Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"
Оценка 5

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
8 кл
29.03.2017
Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"
презентация "Реформы Сперанского"
Публикация является частью публикации:
конспект урока реформы Сперанского.doc
Конспект урока по истории России по теме «Реформы Сперанского» в 8 классе  Учитель истории МОУ гимназии №14 Бакулина Н.В. Тема урока «Реформы Сперанского» Предмет: история, урок изучения нового материала. Тема: Реформы М.М.Сперанского Продолжительность: 45 минут Класс: 8 Технология: урок с использованием презентации Конспект  урока  Цели: ­ способствовать формированию у учащихся представления о русском реформаторе  М.М.Сперанском, о проектах над которыми он работал ­ продолжить формирование умений учащихся работать с текстом учебника, с  документами, умений анализировать и делать выводы. Задачи урока: 1. Выяснить причины непринятия  реформ  М.М.Сперанского дворянством и  причины его  ссылки; 2. Совершенствовать умения работать с историческим документом и делать  самостоятельные выводы; 3. Осознание прогрессивности  конституционных идей М.М.Сперанского через  работу с историческим источником. Оборудование: компьютер, проектор, подборка документов для работы учащихся,  презентация План урока 1.Личность Сперанского. 2.Проект политических реформ. 3.Экономические планы. 4.Отставка Сперанского. I.Вступительное слово учителя: Вопросы для беседы: 1.Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?  2.Перечислите меры, которые были приняты   Александром   для смягчения крепостного  права. Эффективны ли были эти меры?  3.Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи при  Александре. Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г. В стране нависла угроза революции, но революцию можно предотвратить путем своевременно принятых мер — проведения  необходимых политических преобразований,  императору понадобились  новые люди, не  так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.  И выбор пал на М.М. Сперанского. (Слайд 1) II.Индивидуальное задание 1 (характеристика личности Сперанского) Выступление ученика с подготовленным домашним заданием (Слайд 2) III.Учитель .Характеристика различных деятелей о Сперанском (Слайд 3) «…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и  упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».                                                                                                          Л.Н. Толстой В конце сентября 1808 года Александр I, отправляясь на встречу с Наполеоном в г.Эрфут,  взял с собой Сперанского. Сперанский имел несколько бесед с Наполеоном и его  министром иностранных дел Талейраном. Наполеон, восхищенный умом Сперанского,  обратившись к российскому императору, сказал: «Какого человека вы имеете при себе! Я  отдал бы за него любое королевство!». После Наполеон  отзывался о Сперанском как о  «единственно светлой личности» в России.  IV.Индивидуальное задание 2 ( Как готовил реформы Сперанский) (Слайд 4) Выступление ученика с подготовленным индивидуальным заданием.                                         V.Проект политических реформ Работа с документами  Документ 1  (Слайд 5) “Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране  Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные  законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной  власти. “Конституции во всех почти государствах устроены были в разные времена  отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская  Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности  обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая,  строя  политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые  правильные формы”.. Цель проекта состоит в том, “чтобы облечь правление  самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же  пространство самодержавия”. Самодержавная власть императора, действующего в рамках  закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны.  В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип  разделения властей ­ на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при  верховенстве власти самодержавного монарха). Император назначает министров, членов  сената и Государственного Совета.  Высшим органом, который призван был объединить  деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть  Государственный Совет. “В порядке государственных установлений Совет представляет  орган, ­ писал Сперанский, ­ в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной  власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их  начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом  действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке  законодательном, судебном и исполнительном”. Документ 2   (Слайд 6) “В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех  владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности)  составляется собрание ­ волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную  думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного  совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы  о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от  окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря,  губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны — Государственную думу. Председатель (или “канцлер”) Думы назначался “верховной властью” (императором)  из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором  остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. “Предложение” на  рассмотрение Думой законов “принадлежит одной державной власти”. Таким образом,  Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной  инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским “законодательным  учреждением”, но, по существу, это был консультативный, совещательный орган.  Документ 3 “Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в  трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной  инстанцией (“верховным судилищем для всей империи”) являлся Сенат судебный (в  отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов ­ двух по  гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве.  По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые  ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных,  окружных и губернских собраниях. “Управление государственное” (министерства) как  высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним  ответственных.  Вопросы к изучению документам 1. Охарактеризуйте основные направления политической реформы Сперанского и ее  принципы                                                                                                                                            2. Составьте схему «Система органов государственной власти по проекту М.М. Сперанского» 3. Реформы М.М.Сперанского  могли привести к ограничению абсолютизма в России. Документ 4 (Слайды 7­8) В своем проекте Сперанский ставит «два важные вопроса к разрешению: 1) должно ли в  России допускать разделение состояний? 2) в чем должно состоять сие разделение?».  Рассматривая существующее разделение населения на привилегированные и  непривилегированные сословия в России как следствие ее «феодального состояния», он  считает правомерным сохранение сословных различий, или, выражаясь его языком,  «разделение состояний», с различным уровнем их политических и гражданских прав. В  настоящее время, указывает Сперанский, значительная часть населения не имеет ни  политических, ни гражданских прав. Например, помещичьи крестьяне (в то время они  составляли свыше 40% населения страны). Другая, еще более значительная часть населения — купцы, мещане, государственные крестьяне — имеют права гражданские, но не  обладают правами политическими. Третья часть населения — дворянство (оно составляло  немногим более 1% населения страны) — имеет все гражданские права, но также, хотя и не имеет прав политических, обладает рядом привилегий и в первую очередь правом владеть  крепостными крестьянами. Сперанский предлагает  предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени. Все сословия получали право обладать движимой и  недвижимой собственностью, но только за дворянами сохранялось право владеть  крепостными крестьянами.  Политические права должны быть предоставлены всем,  имеющим собственность (впрочем, виды и размеры ее Сперанский определял).  Соответственно этому он устанавливал новое «разделение состояний»: 1) дворянство, 2)  «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) «народ рабочий»,  куда он включал не только помещичьих крестьян, но и «домашних слуг, ремесленных и  рабочих людей и поденщиков», даже если они и имели движимую собственность; однако  если они приобретали недвижимость, то могли перейти во второе «состояние» и тем самым получить и политические права.  Впрочем, в перспективе Сперанский предполагал, что  крестьянам должна быть возвращена личная свобода, которая мыслилась как  предоставление им права свободного перехода от одного помещика­землевладельца к  другому (т. е. возвращение  Юрьева дня).  По проекту Сперанского, все «состояния» должны обладать следующими  общегражданскими правами: «1. Никто без суда наказан быть не может. 2. Никто не обязан  отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род  службы по состояниям. 3. Всякий может приобретать собственность движимую и  недвижимую и располагать ею по закону... 4. Никто не обязан отправлять вещественных  повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям».   Вопросы к документу 1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России. 2. Составить  схему « Сословный строй Российского общества».   VI.Учитель о экономических планах Сперанского  (Слайд 9) “Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим  последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а  расходы ­ 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя  разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1  января 1810г.:  прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций; резкое сокращение государственных расходов; введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого  затем на погашение государственного долга;  введение   чрезвычайного   дополнительного   налога   на   1   год, который уплачивался  крепостными и составлял 50 копеек на душу; введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию  импортных товаров    “Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя  весьма неутешительные выводы:  что финансы страны пришли в плохое положение;  что казна вовлечена в значительные внутренние долги;  что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств, поэтому предстоят новые налоги;  VII.Отставка Сперанского  (Слайды 10­12) “Кого не устраивал предложенный вариант реформ?”.  В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство,  которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями. Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (стр. 21) отрывок из  воспоминаний Д.Н. Рунича: Деятельность  Госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её возглавил Н.М.  Карамзин­идеолог консервативного течения. Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвинения Сперанского в  симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отставку,  сначала в Н.Новгород, затем в Пермь.   VIII.Учитель подводит итог работы с документами  (Слайд 13) Из всего, что предложил М.М.Сперанский : Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Многие идеи реформатора были  реализованы только в начале XX века. Сперанский не предусматривал введение конституционного строя по типу западно­  европейских стран, т.е. ограничения власти монарха конституцией. Он хотел  модернизировать государственный аппарат путем введения буржуазных по содержанию  норм и форм, но при сохранении самодержавной власти монарха. В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из  его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько­нибудь полной мере­ большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на  бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил  бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику? (Рассуждения учащихся) IX.Рефлексия  (синквейн)  (Слайд 14) Х. Домашнее задание: параграф 3

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"

Конспект урока по истории 8 класс "Реформы М.М.Сперанского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017