Конспект урока по географии "АПК" (9 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по географии "АПК" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
география
9 кл
03.05.2018
Конспект урока по географии "АПК" (9 класс)
Целью и задачами урока "Агропромышленный комплекс" являются: 1. Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. 2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию. 3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”. 4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером. Конспект содержит региональный компонент,Целью и задачами урока "Агропромышленный комплекс" являются: 1. Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. 2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию. 3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”. 4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером. Конспект содержит региональный компонент,
апк конкурс.pdf

Агропромышленный комплекс

Цели:

1.    Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России.

2.    Изучить растениеводство и его зональную специализацию.

3.    Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.

4.    Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.

Оборудование: Карта , атлас, компьютер

Ход урока

I.         Организационный момент

II.      Повторение пройденного

3 ученикам индивидуальная работа с карточками.

Остальные отвечают на вопросы:

-                     Назовите состав химико-лесного комплекса?

-                     Перечислите базы химической промышленности?

-                     От каких факторов зависит размещение химико-лесного комплекса?

Ответы детей:

1.В состав химико-лесного комплекса входит химическая и лесная промышленность.

2.                  Выделяются 4 крупные базы химической промышленности :

Североевропейская,

Центральная, Волго-Уральская, Сибирская.

3.                  Сырьевой, водный, потребительский, энергетический

III.  Изучение нового материала

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий. Каких? Вы уже знаете, что предприятия объединяются в отрасли. Попробуйте перечисленные предприятия объединить в определенные отрасли.

Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности – пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке и поможет нам в этом презентация к уроку.

слайд 1).

Работать мы будем по плану (слайд 2).

План на доске:

1.  Что такое АПК и его главная задача.

2.  Состав АПК.

3.  Особенности сельского хозяйства

4.  Сельскохозяйственные угодья.

5.  Земледелие (зерновые, технические культуры).

?- А что такое АПК?

Ваши ответы интересны.

Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.

-  Ребята, давайте разберем это многосложное понятие:

-  Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности

-  Что означает слово  «агро»  ? /агрономический – слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

-  Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного Запишите тему урока (слайд 3).

 (слайд 4).

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

? - Что является его основной задачей? (Слайд 5).

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).

Состав АПК:

Учащиеся  выполняют схему состава АПК.      На партах и в опорных конспектах Агропромышленный комплекс (Слайд 5).

Вывод:

Задание

Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям 1 группа – 1 звено.

2 группа – 2 звено. 3 группа – 3 звено.

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

Итак, 1 звено, что вы для себя выбрали?

1  звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2  звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3  звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

1,2,3 звенья слайды 5,6,7

Рассмотрим 1 звено: Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть больше половины. Качество российских машин очень низкое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность с/х предприятий техникой снизилось. Уровень механизации низкий в картофелеводстве – 50%, в овцеводстве – 28%, скотоводстве – 68%. Почти в 3 раза сократилось внесение минеральных удобрений.

-Рассмотрим 2 звено – основу АПК с/х, которое состоит из растениеводства и животноводства.

? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

(Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).

Задания:

Пользуясь картой “Машиностроение” атласа, найдите и запишите центры сельскохозяйственного машиностроения.

. (Результаты оформите в опорном листе )

Пользуясь картой атласа “Химическая промышленность” или картой в уч. А., с. 147, рис. 43, определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных.

– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Из каких культур состоит растениеводство:

Работа с учебником.

? - Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.

Ответ:

Отличительные особенности сельского хозяйства:

1)  Оно зависит от природных условий.

2)  Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

3)  Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

4)  Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Слайд – определение.

Земли, которые используются в сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями.

– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.

? – Как по вашему, почему они ухудшаются,

(Так как заболачивается 20%сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.) физминутка

-                     в положении сидя  положи   ть руки на колени, посмотреть на левое плечо, затем прямо, и после взглянуть на правое плечо;

-                     голова поднята вверх  , посмотрите на потолок, не спеша откиньте голову назад, вернитесь в исходное положение;

 

Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

      дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

      упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

      поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Задание:

Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (по уч. Д., табл. 35,с. 158).

Сделайте вывод о зависимости уровня развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

 

Россия

ФРГ

США

Япония

Франция

Сельскохозяйственные угодья, га

1,5

0,2

2,0

0,04

0,2

Пашня, га

0,8

0,2

0,7

0,03

0,3

Зерновые и зернобобовые культуры, кг

469

516

1272

111

1116

Сахарная свекла, кг

109

323

90

30

526

Картофель, кг

262

166

85

27

111

Мясо, кг

36

75

127

25

113

Вывод:  – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.

По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает – ячмень.

Обратите внимание на карту зерновые культуры.

Сравните, в каких природных зонах произрастает яровая пшеница, а где озимая. Сделайте вывод.

Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является Животноводство и растениеводство.

 

Курский район относится к зоне рискового земледелия. На его территории выпадает в среднем 330 мм осадков в год. Засуха бывает в среднем 1 раз в 3-5 лет. Основные виды деятельности аграрного сектора района— растениеводство: 

производство зерна, масличных культур, овощей; животноводство:  крупнорогатый скот, свиноводство, овцеводство.

В аграрный сектор района входит 28 сельскохозяйственных предприятий, 1191 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые являются основными производителями продукции. Ведущее место в экономике хозяйств занимает производство зерновых и технических культур.

В животноводстве ведущая роль в последние годы сохраняется за личными подсобными и фермерскими хозяйствами

Район традиционно является сельскохозяйственным со слабо развитой

перерабатывающей промышленностью. Крупным перерабатывающим предприятием Курского района является консервный завод «Русский», продукция которого поставляется не только на российский рынок, но и

Одной из важнейших отраслей экономики края является сельское хозяйство, в котором в общей сложности занято 156 тысяч человек. Край в основном специализируется на выращивании зерна и подсолнечника, ведущая роль в животноводстве принадлежит скотоводству, тонкорунному овцеводству. Также широко развито садоводство, виноградарство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство

 Подводя итоги года на рабочем совещании в г. Георгиевске первый заместитель преедседателя правительства СК Николай Великдань сделал заявление о том, что регион полностью обеспечен зерном, запасами муки, гречневой крупы и другими видами продовольственной продукции.

Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.

IV. Закрепление тест

Подведение итогов и выставление оценок.

?– Назовите 3 звена АПК.

  Какая связь существует между звеньями АПК?

  Назовите отрасли сельского хозяйства.

  Какая культура занимает 1-е место в России по сбору среди зерновых культур.

  Назовите технические культуры, выращиваемые в России.

Домашнее задание.

По уч. Д.: §31-32.до животноводства.

Одним из вопросов которые мы будем разбирать на следующем уроке –проблемы АПК. Поговорите с родителями, просмотрите местные газеты и запишите в тетради основные проблемы АПК.

Агропромышленный комплекс Цели: 1

Агропромышленный комплекс Цели: 1

Особенности сельского хозяйства 2

Особенности сельского хозяйства 2

Задание Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям 1 группа – 1 звено

Задание Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям 1 группа – 1 звено

Отличительные особенности сельского хозяйства: 1)

Отличительные особенности сельского хозяйства: 1)

Вывод: – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство

Вывод: – Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство

IV. Закрепление тест Подведение итогов и выставление оценок

IV. Закрепление тест Подведение итогов и выставление оценок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018