конспект урока по физике на тему "Электризация" (1 курс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок усвоения новых знаний. Цель урока: формирование компетенции обучающихся по теме «Электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов» Задачи: 1. Сформировать у обучающихся четкие представления об условиях электризации тел, о видах зарядов и их взаимодействии. 2. Формировать материалистические представления об окружающем мире, познавательности явлений природы, о могуществе ума человека в познание природы; показать объективность проявлений изучаемых явлений, процессов и закономерностей в быту и производстве. Тип урока: объяснение нового материала
Иконка файла материала УРОК 1 ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ.docx
Преподаватель физики КГБ ПОУ КСМТ имени Героя Советского Союза В.В.Орехова: Мелешина Александра  Федоровна Дисциплина: «Физика» Курс: 1­й Тема урока: Электрический заряд. Электризация тел. Два рода зарядов. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель урока: формирование компетенции обучающихся по теме «Электрический  заряд. Электризация тел. Два рода  зарядов» Задачи: 1.   Сформировать   у   обучающихся   четкие   представления   об   условиях   электризации   тел,   о   видах   зарядов   и   их взаимодействии. 2.   Формировать   материалистические   представления   об   окружающем   мире,   познавательности   явлений   природы,   о могуществе ума человека  в познание  природы; показать объективность  проявлений изучаемых явлений, процессов и закономерностей в быту и производстве. Тип урока: объяснение нового материала Формируемые умения: сравнивать, анализировать, обобщать. Методы и приемы: 1)  методы словесной передачи информации и слухового восприятия  информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия); 2)  методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия  информации (приемы: наблюдение, демонстрация  опыта, презентация); 3) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического его восприятия  (экспериментальная работа); 4)  методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание  проблемной ситуации, проблемное изложение,  частично­поисковая  деятельность, групповая исследовательская деятельность, созданиеситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи); 5) методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка). Принципы: научности, последовательности,  природосообразности,  доступности, развития личности, коллективизма. Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная. Средства обучения: • ИКТ, проектор, экран;  • Электрофорная машина; электрометр, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, металлический проводник  с изолирующей  ручкой,  резиновый  изолирующий  коврик,  украшения  из  янтаря (браслет), змейка из бумаги,  пластмассовые линейки, пластмассовая прозрачная коробочка с перцем, кружочки бумаги, капроновый лоскут.  рабочие листы.  шарики. Ход занятия  Слайдовое  сопровождение Организационный этап.  Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование УУД Психологический настрой Сегодня мы начинаем изучать самый большой раздел физики  «Электродинамика» Раздел «Электродинамика» состоит из шести тем и начинаем  изучение данного раздела с темы «Электростатика» Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых  только воображением… Михаил Васильевич Ломоносов Как вы думаете, почему были выбраны эти слова  М.Ломоносова? проверяют свою готовность  класса к уроку. Записывают в тетрадях Записывают в тетрадях Обучающиеся предлагают  версии в поисках решения  вопроса Формирование  психологического настрояАктуализация  знаний  Слайд 4 Слайд 5 1С :Покупатели магазина «Русская зима» пожаловались  представителю полиции на женщину в синтетической шубке,  которая, по словам пострадавших, «колола» их хитро  спрятанной иголкой. Расследование показало, что никакой  иголки не было. Что же послужило причиной действительно  ощущавшихся «уколов», так осталось неясным.  ? Сможете ли вы объяснить эту ситуацию? 2С.  Недавно проходило испытание нового заправочного  агрегата для самолётов. Он представлял собой облегчённую  конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время  заправки горючим агрегат и самолёт взорвались, погибли люди.  Комиссия, расследовавшая этот трагический случай, пришла к  ошибочному заключению, что взрыв произошёл в результате  вредительства. Во время испытания другого такого же аппарата трагедия повторилась. Что же было её причиной осталось  неясным.  ? Помогите разобраться в этой ситуации Что общего в данных  ситуациях? Что необходимо знать, чтобы объяснить данные  явления? Обучающиеся работают в  группах в поисках решения  задачи Развитие  коммуникативных умений Обучающиеся работают в  группах в поисках решения  задачи Развитие  коммуникативных умений Гипотезы: ­ Сходны причиной­  зарядка шубы и шлангов Гипотезы: ­    откуда появляются  заряды ­    какие заряды  существуют ­    способы обнаружения  Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество в  поиске правильного  решенияФормирование умения  строить инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации. Решив все проблемы, какое понятие изучим? Слайд 6 Изучение нового  материала Запишем в тетрадях тему урока Историческая справка Изучение нового материала мы начнем с исторической справки и снятия заряда ­ какие вещества проводят заряды, а какие нет Электризацию Записывают в тетрадях Работа с таблицей когда кто что Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 В 7­6 веке до н.э. древнегреческий ученый Фалес  заметил, что янтарь, натертый шерстью притягивает к  себе различные тела Задание: дома подготовьте материал: легенду о Фалесе Милетском и на следующем уроке Уильям Гильберт ­ Врач английской королевы Елизаветы в   1600 г. издал первую работу об электричестве, в которой   показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и  многие другие вещества, и что притягивают они не только  пылинки, но и металл, дерево, камешки и даже воду. Изобрел  электроскоп Заполнение таблицы: 7­6 в. до н.э – Фалес  Милетский ­ янтарь, натертый  шерстью притягивает к себе  различные тела 1600 г. – Уильям Гильберт ­   издал первую работу об  электричестве, изобрел  электроскоп Отто фон Герике ­ в 1660 г. изобрел первую  электростатическую машину, с помощью которой изучил   отталкивание зарядов и электризацию через влияние  Стефан Грей ­ в 1729 г. изучил явление электропроводности,  разделил вещества на проводники и непроводники, рассмотрел  вопрос о распределение зарядов по поверхности тел  1660 г. – Отто фон Герике –  изобрел первую  электростатическую машину 1729 г. – Стефан Грей –  разделил вещества на  проводники и непроводники Шарль Дюфе ­ в 1733 г. рассмотрел два рода электричества  ("стекольное” и "смоляное”) и первым получил искру  Шарль Дюфе – 1733 г. –  смоляное и стеклянноеСлайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Мотивация  обучающихся Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Бенджамин Франклин ­ 1746 ­ 1754 гг. ввел понятия  положительного и отрицательного зарядов. Изобрел: плоский конденсатор, молниеотвод,     экономичную печь, предложил способ подрыва пороха электрической         искрой. М.В.Ломоносов ­ в 1740 ­ 1760 гг. изучал атмосферное  электричество, молнию, ее влияние, причины возникновения  Шарль Кулон – в 1785 г. открыл и объяснил закон  взаимодействия зарядов Что общего между этими явлениями? Кто попробует дать определение электризации? Электризация – это процесс сообщения телу электрического  заряда ­ Какими способами можно сообщать заряд? /для  подтверждения демонстрация опытов/ Обобщает и корректирует выводы обучающихся.  Способы электризации:  Трением  Соприкосновением  Ударом электричество Бенджамин Франклин –  1746 – 1754 г.г. – понятия  положительного и  отрицательного зарядов;  изобрел плоский  конденсатор, молниеотвод М.В.Ломоносов ­ 1740 ­ 1760  гг ­ изучал атмос­ферное  электричество Шарль Кулон – 1785 г.  ­открыл и объяснил закон  взаимодействия зарядов Выдвигают гипотезы Записывают в тетрадях Трением, соприкосновением Записывают в тетрадях Электрический заряд (q или Q)– это физическая величина,  характеризующая свойство частиц или тел вступать в  электромагнитные силовые взаимодействия Записывают в тетрадях Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации. Формирование умения  делать выводы Формирование умения  анализировать Формирование умений с  достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли в соответствии с  задачамиЕдиница измерения ­1 Кл (1 кулон)  5 мкКл =  100 нКл = 15 нКл =  Давайте убедимся в правильности наших гипотез. Для этого  выполните практическую работу Выполнение проверочной  работы Выполнение практической  работы Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 К какому выводу вы пришли, выполняя практическую работу? ­ Существует два рода электрических зарядов, условно  названных положительными и отрицательными. ­ Заряды могут передаваться (например, при непосредственном  контакте) от одного тела к другому.  ­ Одно и то же тело в разных условиях может иметь разный  заряд. ­ Одноименные заряды отталкиваются, разноименные –  притягиваются.  ­ Взаимодействие неподвижных электрических зарядов  называют электростатическим или кулоновским  взаимодействием Объяснение электризации После демонстрационных опытов делаются выводы:  а)   существует   два   рода   электрических   зарядов положительные и отрицательные  б) тела, имеющие электрические заряды одинакового знака,   имеющие   заряды взаимно   отталкиваются, противоположного   знака,   взаимно   притягиваются.   Затем учащимся   задаются   вопросы:   ­   Как   взаимодействуют   между собой две эбонитовые палочки, потертые о мех.   а   тела, ­ Как взаимодействует эбонитовая палочка, натертая о мех Формирование навыков  выполнения  самостоятельной работы Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации. Формирование умения  анализировать Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации. Отчитываются о ходе  эксперимента. Делают выводы Обсуждают эксперименты.  Делают выводы Записывают в тетрадях  опорную схему Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации.Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 и стеклянная палочка, натертая о шелк? Заряд   наэлектризованной   стеклянной   палочки,   условно   а   эбонитовой   (янтаря)   – назвали   положительным, отрицательным. Систематизация и закрепление нового материала. 1. Вот палочка стеклянная лежит перед тобой. Один конец заряжен, заряжен и другой. Возможно ли такое – точнее объяснюсь  Один конец – знак «минус», другой конец – знак «плюс». 2. За окном сияет солнце, День погожий и сухой  Не пойдешь на дискотеку С непомытой головой. Чисто голову ты вымыл, Обсушить не счел за труд, А потом провел расческой –  Дыбом волосы встают. Что так дыбятся они? Мне быстрее объясни. Проверочная работа Домашнее задание Ответить на вопрос: гле в быту встречаетесь с электризацией? Рефлексия  Составить синквейн ­ одно слово(существительное) по теме урока ­ два слова(прилагательное) ­ три слова (глагол) ­  фраза, несущая определенный смысл.   ­ вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).  Отвечают на вопросы 1.Можно. Для этого концы  палочки надо потереть  соответствующими телами.  Один – мехом, тогда конец  зарядится «­». Другой конец  палочки – амальгамированной  кожей, на нём образуется «+»  заряд 2.Электризация в результате  трения Самопроверка  Записывают в тетрадях Высказывают предложения Формирование умения  строить инициативное  сотрудничество при   анализе полученной  информации  Развитие навыков  самоанализа Умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации; саморегуляцияРешать загадки можно вечно.  Вселенная ведь бесконечна.  Спасибо всем нам за урок,  А главное, чтоб был он впрок!