Тема: Особенности морали.
Цели:- достичь понимания учащимися основных особенностей морали; - воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах.- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения; - развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать);- развить мировоззрение;- развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли
Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления
Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради
Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали»Конспект урока "Особенности морали" 4 класс
ОРКСЭ
урок №4
Тема: Особенности морали.
Цели: достичь понимания учащимися основных особенностей морали; воспитание в
обучающихся средствами урока уверенности в своих силах. воспитание умения слушать
других, культуры речи, общения; развить мышление (умение анализировать, выделять
часть, сравнивать); развить мировоззрение; развить навыки устной речи, способности
четко формулировать свои мысли
Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления
Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная
работа в тетради
Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали»
Ход урока:
1. Введение в тему урока.
Сегодня мы будем говорить об особенностях морали. Давайте вспомним. Что такое
мораль?
Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие?( законы, правила поведения,
заповеди, права и обязанности).
Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей.
Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил?
2. Формулирование темы урока:
Отличие морали от других носителей норм и правил, т. е. её особенности нам необходимо
сегодня узнать. «В чем особенности морали?»
Послушайте внимательно притчу и ответьте на вопрос «К какому решению пришли отец и
сын? Почему?»
Притча об обмане.
Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал чтото отцу и сказал ему
неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал:
1 Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный он
проваливается под теми, кто говорит неправду.
Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его.
Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился.
А ведь я тебя обманул, сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег.
Волшебных мостов не бывает.
Правильно ли на ваш взгляд это решение? Почему? Почему разные мнения людей? От чего
это зависит? Как бы вы поступили? Они поступили в соответствии законам, правилам? А в
соответствии с чем?
Мы можем гденибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где?
А о моральных нормах, где можно прочитать?
Так что же такое моральные нормы?
(запись в тетради)Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в
обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от
несправедливого.
Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.
Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка)
моральных норм.
Так как же нам о них узнать?
Обратимся к учебнику стр.1011. Дети читают и находят ответ на этот вопрос.
Как по вашему мнению на чём основаны все законы?
Но все законы основаны на моральных нормах.
Попробуем это доказать.
Одна из самых распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и
рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например
лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму.
То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.
Зато наступит другая ответственность – моральная.
Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано
2или поздно выходит наружу.
Ещё говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».
Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность,
так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые
отношения с ним не вступают.
Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью.
Другая моральная норма гласит: «Не завидуй».
Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей
зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют
ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать?
Отсюда и моральная ответственность, поскольку завитник не умеет скрывать своих чувств:
они у него на лице, на языке, в делах.
С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном
– в общении, в отношениях с людьми.
А.С. Пушкин написал прекрасное произведение: «Моцарт и Сальери».В нем
показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из
– за безумной страсти – зависти к его таланту.
Ещё одно моральное правило «Не жадничай». Его нарушение является одним из
самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи когда изза жадности
предавали товарищество, дело , и даже близких.
И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность
– один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут,
подделывают документы и даже деньги, обманывают покупателей , и даже убивают.
Жадность можно сравнить с болезнью, от которой вылечиться не так легко. Именно
поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:
жаден, как волк, а труслив, как заяц;
жадное брюхо ест по ухо;
жадный сам себе покою не даёт.
Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям.
3Какие ещё моральные нормы вы знаете?
А какие литературные произведения всегда содержат мораль?
Притчи. Басни.
Притчи это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и
ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это
маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок!
Притча о лени.
Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо
вставать. У меня сегодня множество дел».
Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.
Кто ты? – спросил человек.
Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило:
Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.
Минуточку можно, пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.
Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу.
Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз.
Существо потерло пухлыми ручками глазащелочки и пробормотало:
Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.
Кто ты? – удивился человек.
Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его
голова опустилось на подушку.
Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле
разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо
размером с облако.
Кто ты? – закричал человек.
Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, захохотало существо и добавило:
Мы сегодня славно провели время!
Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, возразил человек.
Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, радостно
предложила Лень.
У меня же дела, не согласился человек.
У тебя нет никаких дел, засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом.
В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и
даже сама жизнь.
Что же такое басня? (ответы детей)
4Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.
Обратимся к тетради.
Басня (по Ожегову) краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение,
рассказ.
Басня (по Далю) вымышленное происшествие, выдумка для прикрас,
иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи
словесными
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив
человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают
звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?
С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
Конкурс «Мораль сей басни такова»
Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?
« Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона!»
(Слон и Моська)
« Чем кумушек считать – трудиться,
Не лучше ль на себя, кума оборотиться»
(Зеркало и Обезьяна)
«Ты, все пела, это дело
Так, поди же, попляши»
(Стрекоза и Муравей)
Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова.
Можно ли мораль назвать народной мудростью?
5А народную мудрость, где ещё можно встретить?
В пословицах.
Что обозначают пословицы?
Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
Лучше по миру собирать, чем чужое брать.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Лучше молчать, нежели врать.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке медок, а на сердце ледок.
Что мы узнали сегодня?
В чем особенность морали?
Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?
Нужны ли специальные смотрители за моралью?
Где мы можем взять информацию о моральных нормах?
А как по вашему мнению. Зачем вообще людям нужны моральные нормы?
Как я понимаю моральные нормы ?
Выбери правильный ответ.
1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося
продавца:
а) отпустить с миром ;
6б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму;
в) отрубить руки.
2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то
а) забросаете живодеров камнями ;
б) попросите отпустить собаку ;
в) присоединитесь к ним.
3. Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:
а) вы сделаете это;
б) вы этого не сделаете и получите « 2»;
в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку.
4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то
вы :
а) внимательно выслушаете и благодарите;
б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете;
в) хамите в ответ.
5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то:
а) это доставляет вам неприятные ощущения;
б) у вас появляется желание унизить отличника;
в) вы радуетесь его успехам
76. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии
окружающих, то вы:
а) испытываете неловкость;
б) просите изменить лексикон;
в) поддерживаете разговор в том же духе.
7. Если у вас просят денег взаймы или какуюто вещь на время, то вы:
а) категорически отказываете;
б) спрашиваете «а что мне за это будет?»
в) выполняете просьбу с легкой душой.
8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то:
а) у вас возникает неприятное чувство;
б) не обращаете внимания;
в) смеётесь над ним.
Оценка ответов
Ответ
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
2
5
10
3
3
3
10
5
1
10
5
3
а
б
в
Результаты
4
10
5
3
5
5
10
3
6
5
10
3
7
3
5
10
8
10
5
3
860 – 80 очков. У вас есть возможность прожить жизнь почеловечески, не принося
страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются
моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.
33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но
вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных
желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас
могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.
24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем,
поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального
человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию
– вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.
9