Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школаинтернат для детей сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Доклад на МО учителей основной школы
«Рефлексия как обязательный этап современного урока»
Выступила: Шиляева В.А.
0Инсар 2018 г.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в
конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными
действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих
одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче
как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно поразному: это элементы рефлексии
на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
потребуются
предприимчивость,
ему:
конкурентоспособность.
самостоятельность,
Самостоятельность. Ученик, анализируя, осознаёт свои возможности,
сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и
ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
1оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока
видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексия помогает
ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую
цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с
успехами других учеников.
Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и
учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный
на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии.
Зная
классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы,
включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду
работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —
выборочно опрашивать учащихся.
Это подготовит учащихся к
самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств
2и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование
представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной
сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле
различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем. Ретроспективная – это оценка
событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия
позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в
зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии,
отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1)
2)
3)
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,
какие затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже)
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может
быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует
проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная
рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения,
эмоциональнохудожественное оформление
музыкальный
фрагмент).
(картина,
3Например, на общем большом листе всем классом можно нарисовать
красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в
течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить
характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое
состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это
беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к
разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я
на уроке понял, что …). Научившись оценивать свое эмоциональное состояние
и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к
оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка
понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими
необходимо работать.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить,
насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника
планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу
саморазвития и становится залогом успеха.
Таким образом, рефлексивнооценочная деятельность на уроке
позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить
собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления
будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и
оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые
4подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с
целью включения самих учащихся в активную деятельность.
5