Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
9 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"
Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции. Задачи: образовательная: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитательная: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.
Урок 4. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.rtf
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА У р о к  4 Цели:  изучить   сущность   первого   эволюционного   учения   Ж.   Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции. Задачи: о б р а з о в а т е л ь н а я:   рассмотреть   основные   положения   теории Ламарка, показать значение данной теории; р а з в и в а ю щ а я:   продолжить   формирование   умений   и   навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы; в о с п и т а т е л ь н а я:   патриотическое   воспитание   –   на   примере отечественных   ученых,   внесших   свой   вклад   в   становление   теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения:  рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом. Планируемые предметные результаты: ученик должен иметь   представление  о   работах   М.   В.   Ломоносова,   А.   Н. Радищева, К. Ф. Рулье; з н а т ь:   основные   положения   теории   Ж.   Б.   Ламарка,   законы ламаркизма; у м е т ь:   объяснять   многообразие   живых   организмов,   их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка. Междисциплинарные связи: систематика, экология. Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология. С ц е н а р и й   у р о к а I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску. II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Для   понимания   роли   трудов   ученых   различных   периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах. III. Открытие новых знаний. 1 .   Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка. Эволюционное   учение   как   целостная   система   взглядов, доказывающих   развитие   природы,   сформировалось   до   возникновения дарвинизма:   оно   было   создано   трудами   французского   биолога   Ж.  Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов). Основные положения теории Ламарка: – организмы изменчивы; –  виды   и  другие   таксоны   условны   и  постепенно   преобразуются   в новые виды; – историческое изменение органов, постепенное совершенствование их   организации   на   основании   внутреннего   стремления   организмов   к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом. В основе его учения стоит второй принцип: об   изначальной   целесообразности   реакции   любого   организма   на изменение   внешней   среды   и   признание   возможности   прямого приспособления. 2. Законы ламаркизма: 1)   Постоянное   употребление   органа   ведет   к   его   усиленному развитию. «Стремясь   избегнуть   необходимости   окунуть   тело   в   воду,   птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать ноги все особи этой породы как бы стоят на ходулях, так мало­помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше». «Во   время   приступов   ярости,   особенно   частых   у   самцов,   их внутреннее   чувство   благодаря   своим   усилиям   вызывает   интенсивный приток флюидов к этой части головы и здесь происходит выделение у одних – рогового, у других – костного вещества, смешанного с роговым, в результате чего в этих местах образуются твердые наросты». 2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются. 3. Решение творческой задачи. Ученикам   предлагается   демонстрационный   или   раздаточный материал, в котором указаны основные признаки 14 групп животных, обозначенных   в   таблице   арабскими   цифрами,   но   вразнобой. Предполагается,   что   ученики   выйдут   на   классификацию   Ламарка.   В «продвинутых» классах можно предложить сделать это самостоятельно. В обычных классах можно предложить сравнить систематику Ламарка с современным вариантом и найти расхождения и сходства в названии и расположении основных систематических групп. Систематика животных по Ламарку Сердце с двумя желудочками Сердце с двумя желудочками, кровь холодная Дышат жабрами, для кровообращения – артерии  и вены Дыхание трахейное, кровообращения нет или оно несовершенное Нет мозга и кровеносных сосудов Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних  специальных органов, кроме пищеварительных 14 Млекопитающие 13 Птицы 12 Рептилии 11 Рыбы 10 Моллюски 9 Усоногие 8 Кольчецы 7 Ракообразные 6 Паукообразные 5 Насекомые 4 Черви 3 Лучистые  (гидроидные  полипы) 2 Полипы 1 Инфузории IV. Закрепление.  Учащиеся   формулируют   вывод   о   значении   теории   Ламарка. Обратить внимание учащихся на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией.   В   теории   Ламарка   впервые   были   объединены   идея изменяемости   видов   и   идея   прогрессивной   эволюции,   но   не   было найдено объяснения механизмов эволюционного процесса. Закрепление   изученного   материала   можно   провести   следующим образом:   учащимся   предлагается   опорный   конспект,   в   котором зафиксирован   материал   о   додарвиновском   периоде   в   развитии биологии.   Используя   этот   конспект,   учащиеся   с   помощью   учителя рассказывают   о   характерном   для   того   времени   метафизическом мировоззрении. О создании К. Линнеем классификации, в которой он использовал принцип двойных латинских названий – род и вид (Canis lupus   –   собака   волк).   Об   эволюционном   учении   Ж.   Б.   Ламарка, сущность которого заключается в том, что в процессе исторического развития   происходит   эволюция   живой   природы   от   простого   к сложному.   По   этому   принципу,   названному   градацией,   он   создал ступенчатую классификацию организмов. На нижней ступени разместил инфузорий и полипов, на верхней – птиц и млекопитающих; главной движущей   силой   эволюции   Ламарк   ошибочно   считал   внутреннее стремление живых существ к прогрессу, совершенству; он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и поэтому незаметно. В конспекте содержатся сведения об эволюционных идеях в России в XVIII веке. Философ   и   писатель   А.   Н.   Радищев   выступал   против   религии   и неизменности природы. Он утверждал, что в природе «от камени и до человека явственна постепенность…». А.   И.   Герцен   («Дилетантизм   в   науке»,   «Письма   об   изучении природы»)   высказывал   мысль   о   необходимости   при   изучении происхождения организмов, их родственных связей и др. все изучать в развитии. Этот опорный конспект можно использовать в уроке не только для закрепления   изученного   материала,   возможно   его   использование   на этапе изучения нового материала. V. Рефлексия.  Учащиеся   оценивают   степень   реализации   поставленных   на   уроке целей,   свои   учебные   действия   и   содержательно   обосновывают правильность (ошибочность) результата.  Домашнее задание:  с. 15–17; вопросы в конце текста. Письменное задание: «Природа, производя последовательно все виды животных, начиная с самых   несовершенных   и   простых   и   кончая   самыми   совершенными, усложняла их организацию постепенно…». «Природа образовала в том и другом царстве (растений и животных) настоящую   лестницу,   в   смысле   все   возрастающей   сложности организации живых тел» (Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 1. М., Л., 1935. С. 209, 94.). –   Как   вы   понимаете   слова   Ламарка   «последовательно»   и «постепенно» в отношении происхождения видов? –   В   чем   отличия   взглядов   Ламарка   от   взглядов   Линнея   на видообразование? – В чем они отличаются от современных взглядов? Одному   из   учащихся   предложить   подготовить   сообщение   к следующему   уроку   на   тему   «Основные   этапы   жизненного   пути   Ч. Дарвина». Дополнительная информация В первой половине XIX века во всех специальных разделах биологии и   смежных   естественно­исторических   науках   накапливаются   данные, которые   могут   быть   материалистически   истолкованы   лишь   в   свете эволюционного   развития   животных   и   растений   на   протяжении длительного времени от каких­либо общих предковых форм. В трудах Ч.   Лайеля   закладываются   основы   исторической   геологии   с   ее принципом   актуализма.   обобщающие доказательства эволюции (Р. Чемберс).   Появляются   труды, Зоолог   К.   Ф.   Рулье   развивал   концепцию   о   возникновении органического мира из неорганического, о постепенном естественном изменении   организмов   и   формировании   многообразия   существ   под влиянием   изменения   внешних   условий,   о   наследственности   и изменчивости как основных свойствах живых систем. А. Н. Бекетов в работе «Гармония в природе» приводил интересные данные об изменении растений в различных условиях существования, в том числе и о борьбе за существование.

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ж. Б. ЛАМАРКА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018