Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ Ч. ДАРВИНА"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ Ч. ДАРВИНА"

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
биология
9 кл
21.02.2018
Конспект урока по биологии в 9 классе на тему "НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕОРИИ Ч. ДАРВИНА"
Цель: изучить научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина. Задачи: образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, формулировать выводы; воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ отечественных ученых в становлении теории эволюции. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом.
Урок 5. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.rtf

У р о к  5

Научные и социально-экономические
предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Цель: изучить научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Задачи:

образовательная: рассмотреть предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, формулировать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание – на примере работ отечественных ученых в становлении теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах Ч. Лайеля, Ф. Вёлера, М. Шлейдена, Т. Шванна, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;

знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов, их приспособленность и роль среды в видообразовании;

уметь: охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Междисциплинарные связи: история, география, экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология.

Образовательные ресурсы: географическая карта, таблица «Формы…».

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос (вопросы на с. 17 учебника).

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Теория Ч. Дарвина занимает одно из первых мест в истории биологии как науки. Все положения находят подтверждения в современных открытиях, то есть она актуальна и на сегодняшний день.

III. Открытие новых знаний.

1. Социально-экономические предпосылки.

В разных областях биологии в первой четверти XIX века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине XIX века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину.

2. Научные предпосылки.

Задание. Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18–19, выпишите фамилии ученых и названия их трудов.

Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществляется систематизация геологических слоев Земли.

Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы исторической геологии с ее принципами актуализма и историзма.

Достижения в химии: Ф. Вёлер искусственно синтезировал мочевину.

М. Шлейден и Т. Шванн создают клеточную теорию.

В России: работы К. Ф. Рулье и А. Н. Бекетова.

Беседа: обсуждение результатов.

3. Основные этапы жизненного пути и путешествие Ч. Дарвина. (Рассказ учителя или сообщение ученика).

Работа с картой. Учитель или учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Ч. Дарвина.

Обратить внимание учащихся на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:

– изменяемость видов;

– сходство и различие между видами;

– многообразие живых организмов;

– приспособленность живых организмов к условиям существования;

– роль условий среды в видообразовании.

Эти основные моменты необходимо вынести на доску, чтобы учащиеся по ходу сообщения фиксировали конкретные факты.

IV. Проверка знаний. Резюме одного из учеников.

Закрепление изученного материала можно провести, используя опорный конспект, в котором зафиксирован материал об эволюционном учении Ч. Дарвина, почву для появления которого подготовили успехи наук конца XVIII – начала XIX века; о путешествии Дарвина, в ходе которого он собрал материал, натолкнувший его на мысль об изменяемости видов и происхождении одних от других; об издании в 1859 г. книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»; о роли изменчивости, отбора, борьбы за существование, приспособленности видов к среде обитания в процессе эволюции и причинах возникновения многообразия видов; об издании его книги в России (1864 г.) и распространителе идей Дарвина в России К. А. Тимирязеве.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: § 3, с. 18–20; вопросы 1–3.

Дополнительная информация

Ч. Дарвин (1809–1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист-любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.

«Путешествуя на корабле ее величества в качестве натуралиста, я был поражен некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.

У р о к 5 Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории

У р о к 5 Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории

III. Открытие новых знаний. 1

III. Открытие новых знаний. 1

IV. Проверка знаний. Резюме одного из учеников

IV. Проверка знаний. Резюме одного из учеников

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом

Ч. Дарвин возвращается в Англию убежденным эволюционистом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018