Урок алгебры по теме «Логарифмы». 10 класс
Шевелева Марина Станиславовна, учитель математики
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с понятием логарифма, основным логарифмическим
тождеством, научиться применять их на практике.
Задачи урока:
Образовательные:
ознакомление с понятием логарифма и основного логарифмического тождества;
закрепление основных понятий базового уровня;
вычисление значений логарифмических выражений;
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления и внимания;
формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные:
воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.
Методы, используемые на уроке: частичнопоисковые.
Оборудование:
экран
компьютер
проектор
компьютерная презентация
учебная литература (Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.: Алгебра и
начала анализа: учеб. для 1011кл. общеобразоват. учреждений)
Распределение урока во времени:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Актуализация знаний 5 мин.
3. Изучение нового материала – 17 мин.
4. Решение упражнений – 17 мин.
5. Домашняя работа 2 мин.1) y
2) y
3) y
1 x
x
x
4) y
5) y
6) y
x
x
x
6. Итог урока 2мин.
Ход урока
1. Организационный момент (слайды № 13).
Вводное слово учителя (тема урока, цель урока).
2. Актуализация знаний (слайды № 410).
1) Повторение некоторых элементарных функций и их графиков. Учащиеся сначала
сами устанавливают соответствие между формулами функций и их графиками и заполняют
таблицу (приложение №1), затем на доске высвечивается таблица ответов.
a)y = kx+b; б)y = a x2
+bx+c; в)y= ax
, 0< a <1;
г)y = k/x; д) y = ax
, a >1; e)y = a.
Ответы:
1
Д
2
А
3
Б
4
Е
5
В
6
Г
2) Повторение некоторых видов уравнений. Они выборочно подобраны так, чтобы
для их решения (в своё время) вводились числа нового вида или стоял вопрос о
существовании корней (приложение № 2). Ученикам предлагается решить 6 элементарных
уравнений:
3х=27;3х+2=0;3х+9=0;х5=5;х2−4=0;3х=6.
Ответы: 3; 2/3; нет корней; √5 ; ±2 ; ?.
Последнее уравнение 3х=6 ребята решить не могут, им не хватает для этого
знаний.
Последнее уравнение можно решить графическим способом и найти приближенное
значение корня, но как найти его точное значение?
У нас с вами пока не хватает знаний для этого. Такая же проблема стояла перед
математиками на определенном этапе развития математики.Докажите, что:
Доказательство:
Чтобы решить это уравнение, было введено
новое понятие логарифм.
3. Изучение нового материала (слайды № 11
14).
Формулировка и запись определения
логарифма, операции логарифмирования,
основного логарифмического тождества
(слайды № 1116).
Экскурс в историю появления логарифмов
(слайды № 1719). Самостоятельная работа (первичное закрепление знаний) с
последующей самопроверкой при помощи слайда (слайд № 20).
5. Решение упражнений (слайды № 2123).
Решение упражнений из учебника.
Работа парами с одновременным поочередным выходом к доске для записи решения
одного из заданий указанного упражнения и последующей проверкой ответов с
помощью слайдов презентации. Исправление ошибок, при необходимости,
допущенных в решении на доске или в тетрадях.
№ 267 270 (нч) слайд № 21;
№ 274 276 (нч) слайд № 22;
№ 278 (нч) слайд № 23.
Интересные факты (слайды № 2425).
6. Домашнее задание (слайд № 26).
Параграф 15 выучить определение логарифма.
Решить в тетрадях для домашних работ:
первый уровень №271273(четные), №283(2).
второй уровень №279281(четные), №284(четные).
7. Подведение итогов урока (слайд № 26)Используемая литература.
1. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др.: Алгебра и начала анализа: учеб.
для 1011кл. общеобразоват. учреждений/16е изд. М.: Просвещение, 2010.464с.
2. Я.И.Перельман: Занимательная алгебра М.: Наука, 1967.200с.