Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
27.05.2017
Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)
Урок изучения нового материала по теме «Биоценоз как природное сообщество организмов». Данный урок содержит большой объем нового материала. На уроке формируются ключевые компетентности I уровня: информационная (аспекты: извлечение первичной информации, обработка информации) и коммуникативная (аспекты: групповая коммуникация, публичное выступление). Учебник: Теремов А.А. Биология. Общие закономерности жизни: 9кл.:учеб.для уч-ся общеоразова. учреждений/ А.В. Теремов,Р.А.Петросова, А.И. Никишов.-М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2009.
Биоценоз как природное сообщество организмов.doc
«Биоценоз как природное сообщество организмов» Цель: познакомить учащихся с сущностью понятия  «биоценоз» и  сформировать знания о взаимосвязях организмов в биоценозах. Задачи: Общеобразовательные: сформировать понятие «биоценоз».Показать разнообразие биотических  связей между организмами, сформировать понятия: симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество,  паразитизм, нахлебничество, квартиранство. Научить школьников выявлять типы отношений между  организмами, давать их краткую характеристику. Развивающие: совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения выступать  перед аудиторией, умения и навыки работать с текстом учебника, извлекать  нужную информацию.      Воспитательные: формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь  родную природу.  Тип урока:  изучение нового материала Технологии: ­  проблемного обучения ­  КСО (работа в парах); ­  ИК­технологии (сопровождение урока презентацией) Методы:  Объяснительно­иллюстративный;  Проблемный, частично­поисковый;  Самостоятельная работа Средства: Предметные:   презентация «Биоценоз как природное сообщество организмов» Практические:  заполнение таблицы, выполнение самостоятельной работы. Интеллектуальные:  анализ, сравнение, сопоставление. Эмоциональные:  интерес Формы: Индивидуальная, парная. План  урока:  Организационный момент  Постановка целей и задач  Актуализация знаний.  Изучение нового материала. Проверка понимания в ходе объяснения.   Домашнее задание.  Закрепление знаний  (работа в группах, решение познавательных задач). Ход урока. Сегодня на уроке мы начинаем изучение  следующего уровня организации жизни ­биогеоценотического.  Цель нашего урока: познакомиться с понятием биоценоз и выявить взаимосвязи организмов в  природных сообществах. Исследуя устриц на мелководьях Северного моря, Карл Мёбиус обратил внимание, на то что совместно с устрицами обитают представители одних и тех же видов рыб, ракообразных, червей  кишечнополостных и других животных. Он пришел к выводу, что   популяции разных видов не живут  изолированно, они взаимодействуют друг с другом , образуя целостные системы. Карл Мёбиус  предложил термин для обозначения природных систем –биоценоз.( греч. биос­жизнь, койнос­общий.)  Давайте найдем в §40 на 196 с, определение биоценоз и прочитаем его. Совокупность популяций организмов  разных видов растений, животных, грибов, бактерий, совместно  населяющих тот или иной участок суши либо водоема  с одинаковым рельефом, климатом,  и другими  условиями неживой природы, а также связанных между собой различными взаимоотношениями,  называют природным сообществом или биоценозом. Совокупность растений, входящих в биозеноз, называют фитоценозом, совокупность животных­ зооценозом. БИОЦЕНОЗ=ФИТОЦЕНОЗ+ЗООЦЕНОЗ+МИКРОБОЦЕНОЗ  К биоценозам относят сообщества организмов гниющего пня, моховой кочки болота, лужи, так и  сообщества леса,  болота, и даже такие крупные как степь, тундра. Названия  биоценозов и границы их  определяются фитоценозом, например­ дубрава, бор, ельник и тд. Примеры каких биоценозов нашей местности вы можете привести? ( ручей, болото, березы в  Лужках,)  В   Архангельской   области   преобладающим   типом   растительности   являются   хвойные   леса   (80% лесопокрытой площади), в основном — еловые и сосновые. Очень редко встречаются лиственничники и пихтарники. Среди мелколиственных лесов (17% лесопокрытой площади) преобладают березняки. Любой организм живет в окружении множества других организмов и вступая с ними в самые  разнообразные отношения. В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в  одном “теремке”. Что их может связывать? Какие взаимоотношения между различными видами  в биоценозе могут существовать? На эти вопросы мы с вами  постараемся ответить.    В природе взаимоотношения очень разнообразны, с некоторыми   вы уже знакомы. Взаимодействия между   организмами,   а   также   влияние   их   на   условия   жизни   представляют   собой   совокупность биотических факторов среды. Вся живая природа  пронизана этими связями. Весь мир животных, грибов, бактерий живет за счет тех соединений,   которые   создаются   растениями.   Но   и   растения     не   могут   существовать   без микроорганизмов, которые производят минер. вещества, без животных, птиц переносящих семена, без насекомых  –  опылителей.   Это  –  непосредственные взаимодействия, т.е.  прямой  контакт   между особями. Существует еще  косвенные или опосредованные взаимодействия, т.е. осуществляемые через промежуточные звенья. Например: разные организмы используют один и тот же ресурс; один вид может быть передающим звеном в цепи развития паразита.  Нейтральные отношения, это такая  форма взаимоотношений ,при которой совместно обитающие на  одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно. Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин. ( В ходе рассказа уч­ся в тетрадях выполняют схему) Взаимодействия живых организмов                                                               ПРЯМОЕ             НЕЙТРАЛЬНОЕ         КОСВЕННОЕ Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; ­. Представим, что две популяции любых организмов, живущих на одной территории, вступают в  различные отношения между собой. Положения популяции при разных формах взаимоотношений  обозначаются условными знаками:    0 – отсутствие взаимодействий «­» ­ отрицательное воздействие (угнетение) «+» ­ положительное воздействие (процветание) Задание№1. Используя текст учебника и обозначения, заполнить таблицу.(     Учащиеся       самостоятельно       заполняют в тетради таблицу, работая в группах.)  1 группа­изучает мутализм и симбиоз 2 группа­изучает нахлебничество и квартиранство 3 группа изучает­паразитизм и хищничество 4 группа изучает ­конкурению Тип взаимодействия Мутуализм Вид 1 + Вид 2 + Типы биотических взаимодействий. Характер взаимодействия Взаимовыгодные обязательные,  приносящие  пользу  отношения Примеры Буйволовы птицы­  носороги +  Взаимовыгодное. При котором присутствие  партнера становится обязательным условием  Микориза Симбиоз  Комменсализм: а) нахлебничество б) квартиранство Паразитизм Хищничество + + + + 0 Полезно­безразличные. Один организм  использует другой без нанесения ему  вреда. Один вид использует остатки пищи другого Один вид использует другой в качестве жилья или  убежища _ Полезно­вредные. Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела _ Полезно­вредные. Хищник убивает жертву и    Рыба ­ прилипала­ акула  Кольчатый червь­ рак­отшельник Бычий цепень­ человек Щука­карась Серая крыса ­ чёрная крыса Голуби в стае _ _ съедает ее  Взаимовредные. Оба вида испытывают угнетение Конкуренция: а) межвидовая б) внутривидовая   (Проверить заполнение таблицы одновременно показ презентации)  Взаимовредные отношения. Конкуренция.  Наш отечественный ученый Г. Ф. Г а у з е пришел к выводу, что длительное совместное существование  видов с близкими экологическими требованиями невозможно. Этот вывод получил название правила  конкурентного исключения.  В природе совместно уживаются только те конкурирующие виды, которые сумели хотя бы немного  разойтись в экологических требованиях.  Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря  разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.  Расхождение, или смещение, экологических ниш при совместном обитании родственных видов хорошо  иллюстрирует пример с двумя морскими рыбоядными птицами — большим бакланом и длинноносым  бакланом, которые обычно кормятся в одних и тех же водах и гнездится по соседству. Удалось  выяснить, что состав пищи этих птиц существенно различается: длинноносый баклан ловит рыбу,  плавающую в верхних слоях воды, тогда как большой баклан добывает пищу в основном у дна, где  преобладают камбалы и донные беспозвоночные, например креветки.  Ондатры были завезены  из Северной Америки в Европу и успешно прижились, но ондатры  вытесняют выхухолей из обжитых ими мест, занимают их норы.  Какое значение имеют для организмов взаимоотношения? Вывод:  хотя   взаимодействия   организмов   очень   разнообразны,   они   приводят   лишь   к   трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве.( Записать в тетрадь) Закрепление: 1. Презентация «Своя игра» Домашнее задание: изучить §40, уметь объяснять термины темы, выполнить устно задание №5  ( 201с.). “Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд, Плохи дела у кошки без мышки У мышки без кошки не лучше делишки Нельзя обойтись и без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых”. В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям. Список литературы: 1. Жигарев И. А. Основы экологии.10­11 класс. Сборник задач, упражнений и практических работ  к учебнику под редакцией Черновой Н. М. Основы экологии. 10­11 класс. – М.: Дрофа,2002 4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.­М.: ВАКО,  2009. 5. Теремов А.В. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл.: учеб. для уч­ся общеобразоват.  учреждений/А.В. Теремов, Р.А. Петросова, А.И. Никишов.­М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,  2009 2. Ожогина О.А. Биотические взаимодействия. 9­й класс.  3. Османова О.Н. Биотические отношения" (урок для 10–11­х классов).  http://festival.1september.ru/articles/615406/ http://festival.1september.ru/articles/571428/ Приложение. ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ: Экологические загадки: 1.Ты, может, в Африке! Ты, может, меньше мышки ! Мы друг о друге лишь, Знаем понаслышке!         (Нейтрализм) 2.С тобой в одной мы связке, Как дружная  семья, Уже давно неясно, Где ты, а где тут я?             (Симбиоз) 3.Желаю жизни много лет, Не знай ты вовсе обо мне! Найду я ужин и обед, Пока ты есть в моей судьбе.      (Паразитизм) 4. Пускай могуч он как скала­ Не отпугнет меня ничуть! Лишь только б с барского стола Мне перепало что­нибудь              (Нахлебничество) В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям. Задание 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов   снижается;   при   уничтожении   волков   снижается   численность   оленей.   Чем   это   можно объяснить? Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы. Задание 2.  В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий. Задание 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание   семени,   а   потом   вместе   с   пометом   оно   будет   выброшено   далеко   от   родительского растения, что способствует распространению вида. Задание 4.  Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать  не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы? Ответ:   нет.   Хищники   уничтожают   преимущественно   больных   и   ослабленных   животных,   а браконьеры – здоровых. Задание 5.  В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. Задание 6.  Встреча хищника и жертвы часто оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда  уничтожение видов хищников приводит  в конце концов к резкому снижению численности видов жертв. Как вы думаете, почему? Задание 7. В начале нашего века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной фауны и флоры. Было сделано много практических попыток такого   переселения.   Постепенно   это   увлечение   прошло.   Как   вы   думаете,   почему?   Должны   ли   мы полностью отказаться или, наоборот, усилить практику такого переселения видов? Раздаточный материал. Типы биотических взаимодействий. Задание. Используя текст учебника, мини­словарь и  условные обозначения, заполните таблицу 1. Прочитайте текст и сделайте вывод о характере взаимодействия. Данные внесите в 4 столбец  табл. 2. Используя условные обозначения заполните 2 и 3 столбец табл. 3. Приведите пример такого типа взаимодействий и заполните 5 столбец табл.    0 – отсутствие взаимодействий «­» ­ отрицательное воздействие (угнетение) «+» ­ положительное воздействие (процветание) Вид 1 Вид 2 Характер взаимодействия Примеры Тип взаимодействия Мутуализм Симбиоз Комменсализм: + 0 Полезно­безразличные. Один организм  использует  другой без нанесения ему  вреда.   А) нахлебничество Б) квартиранство Паразитизм Хищничество Конкуренция Мини­словарик         «Биотические отношения». Теоретически влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущие вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Возможны следующие типы комбинаций: Хищничество —  такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и  поедают особей другого вида; например, хищный вид нападает на вид­жертву, которым он питается. Паразитизм — форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один из них (паразит) использует хозяина в качестве  среды обитания или источника пищи. Паразитический вид, обычно мелких размеров, тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого непосредственно и всецело зависит его питание Паразит замедляет жизнедеятельность хозяина, может даже вызвать его гибель, хотя обычно этого не происходит. Конкуренция  — взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке. Каждый оказывает на другой неблагоприятное действие, виды (особи) конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Комменсализм­  форма биотических  взаимодействий,  когда один  организм  односторонне использует другой без нанесения ему вреда Нахлебничество  ­потребление   остатков   пищи   хозяина.   Таковы,   например,   взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами­прилипалами. Квартиранство — использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих Симбиоз — каждый из видов может жить, расти и размножаться только в присутствии другого вида. убежищ или жилищ. + +  –Взаимополезные + 0  –Полезнонейтральные + –  –Полезновредные – –  –Взаимовредные

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Биоценоз как природное сообщество организмов" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017