Конспект урока по физике + презентация к уроку + материалы к уроку
Оценка 4.7

Конспект урока по физике + презентация к уроку + материалы к уроку

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
07.01.2017
Конспект урока по физике + презентация к уроку + материалы к уроку
Тренировочные задачи к уроку "Насыщенный пар"
урок физика 10 класс.docx

План-конспект урока физики

Автор – Тышлер Ольга Вадимовна

Место работы, должность – МОУ СОШ № 38, учитель

Предмет –физика

Класс – 10 (профильный уровень)

Тема урока – Насыщенный пар

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) – С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский Физика 10

Цель урока:  расширение знаний о законах термодинамики реальных газов (в т.ч.  насыщенного пара)

Задачи урока: обучающая:  знание  понятий, явлений, законов реальных газов; владение приемами работы с учебной  литературой (выделение главного в форме схем и таблиц); умение сравнивать, доказывать, делать выводы, владеть способами самооценки.

                         развивающая:  развитие речи, мышления, эмоционально-волевой  саморегуляции; развитие умственной деятельности (выполнение операции анализа, синтеза, постановки цели, выдвижения гипотезы, построение плана, выделение существенных признаков объекта).

                         воспитательная:  формирование мировоззрения (знания о строении материи, веществе, как виде материи, динамических закономерностях процессов испарения и конденсации, влияние условий на протекание этих   процессов), коммуникативной способности.                     

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная

Используемые технологии и активные формы обучения: технология деятельностного метода, коммуникационно-информационная технология

Электронные образовательные ресурсы: электронная форма учебника, презентация к уроку, разработанная учителем, интернет-ресурсы (указаны в презентации)

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, пять  ноутбуков, подключенных к школьной локальной сети.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет присутствие на уроке, делает запись в классном журнале

Приветствуют учителя, готовятся к уроку,

1 мин.

Мотивация к учебной деятельности

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности:

 

- Ребята, я вижу, вас заинтересовала  игрушка, стоящая на кафедре. Она называется Птичка Хоттабыча.  Для чего она появилась на уроке?

- Правильно. Чтобы объяснить действие игрушки надо хорошо поработать на уроке. Готовы? Желаю нам успеха.

 

Включаются в учебную деятельность, положительное самоопределение каждого учащегося  к учебной деятельности.

Учащиеся высказывают предположения, что надо объяснить как игрушка работает, что в игрушке  те знания физики, которые будут изучены на уроке.

 

2 мин.

Актуализация и фиксация индивидуального затруднения

Организует воспроизведение и фиксацию знаний, умений навыков, а, также активизацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Актуализирует норму пробного учебного действия, организует фиксацию индивидуального затруднения.

 

- На коробке с игрушкой написано, что она демонстрирует нам чудеса термодинамики и основана на элементарных свойствах жидкостей и газов.

 Демонстрирует Слайд  № 2

- Нам потребуются знания газовых законов и фазового перехода.

- Перед вами таблица, в которой представлены газовые законы для идеальных газов.  Опишите процессы, происходящие в газах (учащиеся работают по таблице (печатный вариант)).

 

 

- Для каких газов применимы газовые законы?

 

 

- О каком фазовом переходе нам необходимо вспомнить?

 

 

- Дайте определение этим процессам.

 

 

 

- Какие факторы влияют на скорость испарения данной жидкости?

 

-Какие особенности испарения вы знаете?

 

 

- В таблице 1(Слайд 3) представлены процесс испарения и процесс конденсации.

Опишите процессы на основе молекулярно-кинетической теории.

 

 

 

 

 

 

 

- Какую информацию несет третья строчка таблицы?

 

 

- Правильно. Процесс испарения и конденсации как бы компенсируют друг друга и система «жидкость – пар»  оказывается в состоянии подвижного (динамического) равновесия.  ( Слайд 3)

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром.

Если пар перешел в состояние насыщенного, то его количество перестает возрастать.

 

- Перед вами два сосуда с водой.  В каком из них пар над жидкостью насыщенный? Объясните свой выбор.

-  Выбор правильный, но уверены ли вы в объяснении?  А если изменится  температура или объем над жидкостью, будем ли мы уверены, что уровень жидкости не изменится?

- В чем же затруднение.

- В чем же причина затруднения?

Воспроизводят и фиксируют в словесной и знаково-символической форме знания, умения навыки для построения нового знания.

Выполняют пробное действие. Фиксируют затруднение и его причину.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся  описывают каждый процесс. Актуализируются умения перевести знаково-символическую информацию в словесную информацию.

 

- Для идеального газа и реальных газов, близких по свойствам к идеальному.

 

- Нам нужен фазовый переход жидкость-газ, так как в инструкции к игрушке говорится о свойствах жидкостей и газов.

 

- Испарением называют порообразование с поверхности жидкости. Конденсация – процесс превращения пара в жидкость.

 

- На скорость испарения влияет температура, площадь поверхности жидкости, наличие потоков воздуха над жидкостью.

- Испарение жидкости идет с понижением  ее температуры  и с поглощением энергии.

 

-  При испарении число молекул покидающих поверхность жидкости преобладает над числом молекул, возвращающихся в жидкость. Уровень жидкости понижается.

- При конденсации пара наоборот число молекул возвращающихся в жидкость больше числа молекул, покидающих жидкость. Уровень жидкости повышается.

 

 

 

- Это равенство может означать, что нет преобладания одного из процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Насыщенный пар в закрытом сосуде. Уровень жидкости в нем не будет изменяться.

 

- Такой уверенности у нас нет.

Обучающиеся обсуждают предложенные ситуации.

- Мы не можем объяснить свой выбор.

- Мы не знаем,  каким законам подчиняется насыщенный пар.

 

7 мин.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует построение проекта выхода из затруднения, используя подводящий диалог.

 

 

- Значит,  какую цель вы поставите перед собой?

 

- Какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока в тетрадь.

Зафиксируйте в тетради сформулированное определение насыщенного пара. (Слайд4)

- Нам известно пять законов для реальных газов.

Выполняются ли эти законы для насыщенного пара.

Способом открытия нового знания будет метод уточнения, т.к. новые знания можно поострить на ранее изученных знаниях.

Напомните его. (Слайд 5)

1. Записать название закона;

2. Указать постоянный параметр;

3. Ознакомиться с экспериментом;

4. Установить и зафиксировать связь между другими параметрами.

5. Представить зависимость графически.

6. Зафиксировать выполнение/невыполнение  закона.

 

-Какова моя роль на уроке сегодня?

- Согласна. Я беру роль помощника и организатора.

 

 

Ставят цель проекта, обозначают тему урока, формулируют с помощью учителя план реализации проекта.

 

-Выяснить, каким законам подчиняется  насыщенный пар.

- «Насыщенный пар».

 

 

 

 

 

- Можно использовать и старый план изучения законов.

 

Учащиеся называют пункты плана.

 

 

 

 

 

 

-Добавим п.6 т.к. мы проверяем выполнение уже известных законов.

-Вы будете нам помогать.

4 мин.

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом; организует фиксацию нового знания в знаках и в речи.  Организует уточнение общего характера нового знания. 

 

- Работаем парами. Каждая пара работает по своему заданию (вытягивают карточки с заданием).

- На ваших ноутбуках папка  с названием «Урок физики». В ней электронный учебник  с параграфом «Свойства паров, насыщающих пространство» и таблица с известными нам законами.  Используя материал параграфа, заполните таблицу. Время  работы - 5 минут. По окончании работы каждая пара представляет заполненную таблицу. Для размещения в таблице схемы эксперимента воспользуйтесь функцией «выделить область». Для изображения графика воспользуйтесь программой Paint.

- Представьте, пожалуйста, свои результаты

 

 

 

 

 

-Можно теперь сказать, как будет вести себя насыщенный пар?

- Как уточнить объяснение неизменности уровня жидкости в закрытом сосуде?

Выполняют задание, используя источники информации, представляют результат в виде таблицы, используя компьютерные средства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выводят на большой экран заполненные таблицы, проговаривают установленные закономерности и выводы.

-Да, согласно записям в таблице.

 

-В закрытом сосуде с насыщенным паром уровень жидкости остается постоянным при неизменной температуре и объеме.

13 мин.

Первичное закрепление во внешней речи

Организует решение типовых задач на новый способ действий.

- Предлагаю обсудить несколько типовых  заданий, предлагаемых на экзамене по физике.

(Слайд 6-8)

Решают типовые задачи на новый способ действия с проговаривание вслух определения, свойства, закона.

4 мин

Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Организует самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий, организует самопроверку, создает ситуацию успеха.

-Предлагаю вам поработать самостоятельно. Ответьте на вопросы теста. Время работы 4 минуты. По окончании работы вы получите правильные ответы.

Выполняют самостоятельную работу. Проводят самопроверку, фиксируют ошибки, выявляют их причину

6 мин

Включение в систему знаний

 

Предлагает учащимся выполнить задания, в которых новые знания связаны с ранее изученными знаниями, в форме коммуникативного взаимодействия.

- Предлагаю попробовать объяснить, как работает птичка. Дополню информацию: внутри запаянного стеклянного сосуда легкоиспаряющаяся и конденсирующаяся жидкость. Голова птички покрыта гигроскопичной тканью. (Слайд 9) Давайте рассуждать.

 

 

Учащиеся решают задания, анализируя  полученную информацию и применяя её на практике в конкретной ситуации.

- При наклоне птички ее голова пропитывается водой, которая испаряется и охлаждает голову.

- При понижении температуры насыщенный пар в голове птички конденсируется, давление его уменьшается.

- В область низкого давления устремляется жидкость, центр тяжести смещается, птичка наклоняется.

 

5 мин.

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом.

Планирует дальнейшую деятельность и определяет задание для самоподготовки.

- Достигнута ли  цель, поставленная на уроке?

- Все ли вы поняли?  Альберт Эйнштейн говорил о понимании/ непонимании так: «Если…» Демонстрирует (Слайд 10)

Предлагаю Вам  проверить знание и понимание материала, объяснив своим близким, как работает «птичка Хоттабыча» и принять участие в мероприятии «Умные игрушки» на недели физики.

Учащиеся фиксируют степень соответствия результатов своей деятельности и  поставленной цели.

 

- Да. Мы выяснили, каким законам подчиняется насыщенный пар и как его давление зависит от других величин.

2 мин.

Домашнее задание

Оформите знания, полученные на уроке в виде таблицы в тетради. Составьте три  тестовых вопроса по теме урока.

Учащиеся записывают домашнее задание

2мин

 


 

План-конспект урока физики Автор –

План-конспект урока физики Автор –

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности: -

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности: -

Дайте определение этим процессам

Дайте определение этим процессам

Перед вами два сосуда с водой

Перед вами два сосуда с водой

Зафиксировать выполнение/невыполнение закона

Зафиксировать выполнение/невыполнение закона

Первичное закрепление во внешней речи

Первичное закрепление во внешней речи

Хоттабыча» и принять участие в мероприятии «Умные игрушки» на недели физики

Хоттабыча» и принять участие в мероприятии «Умные игрушки» на недели физики
Скачать файл