                     возвративший долг                     уважающий человек                     видящий глазом                     ожидаемый ответ

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
VII. Этап контроля знаний.  Графический диктант. Учитель .Определите вид причастия  (действительное или  страдательное). 1. Поднимаемый груз, 2. видимый издали корабль, 3. строящийся дом,  4. надетый костюм, 5. обжигающий огонь,  6. качаемая колыбель, 7. двигающийся поток, 8. погружённый в думы, 9. пересекавший путь, 10.  бегущая по волнам. 1 с 2 с 3 д 4 с 5 д 6 с 7 д 8 с 9 д 10 д

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
VIII. Рефлексия.        Вопросы учителя. С какой категорией причастия вы познакомились сегодня?  (причастия действительные и страдательные)   Какие выводы сделали, образуя действительные и  страдательные причастия? (суффиксы действительных  причастий содержат шипящие, суффиксы страдательных  причастий их не содержат)   Что сегодня было самым трудным, а выполнение какого  задания не вызвало затруднений?       Задание учителя: составить синквейн.  1­я строка – указание части речи.  2­я строка ­2 определения данной части речи.  3­я строка –3глагола, характеризующие данную часть речи.  4 –я строка ­ 4 слова, указывающие на признаки данной части речи.  5­я    строка – синоним к 1 строке.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
Синквейны, составленные обучающимися. 1. Причастие. Действительное, страдательное. Выполняет, испытывает, относится. Обозначает процессуальный признак предмета. Морфология. 2.Действительное причастие. Настоящее, прошедшее. Обозначает, действует, переходит. Имеет признаки прилагательного и глагола. Речь. 3.Страдательное причастие. Совершенный, несовершенный. Изменяется, склоняется, является. Обозначает признак предмета по действию. Определение.

Конспект урока на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)

Конспект урока  на тему: «Действительные и страдательные причастия» (7 класс, русский язык)
IX. Домашнее задание. 1 Выполнить § 63, упражнение 335, выучить таблицу  «Действительные и страдательные причастия».                          Подведение итогов урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018