Рабочая программа по биологии. 9 класс.
Оценка 5

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
09.09.2018
Рабочая программа по биологии. 9 класс.
Рабочая программа по биологии предназначена для 9 класса. Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, а также требования к уровню подготовки выпускников. Требования к уровню подготовки разделены на базовый и повышенный уровень. Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
рп9.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «Лицей № 8» ул. Крупской, 10 В, г. Красноярск, 660062, тел.(8­391)217­80­26,  E­mail:[email protected] ОГРН 1022402148438, ОКПО 56904334, ИНН\КПП 2463024482\246301001 Рассмотрено  на заседании кафедры____ «___» ___________ 2018г Заведующий кафедрой _________/___________/ Согласовано с зам.директора по УВР _________/____________/ «___» ________ 2018г Утверждаю  Директор МБОУ Лицея №8 ________ Е.И.Богуславская Приказ № __________  от «__» __________2018 г. Рабочая учебная программа по биологии для 9­х классов Программу составила Доценко Юлия Владимировна Г. Красноярск 2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая   программа   соответствует   положениям   Федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   в   том   числе   требованиям   к результатам   освоения   основной   образовательной   программы,   фундаментальному   ядру содержания   общего  образования,   Примерной   программе   по   биологии.   Программа   отражает идеи   и   положения   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России,   Программы   формирования   универсальных   учебных   действий   (УУД), составляющих   основу   для   саморазвития   и   непрерывного   образования,   выработки коммуникативных   качеств,   целостности   общекультурного,   личностного   и   познавательного развития учащихся. Настоящая   рабочая   программа   написана   на   основании   следующих   нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273­ФЗ. 2. Примерные основные образовательные программы общего основного образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 3. Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ   И.Н.   Пономарёва,   В.С.   Кучменко,   О.А.   Корнилова,   и   др..   Биология:   5­9   классы: программы. — М.: Вентана­Граф, 2014. 4. Информационное   письмо   о   включённых   в   Федеральный   перечень   учебниках биологии для 5 – 9 классов издательства Вентана­Граф. Средствами реализации рабочей программы по биологии 9 класса являются УМК И.Н. Пономарёвой,   материально­техническое   оборудование   кабинета   биологии,   дидактический материал по биологии. Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который   реализуется   через   использование   эффективных   педагогических   технологий (технологии   личностно   ориентированного   обучения,   развивающего   обучения,   технологии развития   критического   мышления,   проектной   технологии,   ИКТ,   здоровьесберегающих, сингапурская   методика).   Предполагается   использование   методов   обучения,   где   ведущей является   самостоятельная   познавательная   деятельность   обучающихся:   проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно­иллюстративный. Формы организации образовательного процесса: Общеклассные   формы:  урок,   собеседование,   консультация,   практическая   работа, программное обучение, зачетный урок. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми¬рование   активной   личности,   мотивированной   к   самообразованию,   обладающей достаточными   навы¬ками   и   психологическими   установками   к   самостоятельному   поиску, отбору, анализу и использованию информации. Групповые   формы:   групповая   работа   на   уроке,   групповой   практикум,   групповые творческие задания. Индивидуальные   формы:   работа   с   литературой   или   электронными   источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.  Методы обучения: словесные ­ рассказ, беседа; наглядные ­ иллюстрации, демонстрации как   обычные,   так   и   компьютерные;   практические   —   выполнение   лабораторных     работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной). Цели  биологического   образования   в   основной   школе   формулируются   на   нескольких уровнях:   глобальном,  метапредметном,  личностном   и   предметном,  на   уровне  требований   к результатам освоения содержания предметных программ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   Требования   к   результатам   освоения   курса   биологии   в   основной   школе   определяются ключевыми   задачами   общего   образования,   отражающими   индивидуальные,   общественные   и государственные   потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты освоения предмета. Выпускник научится:  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;  • применять   методы   биологической   науки   для   изучения   общих   биологических закономерностей:   наблюдать  и   описывать  клетки   на  готовых  микропрепаратах,  экосистемы своей местности;  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; • приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; • выделять   отличительные   признаки   живых   организмов;   существенные   признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться:  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;  • аргументировать   свою   точку   зрения   в   ходе   дискуссии   по   обсуждению   глобальных экологических проблем. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: –  осознавать   современное   многообразие   типов   мировоззрения,   общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.  Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.  Использовать   свои   интересы   для   выбора   индивидуальной   образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.  Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.  Учиться  самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.  Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.  Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно   живой,   избегая   противоположных   поступков,   постепенно   учась   и осваивая стратегию рационального природопользования.  Учиться   убеждать   других   людей   в   необходимости   овладения   стратегией рационального природопользования.  Использовать   экологическое   мышление   для   выбора   стратегии   собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Метапредметные: Регулятивные УУД:  Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   проблему   в   классной   и индивидуальной учебной деятельности.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).   Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.  Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).  Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.  Работать   по   самостоятельно   составленному   плану,   сверяясь   с   ним   и   целью деятельности,   исправляя   ошибки,   используя   самостоятельно   подобранные средства (в том числе и Интернет).  Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.  В ходе представления проекта давать оценку его результатам.  Самостоятельно   осознавать     причины   своего   успеха   или   неуспеха   и   находить способы выхода из ситуации неуспеха.  Уметь   оценить   степень   успешности   своей   индивидуальной   образовательной деятельности.  Давать   оценку   своим   личностным   качествам   и   чертам   характера   («каков   я»), определять  направления  своего  развития  («каким  я хочу  стать», «что  мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: –  давать  определение  понятиям   на  основе  изученного  на  различных   предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей.  Создавать   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Представлять информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.  Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  Понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство   (аргументы),   факты;   гипотезы,   аксиомы,   теории.   Для   этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.  Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.  Уметь   использовать   компьютерные   и   коммуникационные   технологии   как инструмент   для   достижения   своих   целей.   Уметь   выбирать   адекватные   задаче инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД:  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).  Учиться   критично   относиться   к   своему   мнению,   с   достоинством   признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.  Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования   коммуникативных   УУД   служат   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметные: веществ.  Объяснять   роль   биоразнообразия   в   поддержании   биосферного   круговорота  Характеризовать   индивидуальное   развитие   организма   (онтогенез),   образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных.  Приводить примеры приспособлений у растений и животных.  Использовать   знания   по   экологии   для   оптимальной   организации   борьбы   с инфекционными   заболеваниями,   вредителями   домашнего   и   приусадебного хозяйства.  Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.).  Соблюдать профилактику наследственных болезней.  Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными   заболеваниями,   вредителями   домашнего   и   приусадебного хозяйства.  Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их.  Характеризовать основные уровни организации живого.  Перечислять основные положения клеточной теории.  Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов.  Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.  Характеризовать   материальные   основы   наследственности   и   способы   деления клеток.  Уметь   пользоваться   микроскопом,   готовить   и   рассматривать   простейшие микропрепараты.  Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов.  Пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме,   биогеоценозе   и   биогеохимическом   круговороте,   продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях.  Характеризовать   биосферу,   её   основные   функции   и   роль   жизни   в   их осуществлении.  Классифицировать   живые   организмы   по   их   ролям   в   круговороте   веществ, выделять цепи питания в экосистемах. .Содержание курса биологии Тема 1. " Общие закономерности жизни"­ 5 часа. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической   деятельности   людей.   Методы   биологических   исследований.   Общие   свойства живых организмов. Многообразие форм жизни. Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч.). Многообразие   клеток.   Химические   вещества   в   клетке.   Строение   клетки.   Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования  клетки. Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и её жизненный цикл.  Лабораторные  работы: 1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». 2. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками». Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч). Организм — открытая живая система (биосистема). Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов.  Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Вирусы —   неклеточные   формы.   Заболевания,   вызываемые   бактериями   и   вирусами.   Меры профилактики заболеваний.  Растения.   Клетки   и   органы   растений.   Размножение.   Бесполое   и   половое   размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.  Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека.  Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы)  животных, их роль в природе и в жизни человека.   Общие сведения об организме человека.  Черты сходства и различия человека и животных.  Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.  Бесполое   и   половое   размножение.   Половые   клетки.   Оплодотворение.   Разнообразие организмов.   Рост   и   развитие   организмов.   Половое   размножение.   Половые   клетки. Оплодотворение.  Наследственность   и   изменчивость   —   свойства   организмов.   Наследственность   и изменчивость   —   свойства   организмов.   Взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.   Лабораторные работы:  3. «Решение генетических задач». 4. «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». 5. «Изучение изменчивости у организмов». Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).  Эволюция органического мира. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.  Современные   представления   о   возникновении   жизни   на   Земле.     Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Этапы развития жизни на Земле. Система и эволюция органического мира. Ч. Дарвин — основоположник   учения   об   эволюции.   Движущие   силы   эволюции.   Вид   —   основная систематическая   единица.   Признаки   вида.   Взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды. Процессы   образования   видов.   Макроэволюция   как   процесс   появления   надвидовых   групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции.  Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Роль человека в биосфере. Лабораторная работа: 6. «Приспособленность организмов к среде обитания» Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч).       Условия   жизни   на   Земле.  Среда   —   источник   веществ,   энергии   и   информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Общие   законы   действия   факторов   среды   на   организмы.   Приспособленность   организмов   к действию факторов среды.  Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов в популяции. Функционирование популяций в природе. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.  Биосфера   —   глобальная   экосистема.   В.И.   Вернадский   —   основоположник   учения   о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена   природных   сообществ.   Многообразие   биогеоценозов   (экосистем).   Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем.  Последствия   деятельности   человека   в   экосистемах.   Экологические   проблемы.   Роль человека в биосфере.   «Оценка качества окружающей среды». Лабораторная работа:  7. Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» Контроль уровня обученности Перечень контрольных работ Тема Количество часов Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке». Контрольная   работа   №2   «Размножение   и   индивидуальное   развитие организмов» Контрольная   работа   №3   «Основы   учения   о   наследственности   и изменчивости» Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции» Контрольная работа № 5 «Основы экологии» 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся: Изученный материал на уроке ­ устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы, тестирование по изученной теме урока, выполнение индивидуальных заданий. Изученные темы ­  контрольные работы по темам. Оценки по итогам четвертей. Итоговый урок ­  выполнение работы за курс 9 класса в формате ОГЭ. Оценка устного ответа учащихся Система оценки: Отметка "5" ставится в случае:  1.   Знания,   понимания,   глубины   усвоения   учащимся   всего   объёма   программного материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3.   Отсутствие   ошибок   и   недочётов   при   воспроизведении   изученного   материала,   при устных   ответах   устранение   отдельных   неточностей   с   помощью   дополнительных   вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров   обобщать,   делать   выводы,   устанавливать   внутрипредметные   связи,   применять полученные знания на практике.  3.   Незначительные   (негрубые)   ошибки   и   недочёты   при   воспроизведении   изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):  1.   Знание   и   усвоение   материала   на   уровне   минимальных   требований   программы, затруднение при  самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной  помощи преподавателя.  2.   Умение   работать   на   уровне   воспроизведения,   затруднения   при   ответах   на видоизменённые вопросы.  3.   Наличие   грубой   ошибки,   нескольких   негрубых   при   воспроизведении   изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2":  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик:  1.Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3.Самостоятельно   и   рационально   выбрал   и   подготовил   для   опыта   необходимое оборудование,   все   опыты   провел   в   условиях   и   режимах,   обеспечивающих   получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном   отчете   правильно   и   аккуратно   выполнил   все   записи,   таблицы,   рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5.Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).  6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.  Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два­три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:  1.   Правильно   определил   цель   опыта;   работу   выполняет   правильно   не   менее   чем наполовину,   однако   объём   выполненной   части   таков,   что   позволяет   получить   правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в   записях   единиц,   измерениях,   в   вычислениях,   графиках,   таблицах,   схемах,   и   т.д.)   не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении   правил   техники   безопасности   при   работе   с   материалами   и   оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1.   Не   определил   самостоятельно   цель   опыта;   выполнил   работу   не   полностью,   не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3.   Или   в   ходе   работы   и   в   отчете   обнаружились   в   совокупности   все   недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 4.   Допускает   две   (и   более)   грубые   ошибки   в   ходе   эксперимента,   в   объяснении,   в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2.Допустил не более одного недочета.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов.  Отметка   "3"   ставится,   если   ученик   правильно   выполнил   не   менее   2/3   работы   или допустил:  1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух­трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы. №  п/ п 1 2 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9   КЛАСС Раздел Тема Практичес кая часть Кол ­во  уро ков Тип урока Требования к уровню подготовки Вид контроля Общие  закономер ности  жизни Биология  — наука о  живом  мире Методы  биологичес ких  исследован ий Общие  свойства  живых  организмов Многообра зие форм  жизни 1 1 1 1 Изучения                              на базовом уровне: нового                общие свойства живого материала                     многообразие форм жизни          уровни организации  живой природы Изучения  нового  материала   на базовом уровне: объяснять значение биологических   знаний   для современного человека давать характеристику уровням организации живой природы   Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала должны знать на повышенном уровне: Фронтальн ый опрос причинно­следственные связи  в возникновении многообразия живого мира  Устный на Земле опрос самостоят ельная работа Индивидуа льный опрос на повышенном уровне: доказывать, что любой организм –  это биосистема учащиеся должны уметь термины и понятия,  которые необходимо знать на базовом уровне: самовоспроизведение, автотрофы,  на повышенном уровне: гидробионты, аэробионты, террабионты,  педобионты, эндобионты Индивиду альный опрос, сообщени я уч­ся 5 6 7 8 Закономер ности  жизни на  клеточном уровне Обобщение и  систематиз ация  знаний по  теме  «Общие  закономерн ости  жизни» Многообра зие клеток Химически е вещества  в клетке Строение  клетки Лаборатор ная работа № 1 «Многообра зие клеток  эукариот.  Сравнение  растительны х и  животных  клеток» 1 1 1 1 Обобщени я и  систематиз ации  знаний Комбинир ованный Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала на базовом уровне:  основные положения клеточной теории  химическая   организация   клетки:   строение   и   функции воды   и   минеральных   солей,   белков,   липидов,   углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ         веществ   строение и функции основных органоидов клетки особенности клеток про­ и эукариот способы деления клеток фазы митоза видовое постоянство числа хромосом диплоидный и гаплоидный набор хромосом биологическое значение митоза и мейоза сущность   пластического   и   энергетического   обмена сущность биосинтеза белка фотосинтез, его значение на повышенном уровне:  историю развития учения о клетке  строение и функции НАДФ индивиду альный опрос, защита проектов, письменн ый опрос лаборатор ная работа Индивидул ь­ный  опрос, самостоят ельная  работа 9 10 11 12 13 Органоиды  клетки и их функции Обмен  веществ —  основа  существова ния клетки Биосинтез  белка в  живой  клетке Биосинтез  углеводов  —  фотосинтез Обеспечени е клеток  энергией 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала   Изучения   нового  материала    Изучения   нового  материала  Изучения  нового   материала  Изучения   нового  материала  взаимосвязи строения и функций органоидов клетки  сходства и различия у растительной, животной  и грибной клеток  этапы энергетического и пластического обмена свойства генетического кода учащиеся должны уметь на базовом уровне: пользоваться цитологической терминологией характеризовать   основные   положения   клеточной теории объяснять роль химических веществ в жизни клетки пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты рассказывать   о   форме,   величине   и   строении   клеток, рассматриваемых под микроскопом определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза читать   схематичные   рисунки,   схемы   процессов, воспроизводить их на повышенном уровне: сравнивать строение клеток находить взаимосвязь между строением и функциями делать выводы о клетке как структурной и  функциональной единице индивидуа льный  опрос,  самостоят ельная  работа индивидуа льный  опрос,  самостоят ельная  работа Письменны й опрос индивидуа льный  опрос Индивидуа льный  опрос Лаборатор ная работа № 2 «Рассматри вание  микропрепа ратов с  делящимися клетками» 14 15 16 17 Закономер ности  жизни на  организме нном  уровне Размножен ие клетки и её  жизненный  цикл. Контроль  знаний по  теме   «Основы  учения о  клетке». Организм  —  открытая  живая  система  (биосистем а) Примитивн ые  организмы 1 1 1 1 Комбинир  ованный  Проверки  и  коррекции  знаний и  умений Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала находить и объяснять причины внутриклеточных  превращений веществ применять знания и умения по химии для объяснения  протекающих в клетках процессов уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы термины и понятия,  которые необходимо знать на базовом уровне: углеводы, липиды, белки, фермент, мономер, полимер, ДНК, нуклеотид, комплементарность, РНК (т­РНК, и­РНК, р­РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро,  рибосома, митохондрии,  ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пластиды,  ассимиляция,  диссимиляция, фотосинтез,  транскрипция, трансляция, биосинтез, ген, генетический код, триплет Индивидуа льный  опрос,  самостоят ельная  работа Контрольн ая работа на повышенном уровне: репликация, микротрубочки, матричный синтез, метаболизм, катаболизм, анаболизм, строма,  грана, тилакоид, ламелла учащиеся должны знать на базовом уровне:  формы размножения организмов: бесполое и половое   оплодотворение развитие   оплодотворенной   яйцеклетки:   бластула, гаструла постэмбриональное развитие: прямое и непрямое генетическую символику и терминологию законы Менделя схемы скрещивания     Фронтальн ый опрос Индивидуа льный  опрос 18 19 20 21 22 Растительн ый  организм и  его  особенност и Многообра зие  растений и  значение в  природе Организмы  царства  грибов и  лишайнико в Животный  организм и  его  особенност и Разнообраз ие  животных 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала хромосомное определение пола особенности изучения наследственности человека    модификационную и мутационную изменчивость, их    причины значение генетики для медицины и здравоохранения основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный) основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание что такое биотехнология на повышенном уровне: фазы мейоза сравнительная характеристика  митоза и мейоза  зародышевые листки и органогенез цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя причины отклонения от них (закон Т. Моргана)      хромосомную теорию наследственности        взаимодействие генотипа и среды при формировании  признака норма реакции взаимосвязь наследственности и изменчивости в  процессе эволюции закон гомологических рядов учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения  культурных растений полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный  мутагенез основные местные сорта и породы Индивидуа льный  опрос,  сообщения уч­ся,  самостоят ельная  работа сообщения уч­ся,  письменны й опрос Индивидуа льный  опрос Индивидуа льный  опрос,  самостоят ельная  работа Индивидуа льный  опрос 23 24 25 26 27 Сравнение  свойств  организма  человека и  животных Размножен ие живых  организмов Индивидуа льное  развитие  организмов Образовани е половых  клеток.  Мейоз Изучение  механизма  наследстве нности 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала  методы работы И. В. Мичурина  основные направления развития биотехнологии учащиеся должны уметь на базовом уровне:   пользоваться терминологией определять   на  микропрепарате   и   характеризовать   фазы мейоза  характеризовать методы и законы наследственности  решать задачи на моно­ и дигибридное скрещивание  строить вариационный ряд и вариационную кривую характеризовать основные методы селекции, приводить  примеры на повышенном уровне:      давать сравнительную характеристику  процессам митоза и мейоза раскрывать причины постоянства числа хромосом  (устанавливать причинно­следственные связи) находить   причинно­следственные   связи   в   генетических явлениях сравнивать  генотипы  и  фенотипы,  гомо­ и  гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость объяснять генетические законы с позиций цитологии  Самостоят ельная  работа Индивидуа льный  опрос Индивидуа льный  опрос Индивидуа льный  опрос,  самостоят ельная  работа Контрольн ая работа 28 29 30 31 1 Комбинир ованный 1 1 1 Комбинир ованный Изучения  нового  материала Комбинир ованный Основные  закономерн ости  наследстве нности  организмов Механизмы наследован ия  признаков Закономер ности  изменчивос ти Ненаследст венная  изменчивос ть Лаборатор ная работа № 3 «Выявление наследствен ных и  ненаследств енных  признаков у  растений  разных  видов» Лаборатор ная работа № 4 «Решение  генетически х задач» Лаборатор ная работа № 5 «Изучение  изменчивост и у  организмов»      определять   сферу   действия   генетических   законов применительно к конкретной ситуации обосновывать   вредное   влияние   на   наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами решать задачи на наследование, сцепленное с полом и  группы крови применять знания законов наследственности и  изменчивости для обоснования выбора методов селекции раскрывать практическую значимость генетических  законов в народном хозяйстве и на этой основе  обосновывать развитие биотехнологии термины и понятия,  которые необходимо знать на базовом уровне: вегетативное   размножение,   спора,   почкование,   половое размножение,   яйцеклетка,   сперматозоид,   гамета,   зигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, клеточный цикл, мейоз,   интерфаза,   профаза,   метафаза,   анафаза,   телофаза, онтогенез,   эмбриональное   развитие,   постэмбриональное развитие,   генетика,   наследственность,   изменчивость,   ген, генотип,   альтернативные   гомологичные   хромосомы,   гомозиготная   и признаки,   гетерозиготная     особи   доминантный   и   рецессивный признаки,   моногибридное     и   дигибридное   скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд, вариационная кривая, мутация, мутагенный фактор, сорт,  порода, гибридизация, индивидуальный отбор, массовый  отбор, биотехнология   аллельные   гены,   фенотип, Лаборатор ная работа Лаборатор ная работа Индивидуа льный  опрос Лаборатор ная работа на повышенном уровне: 1 1 1 1 32 33 34 35 Закономер ности  происхож дения и  развития  жизни на  Земле Основы  селекции  организмов Контроль  знаний по  теме  «Основы  учения о  наследстве нности и  изменчивос ти» Представле ния о  возникнове нии жизни  на Земле в  истории  естествозна ния Современн ые  представле ния о  возникнове нии жизни  на Земле Изучения  нового  материала Проверки  и  коррекции  знаний и  умений   партеногенез,   овогенез,   сперматогенез,   неполное   доминирование,   анализирующее конъюгация, кроссинговер,   скрещивание, сцепленное наследование,  взаимодействие   генов,   полимерия, наследственность, норма реакции, хромосомные мутации,  генные мутации, геномные мутации, чистая линия, инбридинг, аутбридинг, гетерозис,  полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клоновая селекция   цитоплазматическая Изучения  нового  материала учащиеся должны знать на базовом уровне: Изучения  нового  материала  развитие взглядов на возникновение жизни  основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину  основные   эры   развития   жизни   на   Земле,   важнейшие события  эволюционную теорию  Ч. Дарвина  движущие силы эволюции: наследственная изменчивость,  борьба за существование, естественный отбор  доказательства   эволюции   органического   мира: сравнительно­анатомические,   и палеонтологические эмбриологические   Индивидуа льный  опрос Фронтальн ый опрос Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос 36 37 38 39 40 41 Значение  фотосинтез а и  биологичес кого  круговорот а веществ в развитии  жизни Этапы  развития  жизни на  Земле Идеи  развития  органическ ого мира в  биологии Чарлз  Дарвин об  эволюции  органическ ого мира Современн ые  представле ния об  эволюции  органическ ого мира 1 1 1 2 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Закреплен ия Изучения  нового  материала  вид, его критерии  популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции  формирование приспособлений в процессе эволюции  видообразование: географическое и экологическое  главные направления эволюции: прогресс и регресс  пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация  факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных  движущие   силы   антропогенеза:   биологические   и социальные  этапы антропогенеза расы, их краткая характеристика на повышенном уровне:  современные гипотезы возникновения жизни характеристику основных этапов периоды в разных эрах развития жизни на Земле  различные точки зрения на эволюцию взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу гомологичные и аналогичные органы биогенетический закон биогеографические доказательства эволюции (реликты) взаимосвязь движущих сил эволюции другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов относительность критериев вида             формы естественного отбора Индивиду альный  опрос,  самостоят ельная  работа Самостоя тельная  работа Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос Самостоя тельная  работа 42 43 44 45 46 47 Вид, его  критерии и  структура Процессы  образовани я видов Макроэвол юция как  процесс  появления  надвидовы х групп  организмов Основные  направлени я эволюции Примеры  эволюцион ных  преобразов аний живых организмов Основные  закономерн ости  эволюции 1 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Закреплен ия Изучения  нового  материала  механизм   возникновения   приспособлений   организмов   к среде обитания работы Ф. Энгельса  различные точки зрения на происхождение человека учащиеся должны уметь на базовом уровне:  давать определение понятия жизни  характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни жизни  пользоваться научной терминологией  характеризовать   учение   Ч.   Дарвина   об   эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида  иллюстрировать примерами главные направления эволюции  выявлять   ароморфозы   у   растений,   идиоадаптации   и дегенерации у животных  характеризовать   биологические   и   социальные   факторы антропогенеза  давать   характеристику   древнейшим,   древним   и   первым современным людям определять по рисункам расы человека на повышенном уровне:  приводить   доказательства   в   пользу   абиогенного происхождения жизни  давать   сравнительную   характеристику   взглядов   К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина  сравнивать естественный и искусственный отбор  показывать причины и следствия борьбы за существование  показывать взаимосвязь движущих сил эволюции Индивиду альный  опрос,  самостоят ельная  работа самостоят ельная  работа Письменн ый опрос Самостоя тельная  работа Индивиду альный  опрос Лаборато рная  работа 48 49 50 51 52 53 Человек — представит ель  животного  мира Эволюцион ное  происхожд ение  человека Ранние  этапы  эволюции  человека Поздние  этапы  эволюции  человека Человеческ ие расы, их  родство и  происхожд ение Человек  как житель  биосферы и его влияние на природу  Земли 1 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала  применять   знания   о   движущих   силах   эволюции   для объяснения   процессов   возникновения   приспособлений   и видообразования  делать выводы о происхождении человека от животных  давать   сравнительную   характеристику   особенностей строения   и   образа   жизни   палеонтологических   предков человека использовать теорию антропогенеза для доказательства  антинаучной сущности расизма термины и понятия,  которые необходимо знать на базовом уровне:     ископаемые   жизнь,   биогенез,   абиогенез,   эволюция,   движущие   силы эволюции,   сравнительная   анатомия,   рудименты,   атавизмы,   переходные палеонтология,   формы, биологический   прогресс,   биологический   регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, вид, популяция,  микроэволюция, макроэволюция, видообразование,   адаптации, систематика, антропогенез, социальные и  биологические факторы, австралопитек, питекантроп,  синантроп, неандерталец, кроманьонец, расы, расизм на повышенном уровне: коацерваты, гомологи, аналоги, онтогенез,  филогенез, изоляция, дивергенция, конвергенция, парапитек,  дриопитек, социальный дарвинизм Письменн ый опрос Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос,  самостоят ельная  работа Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос,  самостоят ельная  работа Самостоя тельная  работа 54 55 56 57 Закономер ности  взаимоотн ошений  организмо в и среды Контроль  знаний по  теме  «Закономе рности  происхожд ения и  развития  жизни на  Земле» Условия  жизни на  Земле Общие  законы  действия  факторов  среды на  организмы Приспособ ленность  организмов к действию факторов  среды 1 1 1 Лабора 1 торная работа  6. «Приспособ ленность организмов к среде обитания»   Проверки  и  коррекции  знаний и  умений Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала учащиеся должны знать на базовом уровне:  экологические факторы и среды  общие законы действия факторов среды на организм  приспособленность   организмов   к   действию   отдельных факторов среды  экологические группы и жизненные формы организмов      приливно­отливные   ритмы суточные,   сезонные, жизнедеятельности организмов  структура природных биогеоценозов  основные типы взаимосвязей в сообществах  первичная и вторичная биологическая продукция  компоненты биогеоценоза  развитие и смена биогеоценозов  понятие сукцессии  разнообразие типов наземных и водных экосистем  агроценоз, его особенности и значение для человека  структуру и свойства биосферы Контроль ная  работа Индивиду альный  опрос Самостоя тельная  работа Лаборато рная  работа 58 59 60 61 62 63 64 Биотическ ие связи в  природе Взаимосвяз и  организмов в  популяции Функциони рование  популяций  в природе Природное  сообщество —  биогеоцено з Биогеоцено зы,  экосистемы и биосфера Развитие и  смена  природных  сообществ Основные  законы  устойчивос ти живой  природы 1 1 1 1 1 1 1 Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала Изучения  нового  материала  учение   В.   И.   Вернадского   о   роли   живого   вещества   в преобразовании верхних слоев Земли круговорот веществ и поток энергии в биосфере на повышенном уровне:     закон минимума Либиха правило десяти процентов продуктивность разных типов экосистем на Земле роль В.Н.Сукачева в изучении экосистем учащиеся должны уметь на базовом уровне:      владеть научной терминологией называть   характерные   признаки   организмов   — обитателей этих сред жизни приводить примеры сезонных перестроек  жизнедеятельности у животных и растений характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.  выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы анализировать   действие   факторов   на   организмы   по рисункам учебника выделять и характеризовать типы биотических связей аргументировать необходимость защиты окружающей среды,   соблюдения   правил   отношения   к   живой   и неживой природе.  выявлять и оценивать степень загрязнения помещений  фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.    Самостоя тельная  работа Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос Индивиду альный  опрос Самостоя тельная  работа Самостоя тельная  работа Индивиду альный  опрос 65, 66 67 68 Резерв 69, 70 Лаборатор ная работа 7.  «Оценка  качества  окружающе й среды». Экскурсия в природу «Изучение и описание  экосистемы  своей  местности» Экологичес кие  проблемы в биосфере.  Охрана  природы Обобщение и  систематиз ация  знаний по  теме  «Закономе рности  взаимоотно шений  организмов и среды» Итоговый  контроль  знаний  курса  биологии  9 класса 2 1 1 2 Закреплен ия соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием на повышенном уровне:    называть необходимые условия возникновения и  поддержания адаптаций прогнозировать последствия истощения природных  ресурсов и сокращения биологического разнообразия обсуждать   на   конкретных   примерах   экологические проблемы своего региона и биосферы в целом строить динамические модели круговорота веществ и потока  энергии термины и понятия,  которые необходимо знать экологические факторы, экологическая среда, адаптация,  биотические связи: симбиоз, паразитизм, конкуренция,  хищничество; экосистема, биогеоценоз, агроценоз, биосфера,   продуценты, консументы, редуценты, ярусность, устойчивое  развитие, пищевая цепь, ноосфера, круговорот веществ, живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное  вещество на повышенном уровне: ограничивающий фактор, мутуализм, первичная и вторичная  сукцессии, биотоп, экотоп, фитоценоз, микробиоценоз,  зооценоз Обобщени е и  систематиз ация  знаний Проверки  и  коррекции  знаний и  умений Лаборато рная  работа Экскурси я Контрольн ая работа № урока ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 9 КЛАСС Тема урока Причина изменений в программе Способ корректировки 7. Информационно­методическое обеспечение: Список учебной литературы УМК учащегося: 1. Пономарёва   И.Н.   Биология:   9   класс:   Учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций/ И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н.Пономарёвой. ­ М.: Вентана – Граф, 2015. 2. Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н.Пономарёва, Г.Н.Панина, О.А.Корнилова; под ред. И.Н.Пономарёвой. ­ М.: Вентана – Граф, 2015. Методическая литература: 1. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2005. 2.   Бодрова   Н.Ф.   Биология.   9   класс.   Общие   закономерности.   Методическое   пособие   для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. 3.   Солодова   Е.А.   Биология.   Тестовые   задания:   9   класс:   дидактические   материалы/ Е.А.Солодова. – М.: Вентана­Граф, 2014. 4. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии». ­ М.: Просвещение, 1981. 5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах». – М.: Мир, 1993.  6. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике». – Минск: Народная асвета, 1982.  7.  Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология». ­  М.: Просвещение, 1981  Дополнительная литература для учащихся: 1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по   факультативному курсу для учащихся». ­ М.: Просвещение, 1983 год. 2. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира». ­          М.: «Наука», 1996 год. 3.     Киселева Э. А.  Книга для чтения по дарвинизму. ­ М.: Просвещение, 1970 год. Интернет­ресурсы http://school­collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»  http://www.fcior.edu.ru/  www.bio.1september.ru – газета «Биология»  www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»  http://video.edu­lib.net – учебные фильмы http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.   ­   Подборка   интернет­материалов   для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://charles­darvin.narod.ru/  ­ Электронные версии произведений Ч.Дарвина. http://www.l­micro.ru/index.php?kabinet=3. ­  Информация о школьном оборудовании. Система   планируемых   результатов:   личностных,   метапредметных   и   предметных   в соответствии   с   требованиями   стандарта   представляет   комплекс   взаимосвязанных   учебно­ познавательных   и   учебно­практических   задач,   выполнение   которых   требует   от   учащихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.

Рабочая программа по биологии. 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2018