Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Урок 68. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись под диктовку с объяснением написанного.
Серенькая птичка, маленькая дочка, речной вокзал, строчка из стихотворения, помощник
отца, различные предметы, нянчить малыша, хищный зверь, овощной магазин, юный барабанщик,
сделать прочно, вечный спорщик.
— Почему в словах мягкость в сочетаниях букв чн, чк, нч, нщ, рщ на письме не
обозначается?
III. Работа с учебником — с. 118.
Запись в раздел словаря «Говори правильно»:
что [шт], чтобы [шт]; в «Словарь трудных слов»:
тоньше, меньше, раньше, лучше, возьмем, помощник.
С 2—3 словами составляются и записываются предложения.
IV. Упр. 299. Проверка выполнения упражнения с помощью графопроектора.
— Укажите слова, в которых: а) только мягкие согласные; б) одна и та же буква
обозначает два разных звука.
V. Упр. 302 (устно). Ответы на вопросы учащихся по данному упражнению.
VI. Контрольный диктант по упр. 302.
VII. Запись под диктовку с заданием подчеркнуть буквы, которыми обозначена
мягкость звуков [д] и [т].
Дотянуться, девочка, дед, тишина, дельфин, тюль, тонна, стена, кости, туман, телефон,
блестит, гость, дикарь, дядя.
— Назовите число букв и звуков в выделенных словах.
Домашнее задание: § 59, упр. 300.
1