"Рефлексия как обязательный этап современного урока"

  • Семинары
  • doc
  • 09.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Иконка файла материала Рефлексияа.doc
ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа­интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»                      Доклад на МО учителей основной школы          «Рефлексия как обязательный этап современного урока»                                                                        Выступила: Шиляева В.А. 0Инсар 2018 г. Приоритетной   целью   современной   образовательной   концепции   стало развитие   личности,   готовой   к   самообразованию,   самовоспитанию   и саморазвитию.  В   связи   с   этим   одной   из   задач   современного   урока   является формирование у учащегося  способности к рефлексивному контролю своей деятельности   как   источника   мотива   и   умения   учиться,   познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое   его   действие   является   осознанным   и   понятным.   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце   урока.   При   этом   учитель   играет   роль   организатора,   а   главными действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;   может   ли   он   адекватно   оценивать   свой   труд   и   работу   своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие   (изменение   самого   себя).   И   то   и   другое   невозможно   без рефлексии.  Осуществлять рефлексию можно по­разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса. Рефлексия  способствует  развитию  трёх важных качеств человека,  которые потребуются предприимчивость, ему: конкурентоспособность. самостоятельность,         Самостоятельность. Ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам   делает   свой   собственный   выбор,   определяет   меру   активности   и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а 1оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.  Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексия помогает ребенку   не   только   осознать   пройденный   путь,  но   и  выстроить   логическую цепочку,   систематизировать   полученный   опыт,   сравнить   свои   успехи   с успехами других учеников. Рефлексия (от лат. reflexio ­ обращение назад) – мыслительный процесс, направленный   на   самопознание,   анализ   своих   эмоций   и   чувств,   состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают   самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия   на   уроке   –   это   совместная   деятельность   учащихся   и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ Существует   несколько   классификаций   рефлексии.   Зная классификацию,   учителю   удобнее   варьировать   и   комбинировать   приемы, включая рефлексию в план урока. I.   По   содержанию   рефлексия   может   быть:   символическая,   устная   и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов   (карточек,   жетонов,   жестов   и   пр.).   Устная   предполагает   умение ребенка   связно   высказывать   свои   мысли   и   описывать   свои   эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. II.   По   форме   деятельности   рефлексия:   коллективная,   групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно   в   таком   порядке   удобнее   приучать   детей   к   данному   виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно   опрашивать   учащихся.   Это   подготовит   учащихся   к самостоятельной работе над собой. Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств 2и   специфики   собственной   личности),   интеллектуальную   (формирование представлений   человека   о   его   интеллектуальных   способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы). Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают   ситуативную,   ретроспективную   и   проспективную   рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем. Ретроспективная – это оценка событий   и   действий,   связанных   с   прошлым.   Проспективная   рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность. При   взаимодействии   с   учащимся   учитель   использует,   в зависимости   от   обстоятельств,   один   из   видов   учебной   рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1) 2) 3) физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно ­ дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже) Если   физическая,   сенсорная   и   интеллектуальная   рефлексия   может быть,   как   индивидуальная,   так   и   групповая,   то   духовную   следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:  1) выступать   формой   теоретической   деятельности,  способом мышления,   раскрывающим   цели,   содержание,   средства,   способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) отражать   внутреннее   состояние   человека   (сенсорная рефлексия); 3) быть средством самопознания.    Следует также различать виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния,  рефлексия содержания учебного материала,  рефлексия содержания и результатов учебной деятельности, Проведение  рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно   осуществлять   в   начале   урока   с   целью   установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки   с   изображением   лиц,   цветовое   изображение   настроения, эмоционально­художественное   оформление     музыкальный фрагмент). (картина, 3Например, на общем большом листе всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). Чтобы   определить   настроение   по   цвету   можно   применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный   цвет   мягких   тонов  (розовый,   оранжевый)   –   радостное, восторженное настроение, красный   насыщенный   и   яркий   цвет  –   нервозное,   возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный  –   активность,   (но   при   насыщенности   цвета   –   это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый  –   беспокойное,   тревожное   настроение,   близкое   к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для выявления   уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием незаконченного   предложения   (Мне   было   легче   всего   …   Мне   лучше   всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …). Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Умение   оценить   результаты   учебной   деятельности   и   определить, насколько   они   зависят   от   её   содержания,   позволяет   научить   школьника планировать   свою   дальнейшую   деятельность,   выстраивать   программу саморазвития и становится залогом успеха. Таким   образом,   рефлексивно­оценочная   деятельность   на   уроке позволяет:   зафиксировать   новое   содержание,   изученное   на   уроке;   оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей   учебной   деятельности.   Позволяет   педагогу   проводить   анализ   и оценку   деятельности   учащихся,   своей   деятельности,   определять   новые 4подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. 5