Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
11 кл
27.03.2017
конспект урока по теме "Сатира 19 и 20 веков: литературные параллели". Традиции сатиры 19 века в литературе 20 века. Почему жива сатира? Что является предметом современной сатиры? Эти и другие вопросы являются предметом разговора.
Конспект урока внеклассного
чтения
в 11 классе по рассказу
Л.Петрушевской
«Черное пальто»
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: размышление – мастерская
«Свет и во тьме светит»
Ценность человеческой жизни в рассказе
Л.Петрушевской «Черное пальто»
Учитель Свитова И.В. Цели урока:
Образовательные: дать понятие новейшей литературы, познакомить с проблематикой
произведений Л.Петрушевской, особенностями рассказа «Черное пальто».
Развивающие: совершенствование умений и навыков анализировать текст, выделять
главное, доказывать, развитие ассоциативного мышления через эмоциональную реакцию,
через осмысление своего отношения к изображаемым событиям, приобщение
обучающихся к сложным духовным поискам.
Воспитательные: воспитание нравственного потенциала, формирование неравнодушного
отношения к жизненным проблемам, совершенствование коммуникативных навыков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
1. формирование мировоззрения формирование целостного взгляда на мир, жизненные
проблемы, становление гуманистических ценностных ориентаций, осознание своей
ответственности за происходящее с окружающими людьми.
2. Формирование ценностных ориентаций: способность проникнуться трудной ситуацией
героинь, способность правильно понять их, попытаться объяснить их поступки, оценить
ситуацию, в которой оказались героини рассказа, способность извлечь из произведения
нравственные уроки, способность оценить предательство, которое пережили героини,
сделать выводы о правильности решения героинь, способность объяснить смысл жизни,
способность найти светлые образы в реальности, ради которых стоит жить.
3. Формирование национального самосознания: формирование гуманистической позиции,
способность выразить сочувствие, способность сопереживать.
4. Воспитание лучших черт личности: воспитание доброты, отзывчивости, милосердия,
ответственности за свои поступки.
Регулятивные:
1. Умение определять цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно,
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации,
осознавать уровень и качество выполнения задания, адекватное восприятие оценки
учителя.
Метапредметные:
1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезы, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции.
2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её.
3. Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: Познавательные:
1.Ориентироваться в совей системе знаний, понимать необходимость дополнительной
информации.
2. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, использовать
аналитический прием в решении поставленной задачи.
3. Использовать поиск необходимой информации.
4. Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные
понятия с примерами.
Коммуникативные:
1. Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
2. Принимать участие в работе групп, договариваться, приходить к общему результату,
формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии.
3. Готовить план выступления на основе заданной цели, аргументировать свою позицию.
4. Формировать готовность слушать собеседников и вести диалог.
Эстетические:
1. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства,
эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
2. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
выразительных языковых средств в создании художественных образов.
Оборудование: Стенд, посвященный Л.Петрушевской, тема урока, эпиграф на доске, таблички
с терминами, листы с частями рассказа для каждой группы, плакат с афоризмами, запись песни
«Как прекрасен этот мир», картины художников, стихи М.Цветаевой, Б.Окуджавы,
В.Астафьева.
Не опоздай помочь тому, кто рядом.
Л.Петрушевская.
Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь,
посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли
вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или
просто жизнь покажется «несносной раной»,
вспомните о сказке и прислушайтесь к её тихому,
древнему, мудрому голосу…
И.А.Ильин
Большой город – большое одиночество.
Античный афоризм
Судьба – не вне, она – внутри тебя».
Т.Толстая
Литература – это все же жизнь души человеческой,
никак не идея. Рассказ должен разбередить душу,
войти прямо в сердце, утешить, успокоить.
В.Шукшин Ход урока.
1. Слово учителя. Беседа. (актуализация знаний) Сегодня на нашем уроке
присутствуют гости – мои коллеги. Мы надеемся, что вам с нами будет
приятно.
Уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о проблематике,
особенностях произведения постмодернизма – сказке Л.Петрушевской «Черное
пальто».
Давайте вспомним, чем отличаются произведения постмодернизма?
механизмы опошления и,
В рассказах писателей нашего времени созданный мир является моделью мира
всеобщей разобщенности, одиночества человека,
Такие писатели, как
Л.Петрушевская, Т.Толстая, В Маканин, далеки от злободневных политических
страстей, их влечет глубина частной жизни современного человека, душа
конкретного «маленького человека», отношения между человеком и окружающим
миром,
сохранение нравственной
самостоятельности. Л.Петрушевская, продолжая традиции русской классики в
изображении «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней,
прибегает к жесткому натурализму в изображении темных сторон внутреннего
мира и общественной жизни человека. Однако она не считает, что цель творчества
– показать только неприглядные черты современника. Она полагает, что задача
писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить
людей задуматься о себе, о своей нравственности, ответственности за свои
поступки.
напротив,
Тип урока: открытие нового знания
Вид: размышление – мастерская.
Наши цели сегодня:
Постараться понять суть рассказа, найти символические образы, найти
литературные параллели, обозначить лексические и композиционные
особенности произведения, мы должны постараться понять героинь,
проникнуться их сложной ситуацией, постараться найти пути выхода из
них. Наша душа должна поработать, чтобы рассказ разбередил душу.
Попытаться художественно осмыслить эпизоды рассказа, иллюстрации к
которым вы должны были изобразить дома, придумать эскиз обложки к
книге Л.Петрушевской «Черное пальто».
Делать выводы по содержанию рассказа в виде синквейна. Сегодня вы будете работать в группах. Правила работы в группах вы
знаете: слушать друг друга, дополнять высказывания одноклассников,
исправлять, если это понадобится, а также можно задавать вопросы.
Учитель: Обращение к эпиграфу о сказках. Первый вопрос, который я хотела
бы вам задать, это: зачем, в каких жизненных ситуациях человек обращается за
ответом к сказкам? (В трудные моменты жизни, сказка дает ответы на многие
вопросы: что есть добро и зло, что такое счастье, в сказке собрана народная
мудрость, она подсказывает пути выхода из самых сложных ситуаций, сказка учит
верить в то, что после опасностей, несчастий всегда будет любовь и добро)
Сказки Л.Петрушевской называются «настоящие». Что вкладываете вы в
(настоящие – значит, жизненные, реальные, правдивые,
это понятие?
философские, современные, мудрые)
Итак, сказка «Черное пальто». Сюжет прост. И прежде чем говорить о
нем, я хочу предложить вам послушать стихи М.Цветаевой и песню «Мир без
любимого».
Звучит песня «Мир без любимого» и стихотворение
«Вчера еще в глаза глядел»
Почему я предложила послушать именно эти произведения?
Слайд:
Где мы оказываемся вместе с героинями рассказа? (на грани
жизни и смерти, во сне, в потустороннем мире)
Что случилось с героинями рассказа? (пошли на самоубийство, одну
предает любимый, от другой уходит муж, банально. Героини не видят смысл
жизни, и это понятно)
Правильно ли поступили героини рассказа, на ваш взгляд? Почему? Что
помогает героиням вернуться? (из любой сложной ситуации всегда есть выход,
жизнь дается один раз, мы должны ценить жизнь, самообладание, сила характера,
внимание окружающих)
Скажите, в чем ценность человеческой жизни? Почему
человеческая жизнь ценна?
А если чтото случилось: получил двойку, разлюбил любимый,
поссорился с другом… Является ли это поводом для того, чтобы задуматься о
том, чтобы уйти из жизни? Что нужно делать в этой ситуации? Слайд: Сформулируйте тему урока.
человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской «Черное пальто»).
(ценность
Мы с вами говорили, не важно, в какой эпохе живет человек, а важно, как он
понимает смысл своей жизни, как он живет и на что настраивает свое сердце,
добро или зло совершает, ответственный ли он за свои поступки.
Я предлагаю поработать в группах.
Задание первое для всех групп:
Задание 1: Назовите проблемы рассказа, какая из
них, вы считаете, является самой важной?
Задание второе:
Группа №1.
1. Назовите символические образы в рассказе. Что они, на ваш взгляд
символизируют? Как соотносятся сказочное и реальное в сказке? Отрывки из
каких произведений русской классической литературы вам даны и почему?
(Гоголя «Шинель» и А.Чехова «Человек в футляре»). Заполните таблицы.
Символический образ
Значение образа
№
п/п
Реальное
№
п/п
Группа №2
Сказочное
1. Назовите лексические и композиционные особенности рассказа. Как они
помогают воплотить замысел писателя? Как содержание рассказа
соотносится с содержанием рассказа «Страна», «Борьба и победа»?
Заполните таблицы Группа №3
1. Каков внутренний мир человека в минуту отчаяния? Сравните внутреннее
состояние героев Л.Петрушевской и героев русской классики, отрывки из
которой вам даны. (Н.Карамзин «Бедная Лиза», Л.Толстой «Анна
Каренина», Н.Островский «Гроза»). Что спасает героинь Л.Петрушевской?
Какова позиция автора по отношению к поступкам героинь? Заполните
таблицы
Вопрос ко всем группам:
Уважаемые лицеисты! В этом году у нас произошло трагическое
событие: ушла из жизни наша выпускница. Это выпускница, подающая
большие надежды, медалистка, у которой в институте все складывалось
успешно. И вдруг…Мы с вами не обсуждали эту ситуации, но прошло
время, улеглись эмоции. Сегодня мы анализировали подобную
ситуацию. Так правильно ли, на ваш взгляд, поступила наша
выпускница?
Дорогие мои дети, помните: вы должны быть ответственными за все,
что вы совершаете в жизни. Рядом с вами всегда есть люди, которые вам
помогут. Как говорит главный герой киноромана «Калина красная» Егор
Прокудин: «Не грусти, Любушка, не надо, глянь, сколько вокруг
хороших людей. Надо жить. Надо бы только умно жить». Стихи
А.Дементьева:
Кузьмина Екатерина:
Самое горькое на свете состояние – одиночество.
Самое длинное на земле расстояние то,
Которое преодолеть не хочется.
Самые злые на свете слова – я тебя не люблю.
Самое страшное, если ложь права, а надежда равна нулю.
Учитель: Да, уважаемые одиннадцатиклассники, безусловно, жизнь не
бывает без проблем. И надежда есть всегда, и выход тоже. Но надо
философски относиться к ним и стараться преодолевать трудности.
Вспомните притчу о кольце Соломона, в которой рассказывается о
Соломоне, которому в юности было подарено кольцо со словами,
которое должно было ему помогать в радости и в горе. И когда Царь
переживал подобные моменты в жизни, он вспоминал про кольцо, и оно ему помогало. А написано на нем было следующее: все проходит,
пройдет и это. Помните эту притчу, дорогие мои и никогда не давайте
эмоциям взять верх над вами.
Рина Левинзон:
Ефремов Сергей:
Гремит мой век. И это гром все жестче,
Четыре ветра надо мной сошлись.
Не приведи, Господь, встречать чужие ночи
И жить чужую жизнь.
Но воздух разряжен. На красных крышах
То солнца свет, а то густая ночь.
Не приведи, Господь, чужой беды не видеть,
Не дайто, Бог, увидев, не помочь
Учитель: Не будьте равнодушными, помогайте людям в
трудной ситуации, умейте радоваться за близких, и у вас все будет
хорошо.
Дома вы работали над эскизами обложки к рассказу и
иллюстрациями к рассказу. Слово группам.
Последнее задание: составить синквейн. Предложить
гостям. При помощи карандашей, фломастеров, цветной
бумаги вы можете раскрасить свой синквейн.
1. Рассказ «Черное пальто»
2.
Ассоциации (трагедия, смерть, трагедия, смерть, безысходность,
одиночество)
3. Какой
(интересный,
остросюжетный,
страшный,
символический,
заставляющий задуматься)
4. Что делает (поражает изобилием темной лексики, заставляет задуматься о
смысле жизни, заставляет сочувствовать, восхищает символикой)
5. Вывод (крылатое выражение: жить надо ради близких! В жизни есть много
интересных моментов, имеющих смысл: дети, родные, близкие, работа и т.д.)
Дорогу осилит идущий! Равнодушие есть наивысшая жестокость (Митчелл
Уилсон, америк. писатель) Слайд: Какой из афоризмов раскрывает главную
мысль рассказа?
Слайд: (рефлексия):
1. Показался ли интересным сегодняшний разговор?
2. Чем он показался интересным?
3. Как нужно поступать в подобных сложных жизненных ситуациях?
4. Что нужно сделать, чтобы не произошло трагедии?
5. Давайте вспомним эпиграфы: «Большой город – большое одиночество», «Не
опоздай помочь тому, кто рядом», «Судьба – не вне, она – внутри тебя»
Отражают ли они основную мысль нашего разговора?
Песня «Молитва»
Задание по вариантам:
1. Написать эссе «Как, повашему, сложилась жизнь героинь рассказа дальше?»
2. Написать сочинениерассуждение «Считаете ли вы удачным название рассказа?»
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Конспект урока на тему "Ценность человеческой жизни в рассказе Л.Петрушевской "Черное пальто"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.