Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы
Оценка 4.6

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
10.02.2017
Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы
Предмет: биология Класс: 9 Автор учебника: Данилов С.Б., Романова Н.И., Владимирская А.И. Уровень обучения: базовый Тема урока: Неклеточные формы жизни – вирусы. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: № урока 13 Цель урока: Формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира.
неклеточные формы жизни - вирусы.docx
Овчинникова Ольга Алесандровна                                                                                              учитель МБОУ «Елатомская СОШ» Бугурусланского района Предмет: биология Класс: 9 Автор учебника: Данилов С.Б., Романова Н.И., Владимирская А.И. Уровень обучения: базовый Тема урока: Неклеточные формы жизни – вирусы. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: № урока 13 Цель урока: Формирование естественнонаучного мировоззрения и биологического мышления на основе осмысления роли неклеточных форм жизни в системе органического мира. Задачи:   ­ образовательные: расширить   и   углубить   знания   учащихся   о   доклеточных   формах жизни ­ вирусах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов растений, животных, бактерий, человека; сформировать у учащихся представление о внутриклеточных   паразитах,   механизмах   проникновения   и   воздействия   вирусов   на   клетку хозяина; профилактика и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных, человека (на примере Оренбургской области); ­ воспитательные: формирование компонентов экологической культуры личности посредством изучения практической значимости изученного материала для формирования здорового образа жизни, взаимосвязи организмов и окружающей среды; формирование бережного отношения к окружающей   среды,   ценностных   экологических   ориентаций;   формирование   устойчивого интереса к биологии;  ­ развивающие: развитие   памяти,   внимания;   следующих   умений:   умений   четко   и аргументировано   отвечать   на   поставленные   вопросы;   умение   слушать,   наблюдать   и самостоятельно   делать   выводы;   умение   выстраивать   причинно­следственные   связи   и планировать   свою   деятельность   в   ходе   решения   проблемных   задач,   самостоятельной и лабораторной работы. Планируемые результаты:  Познавательные УУД: Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный   материал,   преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую,   готовить сообщения, презентации, проводить сравнение объектов и выделять их существенные признаки. Регулятивные УУД:  Умение организовывать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: Умение строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий в составе творческих групп, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации. Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, ноутбук. Содержание урока: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Проверка и повторение материала – 10 мин. 3. Изучение нового материала – 20 мин. 4. Закрепление изученного материала – 10 мин. 5. Подведение итогов урока и задание на дом – 3 мин. 1. Организационный момент.  Сегодня на уроке мы   откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в парах, выслушивать мнение друга, оценивать свою работу  и работу своих товарищей. ­ Как вы думаете, справимся  ли мы с поставленными задачами? ­ Желаю вам успехов. 2.. Проверка домашнего задания.  Тест на тему: «Клеточная теория строения организма» 1.Выбрать один верный ответ: за каждый правильный ответ­ 1 балл 1.Какое    из    названных   свойств    принадлежит    любой   клетке: 1. – способность    к    образованию    гамет 2.– способность    проводить    нервный   импульс 3. – способность    сокращаться   4.– способность    к   обмену    веществ 2.Какое    положение    точнее    указывает    сущность    клеточной    теории: 1.– все   растительные   организмы   состоят    из    клеток 2. – все   животные    организмы   состоят    из    клеток 3. – все, как, низшие, так   и   высшие    организмы    состоят    из   клеток 4 – клетки    всех   организмов   имеют    одинаковое   строение 3.Сходство    в   строении    растительных   и   животных   клеток   обнаружили: 1.– Р.Гук   и   А.Левенгук 2. – Р.Броун 3. – М.Шлейден   и   Т.Шванн 4 – Р.Вирхов   и   К.Бэр 4.Клеточное    строение    всех   организмов    свидетельствует: 1 – о    единстве   живой   и   неживой   природы 2 – о    единстве    химического   состава    клеток 3 – о    единстве    происхождения    живых   систем 4 – о    сложности   строения    живых    систем. 5.Первооткрывателем клетки является: 1. Р.Гук     2.А.ван Левенгук       3. М.Я.Шлейден        4. Т.Шванн 6 Клеточная теория была создана: 1. Р.Гуком    2.А.ван Левевгуком     3. М.Я.Шлейденом и Т.Шванном    4.И.И. Мечниковым 7.. Положение   о том, что любая клетка возникает лишь в результате деления другой клетки, сформулировал: 1. Р.Гук     2.А.ван Левенгук       3. М.Я.Шлейден        4. Р.Вирхов 2.Выберите верные высказывания: за каждый правильный ответ­ 0,5 баллов 1. Клетка является единицей развития всех живых организмов. 2.Клетки могут самостоятельно возникать из вещества окружающей среды. 3.Все клетки сходны по химическому составу. 4.Клетки всех организмов сходны по строению. 5.Клетка не является одним из уровней организации живого. 6.Все живое имеет единое происхождение. 7.Клетки состоят из тканей. 8.Клетка является структурно­функциональной  единицей. Взаимопроверка.  1 4 1,3,6,8 Задание1 Задание2 3 2 4 3 2 3 5 1 6 3 7 4 Критерии оценивания:      Перевод баллов в отметку:  Максимальное количество баллов – 9    Перевод баллов в отметку:    «5» ­8­9 балов   «4» ­ 7­6 баллов     «3» ­ 5 балла 3.Мотивация. Целеполагание: «Что будем изучать сегодня на уроке?» 4. Актуализация темы (выступление ученика). Человечеству   с   самого   начала   его   существования   угрожали   серьезные   враги. Являлись они неожиданно, коварно. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, пневмонии. Сицилийский историк Микеле де Пьяцца так описывал Неаполь в период эпидемии: «Трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто­либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие   деньги,   чтобы   те   вынесли   и   похоронили   мёртвых.   Дома   умерших   стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто то хотел войти туда, ему никто не преграждал путь». Только средневековые лекари, надев на лицо маски, убирали тела умерших горожан. Оставшиеся в живых создавали противочумные столбы, которые и сегодня напоминают нам о тех страшных временах. – Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня? – Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? – Почему с вирусами – возбудителями  заболеваний  трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Представьте   себя   в   роли   тех   людей,   которые   должны   защитить   человечество   от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Выявление имеющихся знаний у обучающихся. Что вам известно о вирусах?  ­Чтобы вы хотели о них узнать? ­Ответы   (Строение,   жизнедеятельность,   размножение,   значение,   роль   в   жизни человека) Цель урока. Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека. Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле. Изучение новой темы: «Вирусы» (работа в «Информационном листе», инструкция). Задание I. Предположите   (определите)   правильность   суждения   о   вирусах (заполнение таблицы № 1 первой колонки «до изучения темы») Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте До изучения После изучения – (+), если нет – (­)) Суждения (вопросы) 1. Вирусы – это одноклеточные организмы 2.Вирус в переводе с латинского означает «яд» 3. Заболевание бешенство можно вылечить с помощью антибиотиков 4.Вирусы – это внутриклеточные паразиты 5. ВИЧ­инфицированная мать  может родить здорового ребёнка 6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий Изучение новой темы «Вирусы» А) История открытия вирусов (сообщение ученика) Задание II. Работа в группах. Изучение особенности строения и жизнедеятельности вирусов. (Самостоятельная работа – работа в группах, 4 группы – 4 задания). Задания для группы №1 Вопрос «Состав и строение вируса». 1)     используя   текст   параграфа   (стр.60)   и   «Дополнительный   материала» найти ответ на данный вопрос; 2)      заполнить 1 раздел таблицы №2 3)      выступите с кратким объяснением своего вопроса Задания для группы №2 Вопрос « Классификация  вирусов »  (по генотипу; по строению оболочки) 1)     используя   текст   параграфа   (стр.60)   и   «Дополнительный   материала» найти ответ на данный вопрос; 2)    заполнить 2 раздел таблицы №2 3)    выступите с кратким объяснением своего вопроса. Задания для группы №3. Вопрос «Вирусы в живой клетке.»  1) используя тексты параграфа (стр.60­61)  и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос; 2) заполнить 3раздел таблицы№2  3) выступите с кратким объяснением своего вопроса Задания для группы №3 Вопрос «путь проникновения в клетку бактериофага»  1)    используя текст параграфа (стр.61­62)  и «Дополнительный материала»найти ответ на данный вопрос; 2)    заполнить 4 раздел таблицы№2 3)    выступите  с кратким объяснением своего вопроса *статья учебника §11; *текст «Дополнительный материал» *поэтапное заполнение таблицы № 2 в «Информационном листе» *проверка и обсуждение каждого этапа. Таблица № 2«Строение вирусов и особенности их жизнедеятельности» Состав   и   строение вируса Классификация  вирусов Вирусы   в   живой клетке путь   проникновения   в клетку бактериофага Задание III. Определите положение вирусов в системе живых организмов на Земле. Вопросы: 1. Вирусы – это клетка или нет?   2. Вирусы – живые или неживые? 1) Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса. Таб. № 3. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса. Органоиды вирусы _ Клеточная мембрана _ Цитоплазма _ Митохондрии Комплекс Гольджи _ _ Ядро Животные, растения + + + + + Бактерии + + Вывод:  1.   Вирусы   не   имеют   клеточных   органоидов,   следовательно вирусы   –   не клетки. 2) Назовите признаки живого Какие из них характерны и для вирусов тоже? – Размножается   – Обладает изменчивостью – Передает наследственную информацию Вывод 2. У вирусов есть признаки живого и неживого, следовательно они находятся на границе живого и неживого. Приготовьте ответы на вопросы: – Можно ли назвать вирус клеткой? Почему? – Вирус живой организм или нет? Почему ?  – Может ли вирус существовать вне организма? Вывод: 1. Вирусы – особая неклеточная форма существования материи. 2. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым. 3. Вне организма хозяина – вирион, кристалл. 4. В клетке хозяина вирус – нуклеиноваякислота (ДНК или РНК). 5. Все вирусы — это внутриклеточные паразиты. 6.   Каждый   вирус   обладает видовой   специфичностью,   он   ищет   именно   «своего» хозяина  – Вирусы бактерий – бактериофаги. – Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев. – Вирусы животных– ящур, бешенство, чумка. – Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.  Проблемный вопрос: Почему   с   вирусами   –   возбудителями   заболеваний   трудно   вести   борьбу   и полностью их уничтожить? (обсуждение) Вывод. 1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы. 2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле. 3. Вирусы постоянно мутируют: – для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты; – для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину. Таблица № 1. Определите правильность суждения о вирусах. Заполнение раздела «после изучения новой темы»(сравнение) 5.Рефлексия.Тестирование. Самопроверка. Вариант 1 Выбрать один верный ответ 1.Бактериофак – это:  1. Вирус, поражающий бактерии     2. простейшие, питающиеся бактериями 3. поражающий животных              4. вирус, поражающий грибы 2.Вирусы – это: 1. неклеточные Фомы жизни       2.древнейшие эукариоты    3.примитивные бактерии 3.Заболевание СПИД вызывает: 1.ВИЧ      2.бактериофаг     3. вирус бешенства      4.вирус оспы 4.Обязательными компонентами любого вируса являются: 1.липиды    2.моносахариды      3.нуклеиновые кислоты       4.полисахариды 5.Клеточного строения не имеют: 1.сине ­ зеленые водоросли   2.дрожжи   3.бактерии     4.вирусы Вариан 2. Выбрать один верный ответ 1.Вирус открыл: 1.С.Н.Виноградов    2.Д.И.Ивановский   3.И.И.Мечников     4.В.И.Вернадский 2.Вирусы размножаются: 1.только в клетке хозяина       2.самостоятельно вне клетки     3.оба ответа верны     4.не верного ответа 3.Нарушает работу иммунной системы человека вирус: 1.гриппа   2.герпеса     3.оспы    4 ВИЧ 4.Синтез вирусного белка осуществляется: 1.на рибосомах клетки хозяина     2.на собственных рибосомах вируса       3.синтез белков вируса идет без участия рибосом 5.Вне организма вирус называется: 1.вирион   2.орион   3.капсид  4.рецептор Ответы: Вариант 1.              1              1              2              1               3               1              4              3               5               4 Вариант 2.              1               2              2              1               3               4              4               1                5                1 Критерии оценивания:      Перевод баллов в отметку:  Максимальное количество баллов – 5    Перевод баллов в отметку:    «5» ­5 балов   «4» ­ 4 балла     «3» ­ 3 балла Самооценка I. Задание на самооценку. Для меня сегодняшний урок: Итог Урок 1.Понял материал 1.Интересно 2.Скучно 2.Узнал   больше,   чем знал 3.Не понял Я на уроке 1.Работал 2.Отдыхал 3.Безразлично 3.Помогал другим 1.   Домашнее  задание:    Обязательно   для   всех  ­  §   11,   ответить   на   вопросы   после параграфа 2.         Задания по выбору:  Индивидуально (по желанию):   Найти дополнительный материал в Интернете о вирусах: 1)бешенства    2)полиомелита      3)гепатита. Способы профилактики и пути заражения.

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы

Конспект урока на тему неклеточные формы жизни - вирусы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017