Конспект урока "Особенности морали" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Особенности морали. Цели:- достичь понимания учащимися основных особенностей морали; - воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах.- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения; - развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать);- развить мировоззрение;- развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления Виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради Основные термины и понятия: «Мораль», «Нормы морали»Конспект урока "Особенности морали" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
ОРКСЭ                                                                                                 урок №4 Тема: Особенности морали.  Цели:­   достичь   понимания   учащимися   основных   особенностей   морали;   ­   воспитание   в обучающихся средствами урока уверенности в  своих силах.­ воспитание умения слушать других, культуры речи, общения; ­ развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать);­ развить мировоззрение;­ развить навыки устной речи,   способности четко формулировать свои мысли Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления Виды деятельности:  фронтальная работа, работа в парах, обсуждение, самостоятельная  работа в тетради Основные термины и понятия:  «Мораль», «Нормы морали» Ход урока: 1. Введение  в тему урока.    Сегодня   мы будем   говорить об особенностях морали. Давайте вспомним. Что такое мораль?  ­Но есть ещё много различных ценностей и норм. Какие?( законы, правила поведения, заповеди, права и обязанности).  Мораль тоже система ценностей, регулирующих поведение людей.  Так чем же мораль отличается от законов, кодексов, сводов правил? 2. Формулирование темы урока: ­ Отличие морали от других носителей норм и правил, т. е. её особенности нам необходимо сегодня узнать. «В чем особенности морали?» ­Послушайте  внимательно притчу и ответьте на вопрос «К какому решению пришли отец и сын? Почему?»  Притча об обмане.  Крестьянин шел по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что­то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: 1­ Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный ­ он  проваливается под теми, кто говорит неправду. Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Крестьянин со своим сыном вступили на мост, и вдруг... тот провалился. А ведь я тебя обманул, ­ сознался крестьянин мальчику, когда они выбрались на берег. ­  Волшебных мостов не бывает. ­Правильно ли на ваш взгляд это решение? Почему? Почему разные мнения людей? От чего это зависит? Как бы вы поступили?  Они поступили в соответствии законам, правилам? А в соответствии с чем? ­Мы можем где­нибудь прочитать законы, правила поведения, права и обязанности? Где?  ­А о моральных нормах, где можно прочитать?  ­Так что же такое моральные нормы? (запись в тетради)Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в  обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от  несправедливого. Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя. Моральные нормы не имеют документального оформления, т.у. нет единого свода (списка)  моральных норм. ­Так как же нам о них узнать? Обратимся к учебнику стр.10­11. Дети читают и находят ответ на этот вопрос. ­Как по вашему мнению на чём основаны все законы?  Но все законы основаны на моральных нормах. Попробуем это доказать. Одна из самых   распространенных норм гласит: «Не лги». К сожалению, она сплошь и рядом нарушается. Действительно, если ложь не связана с нарушением закона, например лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут – не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.  Зато наступит другая ответственность – моральная.  Недаром говорят: «Сколько веревочке ни виться – конец все равно будет». Ложь рано 2или поздно выходит наружу.  Ещё  говорят: Единожды солгав – кто тебе поверит?».   Лживый человек   приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, так как с репутацией лгуна жить не сладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают. Ябедничество стоит рядом с ложью и тоже осуждается моралью. Другая моральная норма гласит: «Не завидуй». Люди с давних пор очень не любят завистников. Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Кто же таких людей будет уважать? Отсюда и моральная ответственность, поскольку завитник не умеет скрывать своих чувств: они у него на лице, на языке, в делах.  С такими людьми тяжело иметь дело и от этого завистники очень многое теряют в главном – в общении, в отношениях с людьми. А.С.   Пушкин  написал   прекрасное   произведение:  «Моцарт   и   Сальери».В   нем показано как в одном человеке может ужиться гений и злодей. Сальери убивает Моцарта из – за безумной страсти – зависти к его таланту. Ещё одно моральное правило  «Не жадничай». Его нарушение является одним из самых   отвратительных   явлений   нашей   жизни.   Известны   случаи   когда   из­за   жадности предавали товарищество,     дело , и даже  близких. И за жадность не наказывают  по закону, потому что таких законов нет. Но жадность – один из великих источников преступлений. Из – за неё крадут, подделывают   документы   и   даже   деньги,   обманывают   покупателей   ,   и   даже   убивают. Жадность   можно   сравнить   с   болезнью,   от   которой   вылечиться   не   так   легко.   Именно поэтому жадных людей не любят. Это отразилось и в народных пословицах:   жаден, как волк, а труслив, как заяц; жадное брюхо ест по ухо; жадный сам себе покою не даёт.  Из пословиц ясно отношение людей к жадности и к жадным людям. 3Какие ещё моральные нормы вы знаете? ­А какие литературные произведения всегда содержат мораль? ­ Притчи. Басни. Притчи ­ это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и  ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это  маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,­ добрым  молодцам урок! Притча о лени. Итак, однажды рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел». Потер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце. ­ Кто ты? – спросил человек. Существо зевнуло в ответ и умиленно попросило: ­ Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька. ­ Минуточку можно, ­ пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку. Снова проснулся человек через час. Взглянул на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел   человек   вскочить,   но   тут   увидел   на   кровати   круглое   существо   размером   с   таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза­щелочки и пробормотало: ­ Куда спешить, человек!?  Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать. ­ Кто ты? – удивился человек. Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилось на подушку. Человек   проспал   еще   несколько   часов   и   вдруг   почувствовал,   что   ему   душно.   Он   еле разлепил   опухшие   глаза   и   увидел,   что   на   нем   сидит   толстое   бесформенное   существо размером с облако.  ­ Кто ты? – закричал человек. ­ Не узнал?! Ты сам меня вырастил. Я – твоя Лень, ­ захохотало существо и добавило: ­ Мы сегодня славно провели время! ­ Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, ­ возразил человек. ­   Хорошо,   тогда   вставай   и   принимайся   за   обед,   а   потом   снова   ложись,   ­   радостно предложила Лень. ­ У меня же дела, ­ не согласился человек. ­ У тебя нет никаких дел, ­ засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь. Что же такое басня? (ответы детей) 4Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль. Обратимся к тетради.        Басня (по Ожегову)­ краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение,  рассказ.        Басня (по Далю)­ вымышленное происшествие, выдумка для прикрас,  иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи  словесными Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив  человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают  звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях. ­Почему басни еще называют нравоучительными произведениями? ­С помощью чего  в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль) Конкурс «Мораль сей басни такова» Угадайте,  в какой басне такая мораль и ее героев?   « Ай, Моська, знать она сильна,                Что лает на слона!»  (Слон и Моська)   « Чем кумушек считать – трудиться,              Не лучше ль на себя, кума оборотиться»                         (Зеркало и Обезьяна)    «Ты, все пела, это дело Так, поди же, попляши» (Стрекоза и Муравей)  ­Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова. ­Можно ли мораль назвать народной мудростью? 5­А народную мудрость, где ещё можно встретить? В пословицах. ­Что обозначают пословицы? Лучше глаза лишиться, чем доброго имени. Лучше по миру собирать, чем чужое брать. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше молчать, нежели врать. Завистливому и свой хлеб не сладок. Верь своим очам, а не чужим речам. На языке ­ медок, а на сердце­ ледок. Что мы узнали сегодня?  ­ В чем особенность морали? ­ Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе? ­ Нужны ли специальные смотрители за моралью? ­Где мы можем взять информацию о моральных нормах? ­А как по вашему мнению. Зачем вообще людям нужны моральные нормы? Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ. 1. Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося  продавца: а) отпустить с миром ; 6б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму; в) отрубить руки. 2. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то а) забросаете живодеров камнями ; б) попросите отпустить собаку ; в) присоединитесь к ним. 3. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть учителя, то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 4. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то  вы : а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете; в) хамите в ответ. 5. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам 76. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в присутствии  окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе. 7. Если у вас просят денег взаймы или какую­то вещь на время, то вы: а) категорически отказываете; б) спрашиваете  «а что мне за это будет?» в) выполняете просьбу с легкой душой. 8. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то: а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеётесь над ним. Оценка  ответов Ответ Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос 2 5 10 3 3 3 10 5 1 10 5 3 а б в Результаты 4 10 5 3 5 5 10 3 6 5 10 3 7 3 5 10 8 10 5 3 860   –   80   очков.   У   вас   есть   возможность   прожить     жизнь   по­человечески,   не   принося страданий   и   неприятных   чувств   окружающим.   В   вашем   характере   неплохо   сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла. 33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях. 24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и нормального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас. 9