Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
10.02.2017
Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Конспект урока по биологии предназначен для изучения темы "Питание и пищеварение" в 8 классе. Развивает знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения. Формирует у учащихся знания о процессах механической и химической обработки пищи в ротовой полости, о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости, о рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости; о строении и типах зубов, уходе и гигиене ротовой полости Использован учебник "Биология.Человек" Д.В.Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Белов.Конспект урока по биологии предназначен для изучения темы "Питание и пищеварение" в 8 классе
Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости, 8 класс.docx
Конспект урока по биологии 8 класс Тема: "Пищеварение в ротовой полости" Цель  урока:  Сформировать у учащихся знания: о процессах механической и химической обработки  пищи  в   ротовой   полости, о роли ферментов в процессе  пищеварения   в   ротовой   полости, о рефлекторной регуляции  пищеварения   в   ротовой   полости; о строении и  типах зубов, уходе и гигиене ротовой полости Задачи  образовательные:  раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеварения обеспечить усвоение знаний о:   механической и химической обработке пищи в ротовой полости;   свойствах ферментов;    рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;  строении и типах зубов.  развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся:     осмысления учебного фактического и дополнительного материала;  умение применять полученные знания в собственной жизни;  умения работать в должном темпе.  воспитательные:   формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;   познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой  зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.  Оборудование:   Презентация   «Пищеварение   в   ротовой   полости»”,   компьютер, мультимедийный   проектор,   компьютер, мультимедиапроектор.    скелет   черепа,     зубная   щетка, Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения:  1     проблемно­поисковый; словесные: рассказ, беседа, объяснение; наглядные: метод иллюстраций, демонстраций; практические: использование инструктивных карточек, наблюдение, эксперимент в  ходе практической работы. Методы работы учителя: рассказ, объяснение, беседа. Методы работы учащихся: упражнения, самостоятельная работа. Формы организации учебной деятельности учащихся на  уроке: комбинированный  урок Понятийный аппарат:  Ротовая   полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы:  корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и  большие коренные зубы, кариес, пульпит.  Используемые учебники и учебные пособия:  Учебник: ­ Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для ОУ  /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2010. – 332 с.   План  урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Мотивация учебной деятельности. 4. Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала) 5. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока. Оценивание. 2 6. Домашнее задание. ХОД  УРОКА  1.Организационный момент Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на  уроке  мы  узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в  жизни. Но, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы повторим с вами  пройденное на прошлом уроке. 2. Проверка домашнего задания и целеполагание  – работа в парах. (Слайд 3) 1 группа Задание1. Собрать слова в определение: перфокарта Пищеварение ­ это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и  химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части   2 группа Задание 2.  Распределить по группам питательные вещества и продукты питания:  1 группа  питательные вещества, 2 группа – продукты питания. 1.Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты.  5. Углеводы. 6.  Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12.  Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.   ­ Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы:   3 группа   а) желудок; б) толстая кишка; в) ротовая полость;  г) тонкая кишка; д) пищевод; е) глотка.  Взаимопроверка  ­ выявление ошибок друг у друга.  Обменяйтесь карточками, какие были  допущены ошибки? Давайте сравним полученные результаты с правильными ответами  (Задание 1 ­слайд № 4, задание 2 – слайд№5, задание 3 – слайд№6) и оценим   (слайд№7). 3 Вы уже знаете строение пищеварительного тракта,  Сегодня мы с вами будем говорить о начальном отделе пищеварительного канала.   Как он называется?  Как поступает пища в организм человека? Что мы должны узнать сегодня на уроке?  Ученики: Ротовая   полость.  Учитель: Да, действительно основным вопросом сегодня будет пищеварение в ротовой  полости  Откройте  тетрадь. Запишите дату и тему     полости      ». Что вы уже знаете по этой теме, а что бы вы хотели узнать?       урока: «Пищеварение           в           ротовой        Заслушиваем 2­3 ответа. Учитель: Давайте с вами сформулируем цель нашего  урока. Учитель помогает формулировать учащимся цель, задавая наводящие вопросы. Учитель: Итак, цель  урока: познакомиться со строением и процессами  пищеварения   в   ротовой   полости, строением зубов и их функциями. (Слайд  №8) Какова личная значимость этой темы? (Мы познакомимся с правилами ухода за зубами  и.т.д.)    3.  Мотивация учебной деятельности (Слайд № 9).    Проблемный вопрос ?????? Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он  его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?  4. Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала) Учитель: Ребята, как устроена  ротовая   полость?  4 Ученики: Губы, щеки, язык, зубы, слюнные железы.   Учитель: Каким двум типам обработки подвергается пища  в   ротовой   полости? Ученики: Механической и химической. Учитель: Что понимают под механической обработкой? Ученики: Измельчение, дробление  пищи. Учитель: Под  химической обработкой?  Ученики: Обработка пищи ферментами слюны Учитель: Слайд №10. Полость рта делится на два отдела: 1) преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы; 2) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое небо, сзади – мягкое  небо, внизу – язык.  Ротовая   полость  образована челюстями ­ неподвижной верхней и подвижной нижней,  верхним и нижним мягким небом.   Между дужками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюстях расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар  слюнных желез.  В   ротовой   полости  находится язык, выстлана ротовая полость  многослойным  плоским эпителием.  Язык является мышечным органом, образованный поперечно ­ полосатой мышечной  тканью. (Слайд №12) Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании.  5 Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.   Поверхность   языка   покрыта  вкусовыми   луковицами,   чувствительными   к   сладким, соленым,   кислым   и   горьким   веществам,   что   помогает   определять   характер   пищи.   У  Жевание  составляет человека   язык   выполняет   также  функцию   органа   речи. механическую стадию  пищеварения, благодаря которой увеличивается поверхность пищи, доступная   действию   ферментов.   Во   время   жевания   он  переворачивает   пищу   во   рту, благодаря чему она перемешивается со слюной и смачивается. Зубы представляют собой очень   твердые   образования,   идеально   приспособленные   для   выполнения   ими   своей функции. Учитель: Какие органы ротовой полости участвуют в измельчение пищи? Ученики: зубы Итак, ребята изучим строение зубов. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Откройте  учебник,  найдите в п.31,  рисунок «Зубы»  и ответьте на вопросы: Сколько зубов у человека?(32).       Как дифференцируются зубы? (по выполняемым ими функциям ­ резцы, клыки, малые и большие коренные) Каково строение зуба?   (Слайд №13). Строение зубов.  Зубы человека имеют различную форму и размеры и  обладают разной жевательной поверхностью в отличие от рыб и рептилий,  все зубы у них  одинаковые.  Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. «Кто долго  жует – тот долго живет» ­ согласный вы с эти мнением? Запишите в тетрадь: всего 32 зуба: 4 плоских резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших  коренных зубов.   Тип зуба   Резцы    Клыки Функция   Используются для срезания и откусывания пищи.   У хищников предназначены для захватывания и    умерщвления  жертвы и разрывания ее на куски. 6 Малые коренные зубы    Предназначены для раздавливания и перетирания пищи, у     Коренные зубы    человека могут служить также для разрывания пищи.  Предназначены для дробления и перемалывания пищи. Строение и функции зубов.  (Слайд 14) Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет  коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью  желтовато­белого цвета. По твердости эмаль можно сравнить с кварцем. Под эмалью  располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба, дентин, по прочности близок к чугуну. Прочность дентина  зависит от минеральных солей. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень,  покрытый цементом, он похож на обыкновенную кость. Внутри зуба находится полость,  заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными  окончаниями, они воспринимают давление на зуб. Учитель: Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы  чувствуете? Что появляется у вас  в   ротовой   полости ? Ученик: Слюна.   Учитель: Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища  раздражает рецепторы . Что же такое слюна,  каков ее химический состав и функции?  Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок. Ежедневно у  человека выделяется около 1,5 ­ 2 литров слюны, которая секретируется тремя парами  слюнных желез и множеством щечных желез, расположенных в слизистой  полости  рта.  (Слайд №15) Как вы думаете, какие вещества входят в состав слюны?    (Слайд №16). Слюна  состоит на 99,5% состоит из воды, имеет слабощелочную реакцию,  содержащий ферменты    Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость  и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают  его проглатывание и легкое продвижение по пищеводу.  7  Лизоцим убивает микробы.  Амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы (записать в тетрадь в виде  задания 3).  А теперь посмотрите, я беру лимон и отрезаю кусочек, с которого капает сок, я даю  каждому по кусочку (слайд №17)                    Проведите следующее наблюдение: а) Положите кусочек лимона в рот. Происходит ли отделение слюны в ротовой полости при раздражении лимоном? б) Сделайте несколько глотательных движений подряд. Что вы ощущаете? Почему после того как не остается слюны, сделать глотательные движения невозможно? Учитель: Слюноотделение ­ это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде,   запахе   пищи   или   при   мыслях   о   еде.   Если   человеку   не   знакома   какая­то   пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет. Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.  :    Спасибо.     Запишите     в   тетрадь:   Слюнные   железы   –   3   пары:   околоушные, Учитель   подъязычные, подчелюстные.  Предлагаю вам определить положение слюнных желез.                                       5. Этап закрепления знаний и способов действия Проводим демонстративную практическую работу ”Определение положения  слюнных желез”. (Слайд №18) Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез. Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее воспаление часто бывает   связано   с   эпидемическим   паротитом   (свинкой).   Инфекция   паротита распространяется воздушно­капельным путем. Болезнь часто поражает детей в возрасте от 5 до 15 лет и опасна тяжелыми осложнениями. 8 Ход работы. Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна. Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней  челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее углов к центру, пока не  почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной. Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко  обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка  (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко  приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны. Какой вывод вы можете сделать?                 Вывод: в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны. Учитель. Уход за зубами. (слайд 19, 20) (2 минуты) Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе пищеварения  необходимо знать как за ними правильно ухаживать. Какие правила ухода за зубами вы знаете? Как чистить зубы вы знаете? Покажите,  пожалуйста.   Учитель: (слайд №21). Какие бывают болезни десен и зубов у человека, как проявляются  их симптомы, какое необходимо лечение?  Ученики: Процесс разрушения тканей зуба называется кариесом. Вызывают развитие  патологических процессов патогенные микроорганизмы (стрептококки), живущие в  ротовой полости. В результате своей жизнедеятельности бактерии вырабатывают  органические кислоты, которые приводят к деструкции эмали и дентина. Запущенный кариес приводит к развитию пульпита. Это воспаление нервных тканей,  расположенных глубоко в коронке и корневых каналах. Повышенная чувствительность зубной эмали на воздействие механических раздражителей,  холодных, горячих или кислых продуктов называется гиперестезией. Полезные советы: (слайд №22)   Употребляй в пищу больше сырых фруктов и овощей (грызи морковку, репку) 9  полезен витамин D, а он есть в рыбе, яйце, молоке.   Каждый день выпивай стакан молока  Для зубов полезен чёрный хлеб  Два раза в год посещай стоматолога Физминутка. (слайд №23)                        5. Обобщение и систематизация знаний. Проблемный вопрос  … А теперь  вернемся к вопросу, (слайд 9) который был рассмотрен в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли  быть уверенным на 100%, что данный человек виновен? (ответы учащихся) Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его  съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?  Учитель: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис  проглотить не возможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него  прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного  такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его. Если учащиеся не могут  ответить, ответ сообщает учитель. (Слайд 24)    Учитель: После того, как пища обрабатывается  в   ротовой   полости, формируется  пищевой комок, происходит рефлекторный акт глотания и продвижение его дальше по  пищеварительному каналу.             6.  Закрепление  10 Учитель: Что нового вы узнали сегодня на  уроке ? Чему научились?  Ученик:   Пища начинает перевариваться  в   ротовой   полости , подвергаясь двум видам  обработки: механической и химической.  Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной.  Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя  активность в слабощелочной среде и при температуре тела.  Выделение слюны – это рефлекс.  Пищу необходимо долго и тщательно жевать.  Ежедневно ухаживать за  ротовой   полостью . ­ Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной) ­ Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи) ­ Какова роль языка? (апробация пищи)  Назовите этапы расщепления веществ в ротовой полости:   механическое измельчение пищи (язык, зубы);   образование пищевого комка (слюна, язык);   частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);  Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и  прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества  вызывают выделение большего количества слюны. Именно ферменты слюны действуют на расщепление веществ. Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест (слайд №25)          Итоги урока. Оценивание.     Тест. 11 1. В каком порядке расположены органы  пищеварения ? а)  ротовая   полость  – желудок – пищевод ­ толстая кишка ­ тонкая кишка ­ толстая  кишка; б)  ротовая   полость  – пищевод ­ желудок ­ тонкая кишка ­ толстая кишка – прямая  кишка;  в )  ротовая   полость  – пищевод ­ желудок – толстая кишка ­ тонкая кишка – прямая  кишка. 2.  В   ротовой   полости  происходит: а) завершение переваривания пищи; б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала; в) переваривание жиров. 3. Каким веществом покрыта коронка зуба:   а) прочным цементом;    б) дентином;     в)  эмалью. 4. Всего у взрослого человека:        а) 32 зуба;           б) 36 зубов;                  в) 30 зубов. 12 5. Язык участвует: а) в механической обработке пищи; б) в химической обработке пищи; в) в механической обработке и апробировании пищи. Ответ: 1б, 2б, 3в, 4а, 5в.   Учитель: Ребята попробуйте ответить на вопросы: ­Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали им зубы? ­ Почему пищу надо тщательно пережевывать?  Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу? Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно. Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый организм!            6. Домашнее задание: Параграф 31. Стр.165 выполнить задания 1­3. Нарисовать и  подписать в рабочей тетради  части зуба.   Учитель: Берегите свое здоровье. И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли,  смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, что бы вы ни боялись показать свои  ухоженные красивые зубы! (Слайд №27)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)

Конспект урока по биологии на тему "Пищеварение в ротовой полости" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017