Конспект урока по физике "Плотность вещества" (7 класс, физика)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа представляет разработку урока изучения нового материала по физике в 7 классе "Плотность вещества". Во время проведения урока предусмотрено проведение и обсуждение эксперимента, уяснение понятия плотность вещества, вывод формулы, для расчёта плотности. Учащиеся работают с таблицами в учебнике, отвечают на вопросы, делают выводы.Проводится рефлексия.конспект урока по физике 7 класс
Иконка файла материала Разработка урока по физике 7 класс.doc
Шабалинское муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Высоклраменское (ШМОКУ СОШ с. Высокораменское) Конспект урока по физике в 7 классе «Плотность вещества»  подготовил учитель физики Царегородцев И.Д. 9 ноября 2017 г.ТЕМА: ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА. Цели: познакомиться с  характеристикой вещества ­ плотностью,  выяснить физический смысл плотности, научиться определять плотность  вещества. Задачи: Образовательные: Сформировать представление о плотности веществ;  Научить определять плотность вещества по формуле;  Научить переводить единицы измерения плотности; Продолжить формирование понятия  масса. Развивающие:  Формировать компетентность  самостоятельной  познавательной деятельности; Развивать экспериментальные умения, умения наблюдать,  навыки логического мышления, умение обосновывать свои  высказывания, делать выводы. Воспитательные:  Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Содействовать формированию мировоззренческой идеи  познаваемости явлений и свойств окружающего мира.  Оборудование и материалы к уроку:  ноутбук, экран, мультимедийный проектор.    Презентация “Плотность вещества”   Тела равного объема, но разной плотности (алюминиевый и стальной Рычажные весы цилиндры, мензурки с маслом и водой одинакового объёма) Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний  Используемые учебники и учебные пособия:   Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2016 г. Этапы урока      Организационный момент, актуализация знаний Изучение нового материала  Закрепление изученного материала. Рефлексия учебная  Домашнее задание         Ход урока. 1. Организационный момент, актуализация знаний  После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения   ранее   изученного   материала.   Актуализировать   знания   прошлого урока можно следующими вопросами (2 слайд) :  Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах)  Единица измерения массы в СИ (кг);  Какие ещё существуют единицы измерения массы? (граммы, тонны, центнеры, миллиграммы)?   Какими     способами   можно   определить   массу?   (Массу   можно   Также   массу   можно   определить   при определить   взвешиванием. взаимодействии двух тел.)   Изучение нового материала Учитель: Давайте произведем небольшие и простые опыты. (Демонстрация опыта по взвешиванию тел одинакового объема, но разной массы.) У меня есть два   цилиндра,   один   алюминиевый,   другой   стальной   .   Давайте   сравним   их объёмы. (Один ученик из класса у доски сравнивает объем кубиков. ) Сравним высоту, площадь сечения. Какие они ? Ученики: Одинаковые. Учитель: Следовательно, и объёмы цилиндров будут?  Ученики: Одинаковые Учитель: Правильно. А теперь сравним их массы. Поместим их на весы  Что мы видим? Ученики: Массы цилиндров разные. Учитель:   Действительно,   при   одинаковом   объёме   цилиндров   их   массы различны. Следующий опыт: возьмем две одинаковые мензурки и нальём в первую мензурку   60   мл   воды,   а   во   вторую   60   мл   подсолнечного   масла.   Объемы жидкостей одинаковы. Сравним их массы на весах. Что мы видим? Ученики: Мы видим, что масса воды и подсолнечного масла неодинаковы. Учитель:   Совершенно   верно,   при   одинаковом   объёме   различных жидкостей их массы различны. Проведенные   опыты   показывают   нам,   что   масса   зависит   не   только   от объема тела, но и от вещества из которого состоит это тело. Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ имеют различную массу (3 слайд).  И это можно объяснить, ведь разные вещества имеют разное строение. Для цилиндра из алюминия на единицу объема приходится меньшая масса, чем у цилиндра из стали (5 слайд). Физическая величина, которая показывает, чему равна масса вещества в единице объема, называется плотностью вещества.­Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем (6 слайд). Введем обозначения:  m – масса тела V­ объем тела p – плотность тела (p – греческая буква «ро») Мы получили следующую формулу: p= m / V .  Единицей плотности в СИ является килограмм на кубический метр ( 1 кг/ м3) (7 слайд). Достаточно часто плотность измеряют и в граммах на кубический сантиметр (г/см3). Для перевода единиц измерения нужно помнить, что 1 г/см3 равен 1000 кг/м3. Кстати, как вы думаете, плотность одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях одинакова? Ученики: Нет, ведь при различных агрегатных состояниях вещество имеет разное строение. 3. Закрепление изученного материала Плотность   является   табличной   величиной.   Это   значит,   что   плотности твердых, жидких и газообразных веществ уже рассчитаны и занесены в таблицы. Примеры  таких  таблиц  давайте  посмотрим  на  страницах  50­51.  Внимательно изучите   приведенные   таблицы.   Вы   видите,   что   для   каждого   агрегатного состояния вещества есть своя таблица (8 слайд).  (Далее учитель объясняет принцип работы с таблицами  и задает ученикам следующие вопросы) :  Чему равна плотность бетона? (2300 кг/м3) Чему равна плотность кислорода? (1,430 кг/м3) Какое из твердых тел имеет самую низкую плотность, а какое ­ самую высокую плотность? (Пробка, осмий) Чему равна масса 1 кубического метра свинца? (11300 кг) На рисунке показаны четыре шара одинаковой массы (9 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (4 шар) № 1 № 2 № 3 № 4 На рисунке  показаны четыре цилиндра одинакового  объема (10 слайд). Какой из них обладает наименьшей плотностью? (1) 2 кг 4 1 кг кг № 1 № 2 № 3 № 4 3 кг    Плотность кирпича 1800 кг/м3 (11 слайд). Выразите её в г/см3. а) 0,18        б) 1,8        в)18        г)180 Плотность парафина 0,9 г/см3. Выразите её в кг/м3. а) 9        б) 90        в) 900        г) 9000 Объем тел, изготовленных из разных веществ и имеющих равную массу,… а) одинаков        б) различен        в) недостаточно данных для ответа На рисунке показаны четыре бруска одинаковой массы (12 слайд). Какой из них обладает наибольшей плотностью? (1 брусок) № 1 № 2 № 3 № 4 4. Рефлексия учебная (13 слайд)  Вот   и   подходит   к   концу   наш   урок.   Мы   сегодня   хорошо   потрудились, узнали много нового. Давайте теперь весь материал обобщим: 1. 2. 3. 4. От каких величин зависит масса? (Объем, плотность) В каких единицах измеряется плотность (кг/м3) Что показывает плотность? (Может) Что надо сделать, чтобы определить плотность вещества, зная его массу и объем? ( p=m/v)  Молодцы! Всем Спасибо! 5. Домашнее задание (слайд 14) §21, Упр. 7 № 2, 3,4. Список использованной литературы 1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2016 г.