Конспект урока по физике на тему "Изобретение радио. Радиотелефонная связь." (11 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материалах конспекта урока по физике на тему " Изобретение радио. Радиотелефонная связь. " приводятся исторические справки об авторах изобретений , рассматривается устройство и принцип действия составных частей передающего контура системы , а так же приемного контура с введением понятий модуляция и детектирование.
Иконка файла материала конспект урока2.doc
Конспект урока работа учителя физики МБОУ «Очерской СОШ № 3» Бавкун Татьяны Николаевны Тема: Изобретение радио. Радиотелефонная связь. Цель: Изучить устройство и принцип действия радиоприемника, принцип радиотелефонной связи. Задачи: образовательные: ­ рассмотреть устройство и принцип действия простейшего радиоприемника, ­ рассмотреть принцип радиотелефонной связи, ­ повторить и расширить знания учащихся в области электромагнитных волн, ­ продолжить усвоение учащимися системы знаний об электромагнитных  волнах.  воспитательные:  ­ рассмотреть историю создания радио А.С. Поповым, ­ продолжить формирование научного мировоззрения учащихся,  ­ содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира,     ­ продолжить формирование личностной позиции ­ воспитание  самостоятельности при решении задач. развивающие:   продолжить формирование УУД учащихся: Регулятивные ­ анализировать факты; устанавливать причинно­следственные связи; делать выводы; выделять главное; сравнивать; систематизировать;  объяснять.  Коммуникативные ­ осуществлять обработку полученной информации;  работать с учебником; формировать культуру использования  информационных технологий в индивидуальной, коллективной учебной и  познавательной деятельности;  владеть устной и письменной речью; уважать  мнение собеседника.  Личностные ­ развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока  состояния удивления, занимательности своих успехов при изучении  материала, нравственно­этические(в стадии осмысления), самоанализ  деятельности. Познавательные – структурирование знаний; действия со знаково­ символическими средствами; строить логические рассуждения, включающие  установление причинно­следственных связей; объяснять явления, процессы. План урока Этап урока Организационный момент № 1 время 2 мин2 3 4 5 Постановка учебной задачи на основе соотнесения  известного и неизвестного Изучение нового материала Систематизация полученных знаний Организационный момент окончания урока 8 мин 25 мин 6 мин 4 мин Оборудование: компьютер, проектор, экран. План урока: 1. Организационный момент ­готовность учащихся к уроку, ­ заслушать рапорт дежурных по классу, ­приветствие учащихся с приглашением занять свои места. 2. Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и  неизвестного ( актуализация знаний: опрос основных определений по  цепочке, что такое ­ ЭМВ, интерференция, дифракция, поляризация, закон  отражения и преломления волны). Учащимся демонстрируется радиоприемник и мобильный телефон, которые  имеются теперь у каждого человека, и предлагается объяснить, как работают  эти устройства. 3. Изучение нового материала: Мы знаем, что в пространстве которое нас  окружает, распространяется множество волн. Часть мы видим, часть слышим  и большую часть можем регистрировать с помощью различных устройств:  телевизор, радиоприемник, мобильный телефон. Сегодня мы с вами должны  рассмотреть, кто и как изобрел радио, а также принцип радиотелефонной  связи. Постараемся разобраться, что же запрятано внутри наших мобильных  телефонов. 3.1. Сообщение «А.С. Попов – изобретатель радио» ­ основные данные,  работы, результат работы. Слушая данное сообщение, учащиеся записывают основные данные про А.С.  Попова, в частности 7 мая «День радио».  3.2. Сообщение «Устройство и принцип действия радиоприемника» ­  основные составные   части и их назначение.  Слайд на ПК.      1) MN – антенна и когерер – устройство принимающее ЭМВ,  2) источник питания, 3) электромагнитное реле – включающее электрический звонок;4)электрический звонок – встряхивает когерер, приводя его в рабочее  состояние. Учащиеся записывают в тетрадь основные составные части и их назначение.                                             3.3.  На слайде мы можем посмотреть как выглядели радиоприемники 60­х, которые вероятно хранятся где нибудь у бабушке в чулане. Современные радиоприемники имеют совершенно другой вид, мы порой и не догадываемся, что пользуемся радиоприемниками. Радио преодолело свой путь развития от бумажных тарелок до современных трех программных   приемников.  М.Т. – мобильный телефон – устройство, которое может быть источником и  приемником ЭМВ. Давайте посмотрим, что спрятано внутри наших М.Т. 3.4. Рассмотрим принцип радиотелефонной связи. Слайд на ПК.  Одновременно с показом слайда в режиме анимации учащиеся зарисовывают  схему и записывают название и назначение каждого устройства: Передающая часть: 1 ­ микрофон – приемник НЧЗВ. 2 ­ генератор ВЧ – источник ВЧК. 3 – модулятор – устройство, складывающее ВЧК и НЧЗВ, происходит  амплитудная модуляция ВЧК.4 – передающая антенна – источник модулированных ВЧК.  Приемная часть: 1 – приемная антенна – приемник модулированных ВЧК. 2 – детектор – устройство, выделяющее НЧЗВ из модулированных ВЧК. 3 – динамик – источник ЗВ. Все эти устройства присутствуют в МТ и еще многое другое. 4. Систематизация полученных знаний: тест по материалам урока, вопросы на слайдах презентации 1. Что такое ЭМВ? А) колебание распространяющееся в пространстве. Б) распространяющееся в пространстве ЭМП. В) распространяющееся в пространстве МП. Г) распространяющееся в пространстве ЭП. 2. Модулятор – это А) процесс сложения НЧК и ВЧК. Б) процесс изменения частоты ВЧК. В) устройство в котором происходит наложение НЧВ на ВЧВ. Г) устройство в котором происходит изменение частоты ВЧК. 3. Амплитудная модуляция – это А) измерение амплитуды колебаний. Б) изменение периода волны. В) изменение амплитуды ВЧК. Г) изменение частоты звуковой волны. 4. Детектор – это А) устройство, распознающее ложь. Б) устройство, выделяющее НЧВ из модулированной ВЧВ. В) устройство, складывающее ВЧВ и НЧВ. Г) устройство радиоприемника. 5. День радио: А) 7 мая. Б) 7 марта. В) 14 мая. Г) 14 марта. Правильные ответы: Б,В,В,Б,А. Проверка производится со взаимоконтролем и последующей сдачей работ учителю.   5. Организационный момент окончания урока:  ­ Д / З: § 24, 25. ­ Рефлексия:  Зеленый – все понятно и интересно, познавательно. Синий – понятно.Красный – не понятно и не интересно. 1. Что такое ЭМВ? А) колебание распространяющееся в пространстве.         Б) распространяющееся в пространстве ЭМП.        В) распространяющееся в пространстве МП.                    Г) распространяющееся в пространстве ЭП. 2. Модулятор – это… А) процесс сложения НЧК и ВЧК.                            Б) процесс изменения частоты ВЧК. В) устройство в котором происходит наложение НЧВ на ВЧВ. Г) устройство в котором происходит изменение частоты ВЧК.3. Амплитудная модуляция – это….. А) измерение амплитуды колебаний.                         Б) изменение периода волны. В) изменение амплитуды ВЧК.                                   Г) изменение частоты звуковой волны. 4. Детектор – это…. А) устройство, распознающее ложь.                       Б) устройство, выделяющее НЧВ из модулированной ВЧВ. В) устройство, складывающее ВЧВ и НЧВ.                      Г) устройство радиоприемника. 5. День радио : А) 7 мая.              Б) 7 марта.                        В) 14 мая.                                Г) 14 марта. 1. Что такое ЭМВ? А) колебание распространяющееся в пространстве.         Б) распространяющееся в пространстве ЭМП.        В) распространяющееся в пространстве МП.                    Г) распространяющееся в пространстве ЭП. 2. Модулятор – это… А) процесс сложения НЧК и ВЧК.                            Б) процесс изменения частоты ВЧК. В) устройство в котором происходит наложение НЧВ на ВЧВ. Г) устройство в котором происходит изменение частоты ВЧК. 3. Амплитудная модуляция – это….. А) измерение амплитуды колебаний.                         Б) изменение периода волны. В) изменение амплитуды ВЧК.                                   Г) изменение частоты звуковой волны. 4. Детектор – это…. А) устройство, распознающее ложь.                       Б) устройство, выделяющее НЧВ из модулированной ВЧВ. В) устройство, складывающее ВЧВ и НЧВ.                      Г) устройство радиоприемника. 5. День радио : А) 7 мая.              Б) 7 марта.                        В) 14 мая.                                Г) 14 марта. 1. Что такое ЭМВ? А) колебание распространяющееся в пространстве.         Б) распространяющееся в пространстве ЭМП.        В) распространяющееся в пространстве МП.                    Г) распространяющееся в пространстве ЭП. 2. Модулятор – это… А) процесс сложения НЧК и ВЧК.                            Б) процесс изменения частоты ВЧК. В) устройство в котором происходит наложение НЧВ на ВЧВ. Г) устройство в котором происходит изменение частоты ВЧК. 3. Амплитудная модуляция – это….. А) измерение амплитуды колебаний.                         Б) изменение периода волны. В) изменение амплитуды ВЧК.                                   Г) изменение частоты звуковой волны. 4. Детектор – это…. А) устройство, распознающее ложь.                       Б) устройство, выделяющее НЧВ из модулированной ВЧВ. В) устройство, складывающее ВЧВ и НЧВ.                      Г) устройство радиоприемника. 5. День радио : А) 7 мая.              Б) 7 марта.                        В) 14 мая.                                Г) 14 марта.