Конспект урока на тему "Легкие нашей планеты"(6 класс)

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

11 янв. 2017 г. - Указом президента Владимира Путина 2017 год объявлен Годом экологии в России. Этот урок посвященный этой теме. Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС НОО.Конспект урока "Лёгкие нашей планеты" (6 класс)
Иконка файла материала урок Легкие нашей планеты Николаева Галина Николаевна.docx
Николаева Галина Николаевна,  учитель муниципального бюджетного общего  учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 56»  города Чебоксары Чувашской Республики. Чебоксары 2017 год Образовательные: формировать представления о деревьях, о пользе деревьев, значение слова «дерево». Развивающие: выявлять   причинно­следственные   связи   между   живой   и   неживой   природой, Тема урока: «Легкие нашей планеты»  Цели: • • • • развивать познавательный интерес; • • навыки. • • • неживой природы; Оборудование: материалы и наглядные пособия: ­ Компьютер и проектор; ­ Мультимедийные слайды; рассматривание деревьев, листьев, определение видов. развивать   мышление,   наблюдательность,   любознательность,   исследовательские Воспитательные: воспитывать любовь к окружающей нас природе; прививать интерес к деревьям и бережное обращение с ним, как объектом живой и ХОД УРОКА 1 Сообщение темы урока. (Вызов) 1) ­ Прослушав стихотворение, попробуйте догадаться, какой будет тема нашего урока Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. ­ О чем  говорится  в стихотворении? (О дереве) ­ А что такое дерево? 2) Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Дерево – это … • • • • •          … место обитания, дом животных • Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения. 3) Прием «Верные, неверные высказывания» (Прогнозирование): У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. … растение … живая природа … тело … жизнь … лёгкие нашей планеты … .Вопросы: • • • • • • 1 … ветер может разрушить деревья?                                    … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см дерева растёт за 10 лет? … норы, дупла животных, живущих в дереве, разрушают её? … деревья и кустарники родственники? … дерево – наша кормилица?  2 6 3 4 5 Физкультминутка. Листики Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. 2. Постановка целей урока. 1) ­ Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос: что такое дерево? Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос. ­ Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о дереве. Заслушиваются   вопросы   детей.   Среди   интересующих   детей   вопросов   могут   быть следующие: Откуда взялось дерево? Из чего оно состоит? Много ли на Земле деревьев? Где на Земле нет деревьев? Может ли дерево исчезнуть? 2) Послушайте стихотворение и попробуйте сами рассказать о проблемах дерева.  Солнце жарко печет,  Ветер больно Дерево бьет,  И Вода старается­ Трещин прибавляется.  И заплакало Дерево:  ­ Ох, стар я, ох, я стар!  Не жалел Лишайник Дерево.  Поселился, лезет на дерево. Убрала лишайник Девочка.  Зацвели на ней цветочки.  Загордилось Дерево:  ­ Вновь я стало молодо! (Открытые  трещины  всех   видов   могут   служить   источником   заражения   грибами. Эпифиты, поселяющиеся на ветвях и стволах деревьев, а также на листьях и получающие питательные вещества из окружающей среды. Эпифит — это какое­либо растение, которое произрастает  на  другом  растении,  или   является  постоянно  присоединенным   к  другому живому растению, и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты (на   стволах   и   ветвях   деревьев):   печёночный   мох,   папоротник,   орхидея.   Остатки древнейших деревьев под воздействием химических и физических процессов со временем превращаются в камень). 3) Составление кластера. ­ Из чего состоит дерево?(Белым мелом дети пишут то, о чём уже знают) В итоге получается:     3. Изучение нового материала (Осмысление) Физкультминутка для глаз. Чтение текста в учебнике на стр.193. Приём «Инсерт» ­ Во время чтения текста в учебнике делайте на полях пометки: «V» ­ уже знал; «+» ­ новое для меня; «­» ­ думал иначе; «?» ­ не понял, есть вопрос. 3) Клоуз­тест. Одно дерево производит около 113 килограммов … в год. Это значит, что два взрослых … могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежедневную потребность   в  кислороде  …  из  четырёх  человек. Пропущенные   слова:  1.  кислорода   2. дерева, семьи.   (После ознакомления с новым материалом дописывают красным цветом то, о чём узнали). 4) Проверка истинности высказываний из корзины идей. 5) Проверка истинности выдвинутых ранее прогнозов. 4. Закрепление изученного материала (РАЗМЫШЛЕНИЕ: рефлексия).  1) ­ Часто человек наносит вред дереву: вырезая на коре дерева, собирая березовый сок, ломая ветки и листья, незаконно рубя деревья, разжигая костры в лесу, оставляя мусор в природе. Человек уничтожая одно, наносит вред другому. Дерево, как человек должно было «умереть» само. Ураганы и бури, ледяные дожди наносят большой вред деревьям. Жуки­короеды   и   его   личинки   перемалывают   древесину   и   кору   дерева,   чем   наносят большой вред. Гриб трутовик, поражая многие лиственные породы деревьев, тоже наносит вред.   ­ Человек, понимая, что наносит вред дереву, вынужден заботиться о нём. Что делают люди?  ­ Ответить на этот вопрос поможет рассказ. (Дети читают.) 2) Для проверки усвоения содержания используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает   цветные   шляпы   с   надписями.   После   обсуждения   в   группах   выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Нельзя на одном и том же месте из года в год сажать одни и те же растения. Нельзя бесконтрольно вырубать леса. Нельзя сжигать костры в лесах.  Жёлтая. Позитивное мышление. Дерево, кормилица человека. Черная. Проблема. Частые лесные пожары, незаконная вырубка деревьев.  Красная. Эмоции. Дерево для нас дороже угля, нефти, золота.  Зеленая. Творчество. Нужно продумать новые средства и способы защиты дерева.  Синяя Философия. Обобщают высказывания каждой группы. Физкультминутка. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. 3) Приём «Синквейн» Дерево Живое, плодородное, Уничтожается, впитывает, выращивает Пожары, люди и стихии уничтожают деревья Дерево.Толстые вопросы Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? 4)   ­   Сейчас,   давайте   определим,   насколько   хорошо   вы   запомнили   материал   урока. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. «Ромашка»  Тонкие вопросы  Кто...?   Что...?   Когда...?   Как звать...?  Верно ли ...?  Может  ли…?  Почему, вы думаете...?  В чём различие ...?  Предположите, что будет, если ...?   Согласны ли вы ...? ­   Я   попрошу   команды   придумать   по   одному   тонкому   и   толстому   вопросу.   Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде. ­ Дети берут чистый лепесток. Пишут вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. 5) Разминка. Ученики ­ животные, микроорганизмы, обитающие в дереве. Пространство класса ­ дерево. Учитель ­ человек, который  ломает дерево и раскидывает мусор. ­ Соберите то, что вам необходимо для жизни. ­ А что делать с другими, оставшимися предметами? Вывод: не всё, что человек бросил на почву, ей необходимо (бумага, которая сгнивает через   100   лет   стекло,   которое   никогда   не   сгниёт,   а   останется   так   и   лежать   в   почве, пластиковые бутылки) 5) Мозговой штурм.  Как ты лично можешь помочь деревьям вокруг школы? Участники: ведущий (следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей), Секретарь (фиксирует возникающие идеи), Спикер (рассказывает об идеях классу и учителю) Эксперты (в данном случае администрация) выбирают лучшую идею. Вывод: дерево возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений? Дерево играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Дерево и растения – единство, созданное природой. – Ещё в старину наши предки называли дерево кормилицей. Люди всегда бережно относились к дереву. Складывали о нём стихи и песни. – Давайте же и мы с вами любить, ценить дерево, заботиться  о нём. Тогда оно будет радовать нас кислородом, плодами, густыми лесами, цветущими аллеями. Оценки за урок. Рефлексия «Дерево»  Красное яблоко вешаете на дерево, если урок был интересным, и всё вам понравилось на уроке. Желтое яблоко – вам понравился урок, но вы не совсем справились. Зелёное яблоко – вам было скучно, вы ничего не выполнили. 5. Задание на дом:  Собрать материал для стенгазеты «Лёгкие нашей планеты». Это домашнее задание.Закончить  хотелось бы  урок такими    словами:  ««Деревья  – это стихи,  которые Земля пишет небу». Так давайте поможем нашей планете написать еще одно стихотворение»...