"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
Оценка 4.8
Семинары
doc
биология
9 кл
09.12.2018
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Рефлексияа.doc
ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школаинтернат для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Доклад на МО учителей основной школы
«Рефлексия как обязательный этап современного урока»
Выступила: Шиляева В.А.
0 Инсар 2018 г.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в
конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными
действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих
одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче
как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно поразному: это элементы рефлексии
на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
потребуются
предприимчивость,
ему:
конкурентоспособность.
самостоятельность,
Самостоятельность. Ученик, анализируя, осознаёт свои возможности,
сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и
ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
1 оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока
видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексия помогает
ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую
цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с
успехами других учеников.
Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и
учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный
на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии.
Зная
классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы,
включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду
работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —
выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к
самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств
2 и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование
представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной
сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле
различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем. Ретроспективная – это оценка
событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия
позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в
зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии,
отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1)
2)
3)
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,
какие затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже)
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может
быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует
проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная
рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоциональнохудожественное оформление
музыкальный
фрагмент).
(картина,
3 Например, на общем большом листе всем классом можно нарисовать
красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в
течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить
характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое
состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это
беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к
разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …). Научившись оценивать свое эмоциональное состояние
и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к
оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка
понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими
необходимо работать.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить,
насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника
планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу
саморазвития и становится залогом успеха.
Таким образом, рефлексивнооценочная деятельность на уроке
позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить
собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления
будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и
оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые
4 подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с
целью включения самих учащихся в активную деятельность.
5
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
"Рефлексия как обязательный этап современного урока"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.