Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
9 кл
21.02.2018
Цель: изучить основные формы и механизмы действия естественного отбора.
Задачи:
образовательная: рассмотреть формы Е. о. и условия, в которых они действуют, показать направленность Е. о. и эволюции в целом; раскрыть взаимосвязь факторов эволюции;
развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, работать с дополнительной литературой, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи;
воспитательная: патриотическое воспитание на примере работ отечественных ученых по изучению естественного отбора.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.
Урок 8. Формы естественного отбора.rtf
У р о к 8
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Цель: изучить основные формы и механизмы действия естественного
отбора.
Задачи:
о б р а з о в а т е л ь н а я: рассмотреть формы Е. о. и условия, в которых
они действуют, показать направленность Е. о. и эволюции в целом;
раскрыть взаимосвязь факторов эволюции;
р а з в и в а ю щ а я: продолжить формирование умений выделять
главное, работать с дополнительной литературой, делать выводы;
устанавливать причинноследственные связи;
в о с п и т а т е л ь н а я: патриотическое воспитание на примере работ
отечественных ученых по изучению естественного отбора.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
и м е т ь п р е д с т а в л е н и е о работах И. И. Шмальгаузена по
изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции;
з н а т ь: основные формы естественного отбора, определения
«стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «половой отбор»,
«половой диморфизм»;
у м е т ь: объяснять механизм действия изученных форм отбора,
приводить примеры.
Внутридисциплинарные связи:
зоогеография – «Реликты»,
экология – «Приспособления живых организмов».
Обеспечение: таблица «Формы естественного отбора».
С ц е н а р и й у р о к а
I. Актуализация знаний.
1 . Фронтальный опрос (по вопросам на с. 29). 2. Проверка заполненности таблицы «Сравнение Е. о. и И. о.».
При проверке таблицы «Сравнение естественного и искусственного
отбора» обратить внимание учащихся на направленность естественного
отбора.
Мутации, волны жизни, изоляция – факторы эволюции, действующие
ненаправленно. Эволюция в целом не хаотический, а направленный
процесс,
связанный с выработкой новых приспособлений,
возникновением и вымиранием других видов, возникновением
прогрессивного развития живой природы. Известен лишь один
направленный эволюционный фактор – естественный отбор.
– Может ли быть подвергнута отбору стерильность организма как
(Да, может. Колонии рабочих
признак? Приведите примеры.
насекомых, в которых рабочие особи стерильны).
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели.
Естественный отбор действует постоянно, знание его механизма
закономерностей и форм помогает найти ответы на многие вопросы
биологии.
III. Объяснение учителя.
1. Формы естественного отбора (движущий и стабилизирующий).
В современной эволюционной теории вопрос о формах естественного
отбора один из дискуссионных. Выделяется более 30 различных форм
отбора. Однако основных форм отбора в популяциях только три:
стабилизирующий, движущий, дизруптивный.
На уроке мы рассмотрим: стабилизирующий, движущий и один из
частных случаев внутривидового Е. о. – половой отбор.
По ходу объяснения, учащиеся работают с таблицей «Естественный
отбор – направляющий фактор эволюции».
Формы естественного отбора
Формы отбора, графическое
представление
Особенности каждой формы
естественного отбора 1. ДВИЖУЩАЯ
1
2
В пользу особей с уклоняющимся от
ранее установившегося в популяции
значения признака; приводит к
закреплению новой нормы реакции
организма, которая соответствует
изменившимся условиям
окружающей среды 2. СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ
1
Окончание табл.
2
Направлена на сохранение
установившегося в популяции
среднего значения признака.
Результатом действия
стабилизирующего отбора является
большое сходство всех особей
растений или животных,
наблюдаемое в любой популяции
Примеры стабилизирующего отбора:
После снегопада и сильных ветров в Северной Америке было
найдено 136 оглушенных и полуживых домовых воробьев; 72 (со
средней длиной крыльев) из них выжили, а 62 погибли (у них были или
очень длинные крылья, или короткие). Особи со средними –
«нормальными» крыльями оказались более выносливыми.
Дети, имеющие массу тела 3,6 кг, выживают чаще.
Исследование ветро и насекомоопыляемых растений показало, что
размеры и форма цветков у энтомофильных растений более стабильны,
чем у анемофильных. Устойчивость цветков энтомофилов обусловлена
сопряженной эволюцией растений и их опылителей, «выбраковкой»
уклонившихся форм. Шмель не может проникнуть в слишком узкий
венчик цветка, хоботок бабочки не может коснуться слишком коротких
тычинок у растений с длинным венчиком. Только растения с цветками,
строго соответствующими «стандартам», выработанным в течение
миллионов лет совместной эволюцией, могут оставить потомство.
Результаты стабилизирующего отбора:
– число глаз у позвоночных;
– число лучей в парных конечностях;
– молекула гемоглобина.
Примеры движущего отбора:
– утрата крыльев у части птиц и насекомых, пальцев у копытных,
конечностей у змей, глаз у пещерных животных, корней и листьев у
растенийпаразитов. 2. Половой отбор.
Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей
одного пола. Это частный случай внутривидового естественного отбора,
а не самостоятельный фактор эволюции.
Примеры полового отбора:
– яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;
– брачные крики и другие формы поведения;
– специфические запахи;
– орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).
Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.
З а д а н и е. Рассмотрите рисунки 8–11 в учебнике на с. 32–34,
ответьте на вопросы:
– Что такое половой диморфизм? Приведите примеры полового
диморфизма животных, обитающих на территории нашей области.
– Почему половой отбор нельзя считать самостоятельным фактором
эволюции?
IV. Закрепление изученного материала.
Обратить внимание учащихся на то, что признание ведущей роли за
Е. о. в эволюции не принижает значение остальных факторов
эволюционного процесса. Все элементарные факторы эволюции
взаимосвязаны под контролем отбора, все они воздействуют на
элементарную эволюционную единицу – вид.
Результаты естественного отбора:
– создание новых адаптивных признаков;
– уничтожение неполезных приспособлений;
– сохранение полезных приспособлений.
Формулировка вывода о значении теории Дарвина о естественном
отборе и роли этого процесса в эволюции.
V. Рефлексия.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка
учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.
Домашнее задание: изучить § 6, с. 29–35; вопросы в конце текста. Заполнить таблицу до конца. Подготовиться к биологическому
диктанту.
Дополнительная информация
Естественный отбор является движущей силой эволюции
В природе изменчивость признаков в основном непрерывна, то есть
диапазон возможных фенотипов лежит между двумя предельными
значениями. В природе распределения фенотипов обычно соответствует
кривой нормального распределения.
ФЕНОТИПИЧЕСКИЕ КЛАССЫ
Современная теория неодарвинизма предполагает, что:
1. Некоторые вредные аллели могут сохраниться, но потенциал
размножения особей, несущих такие аллели, будет снижен.
2. Эволюционные достоинства и недостатки аллелей связаны с
данными условиями окружающей среды в данное время, то есть аллели
способствуют выживанию только в определенных условиях, а именно в
тех, к которым приспособилась популяция.
В природе растения и животные производят значительно больше
потомства, чем может выжить в условиях окружающей среды, однако
их популяции остаются достаточно стабильными. Следовательно,
гибель большого количества особей предопределена природой. Перепроизводство такого типа вызывает конкуренцию между
особями за пищу, убежище, место размножения и т. д. Это и есть борьба
за существование. Влияние на популяцию факторов окружающей
среды, изза которых происходит борьба, называется давлением
отбора.
Внутри популяции у особей могут быть значительные различия в
генотипе и, следовательно, в фенотипе.
Различия предполагают, что у одних особей есть качества,
позволяющие им иметь преимущество в борьбе за существование, а у
других – качества, уменьшающие их шансы на выживание.
Обладатели оптимального сочетания этих качеств более
конкурентоспособны в борьбе за существование, более приспособлены
противостоять давлению отбора, которое оказывает окружающая среда.
В этом и состоит естественный отбор; выживают и дают потомство
наиболее приспособленные особи. Если изменчивость наследственная (то есть вызывается изменениями
в генотипе), то в новых поколениях будет больше особей,
приспособленных к выживанию.
экстремальные
Стабилизирующий отбор поддерживает средние значения фенотипа
и направлен против экстремальных форм, поэтому частота аллелей,
представляющих
уменьшается.
Стабилизирующий отбор происходит в тех случаях, когда фенотип
находится в оптимальных условиях среды и конкуренция незначительна.
Возможно, эта форма отбора благоприятствует уменьшению количества
новорожденных, имеющих слишком большой вес, а также появлению
гетерозигот серповидноклеточной анемии в местах распространения
малярии.
формы,
Движущий отбор благоприятствует фенотипу, близкому к одному
из экстремумов. После того как фенотип придет в соответствие с
новыми условиями среды, вновь вступает в действие стабилизирующий
отбор. Происходит изменение частоты аллеля, соответствующего
новому фенотипу. Движущий отбор имел место в случае с пяденицей
березовой (Biston betularia), когда ее темная форма оказалась в более благоприятных условиях в покрытых копотью пригородных
промышленных центров Британии, начиная с времен индустриальной
революции. Этот феномен получил название
индустриальный
меланизм. Другой яркий пример – развитие устойчивости к
антибиотикам популяции бактерий. Мутантные гены в присутствии
антибиотиков давали преимущество некоторым штаммам бактерий.
Дизруптивный (разрывающий) отбор – наиболее редкая форма
отбора, связанная с изменением давления отбора внутри среды
обитания.
Эта форма селекции поддерживает сосуществование нескольких
фенотипов внутри одной популяции – явление, называемое
полиморфизм (сбалансированный полиморфизм создается при условии,
когда ни одна из отобранных групп не является более важной, чем
другая).
1. Изменчивость окраски (желтая и коричневая) и числа полос (от 0
до 5) раковины моллюска Capaca Nemoralis.
2. Три фенотипа (соответственно HbHb/HbHb
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.