Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл
11.02.2017
Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление. Вид урока: урок-исследование. Основные задачи урока: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе. Урок в форме заседания Научного общества. И поработать в творческих группах . • юристов; • архивариусов; • экономистов; Групповая работа по технологии проблемного обучения с извлечениями из документа «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в 4-х. творческих группах. • социологов.Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России".
конкурсный урок.docx
Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.  Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление. Вид урока: урок­исследование. Цели урока: Метапредметные: Развивать навыки поиска, анализа информации по теме; Совершенствовать навыки исследовательской деятельности на уроке; Предметные: Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой,  проанализировать основные положения реформы.  Личностные: Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных  деятелей за судьбу своей страны, воспитание патриотизма Задачи: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; Новые термины и даты: 19 февраля 1861 года ­ «Манифест об освобож­ дении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из  крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки;  «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник;  уставная грамота, переход на выкуп. Оборудование: Текст исторических источников, видеопроектор, учебник «История России  XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина., портреты  Александра II, Я.И.Ростовцева, Н.А. Милютина, раздаточный материал ­  извлечения из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» с проблемным заданием для 4 творческих групп. 1 Ход урока. 1.Организационный этап. (1 мин) (Звучит тихая и спокойная мелодия.) Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Начать наш урок мне хотелось бы следующими словами! Мои друзья! Я очень рада войти в приветливый ваш класс Для меня уже награда сиянье умных ваших глаз. Формулировка темы урока. (4 мин) Слова учителя: Когда в бурном 1861 году все мыслящие граждане России  жили надеждами на скорые и кардинальные перемены к лучшему, поэт  Некрасов опубликовал стихотворение «В столицах шум – гремят витии…». Название стихотворения стало крылатой фразой. Но было и продолжение,  завоевавшее не меньшую популярность: А там, во глубине России, Там вековая тишина. А была ли тишина? Веками крестьяне стремились к свободе, и этот долгожданный день настал!  Это был день 19 февраля 1861 года.  Мы продолжаем знакомиться с историей России 19 века. Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с двумя цитатами:(сл.1) 1.С.В.Мироненко: «…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в.,  оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I,  попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы  повернуть вспять». 2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для  всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом,  конечно еще более гибельным». Учащиеся читают.  Учитель: Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 2 Перед  вами  два  слова : реформа и революция. (сл.2) Обращение к классу: Как вы думаете! Что менее болезненно для общества?  (реформа). Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока  в информационную карту  урока « Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права». (слайд 3) (11.40) 2.Актуализация знаний. (5 мин) 1. Работа в группах.  Ребята давайте вспомним события кануна отмены крепостного права.   У   вас   на   столах   вы   видите   задания   в   течении   3   минут   постарайтесь ответить на них. Первая группа:  ­ Опишите внешность Александра II. (слайд 4)   ­ Определите по тексту учебника, как к нему относятся авторы учебника?  ­ Как к Александру  II  относились разные слои населения: столичное   дворянство   провинциальное   дворянство, крестьянство? Вторая группа: . (слайд 5) ­   Какие   законы,   подрывавшие   устои   крепостничества,   постепенно принимались   верховной   властью?  (   Указ   «о   вольных   хлебопашцах»,   «о трёхдневной барщине»). ­Когда  окончательно было узаконено крепостное право в России? (1649г.) ­ В каком документе?  (Соборном уложении 1649г.)  3 Повторение дат: 1497г.­Судебник Ивана III; 1550­ Принятие Судебника Ивана  IV;   1802­   Утверждение   министерств;1816­1819­Отмена крепостного права в Прибалтике; Третья группа: (слайд 6) Каковы были главные причины отмены крепостного права? Четвёртая группа: (слайд 7) Задание:  1. Работа с ист. терминами:  КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (форма  зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за  пользование ею  повинности ­  барщину и оброк и полностью зависят от  помещика, являясь его собственностью); Юрьев день; барщина;   оброк. 2. Определите, что объединяет перечисленный ряд: Судебник Ивана  III; Судебник Ивана IV; Соборное уложение ­? (это документы о  закрепощении крестьян) 2. Проверка работы. (2мин) работа с презентацией.    Ребята почему же в России во второй половине 19 в. всё ещё существовало  крепостное право?  Отвечают: (Сопротивление дворянства).   Проблематизация. Слово учителя: Итак, ни Александр I, ни Николай I не смогли  освободить крестьян от крепостной зависимости. Умирая, Николай I взял обещание  со своего сына Александра, что он отменит крепостное право. Став императором,  Александр II в попытке решения этого вопроса столкнулся с серьёзной проблемой:  как освободить крестьян, при этом, не сильно затронув интересы помещиков.    Решить эту задачу он пытался своей реформой. 3.         Работа над новой темой.  (7 мин) 1.Постановка цели и задач урока. (2 мин) Долгий путь прошла Россия до этого дня: сначала – путь закрепощения,  потом – путь подготовки реформы… ПАУЗА. А, может быть, революции?.. А вообще, что же произошло в 1861 году? Давайте разберемся вместе. 4 Я рву лист бумаги (ПО ЛИНЕЙКЕ, быстро, радикально) пополам, а другой лист бумаги складываю пополам постепенно.  Обращение к классу: Ребята, а есть ли разница в моих действиях? Ведь я  получила то, что хотела? две равные половины листа и в том и другом  случае. (реформа – постепенно; революция – быстро, радикально). Обращение к классу: Ребята! Что менее болезненно для общества?  (реформа). Вот и Александр II понимал, что крепостное право нужно отменить сверху,  путем реформы, нежели ждать пока оно отменится снизу, путем народной  революции. (слайд 8)   И сегодня мы узнаем о том, как эта реформа   Выяснить смог ли Александр 2 при   Что  Учитель озвучивает цель.     осуществлялась, её содержание.  разработке реформы учесть интересы крестьян и помещиков.    получили крестьяне, а что потеряли помещики, и что выиграло все общество. Чьи надежды оправдались, а чьи нет? И какое значение имела эта реформа  для будущего России?  Нам предстоит анализировать исторические документы, сравнивать, делать  выводы, вести дискуссию. Ребята я предлагаю вам провести урок в форме заседания Научного  общества.  И  поработать в творческих группах .     юристов; архивариусов; экономистов; социологов. 2.Основные   положения   крестьянской   реформы   1861   г.   уч­ся рассматривают   самостоятельно   по   технологии   проблемного   обучения. (слайд 9) 5 Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить  проведение реформы 19 февраля 1861 года Александр II подписал два  важных документа 1 Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав  состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»; 2 «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».  Крепостное право отменялось навсегда в России. Записывают дату в информационную карту   России. (слайд 10)   Отмена крепостного права в  Групповая работа по технологии проблемного обучения с извлечениями  из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости» в 4­х творческих группах. (5 мин) Учитель. Перед вами на столах  находится Извлечения из документа   «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», а так  же карта задание для каждой группы. Ваша задача выполнить предложенные  задания. (В это время звучит музыка.) 6 Извлечения из документа  «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Пункт 2 – Порядок личного освобождения. Крестьяне:   лично свободны;  наделены общегражданскими и имущественными правами;  крестьяне могли переходить в другие сословия. НО! сохранилось:   сословное деление;  подать от крестьян;  рекрутские наборы;  зависимость от общины. Пункт 6 – Порядок наделения землей.  Сохранялось помещичье землевладение.  Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп  7 на особых условиях.  Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.  Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании  находилось  земли больше установленной нормы, то помещик имеет  право отрезать излишки  (отрезки)  За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину  и оброк до полного ее выкупа  Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной, а не  с  каждым крестьянином. Поэтому земля становилась не личной  собственностью крестьянина, а собственностью общины. …Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, но не выкупившие ее  назывались временнообязанными. Временнообязанное состояние могло   продолжаться в течении 9 лет. Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой –  соглашением между помещиком и крестьянами. Срок ее подписания – 2  года. Выкупная операция: 25% ­ 20 % стоимости земли крестьянин платит помещику;  75% ­80% стоимости земли помещику возмещает государство.  На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6%  годовых на сумму долга.  Размер выкупа определять таким образом, чтобы размер процентов,  начисленных на него (в течении года) равнялся размеру оброка,  который прежде уплачивали ему крестьяне за аренду земли.  После этого оказаться от выкупной операции нельзя! Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.  Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной. 8  Контроль над этим лежал на мировых посредниках.   Карта – задание (для группы «Юристов», I­ в.)) Задание : 1) Прочитать извлечения из документа  «Положения о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения  крестьянской реформы. 2) Из перечисленного отметьте ручкой права, приобретённые крестьянами по  «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19  февраля 1861 года: 1 помещик не имел права распоряжаться крестьянами; 2 крестьяне получили право собственности на землю; 3 крестьянские общества могли создавать собственную полицию; 4 крестьяне могли переходить в другие сословия; 5 крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика; 6 крестьяне могли избирать земства; 7 крестьяне могли избираться в земства; 8 крестьяне получили право поступать в учебные заведения; 9 крестьяне получили право поступать на службу. 3)Вставить пропуски в предложениях:  Крестьяне, ранее принадлежащие помещикам по реформе 1861, объявлялись                  и   наделялись                                       и                                                       правами. При освобождении до           десятин, но ее нужно было выкупить у помещика.  они наделялись земельными наделами в размере от                     До выкупа своих наделов крестьяне назывались           и должны были платить оброк  и отбывать барщину в пользу помещиков.                                             9 Размеры  крестьянских  наделов, а также оброк и барщина временнообязанных             определялись соглашением между помещиком и крестьянами ­                                                Карта – задание (для группы «Архивариусов», II­ в.) Задание:1) Прочитать извлечения из документа  «Положения о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения  крестьянской реформы. 2) Дайте определение : «временнообязанные крестьяне», «отрезки», Уставная  грамота, мировые посредники. Временнообязанные крестьяне ­                                                                                                                                                                                                                                         .                             Отрезки – это                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       .     Уставная грамота – это                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и  разрешения споров между крестьянами и помещиками –                                                                                                   Карта – задание (для группы  Экономистов, III­ в.) Задание:1) Прочитать отрывок из документа  «Положения о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости», т.е. основные положения  крестьянской реформы. Задание 2:  Как определялся размер выкупа крестьянина за землю у  помещика?  Могли ли быть финансовые потери у помещиков при отмене  крепостного права? 10 Задание 3: Проанализировать статистические данные: Отрезка была  проведена в отдельных губерниях у 40­65% крестьян. Прирезка – у 3­15%  крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского  надела; в некоторых губерниях – 30­40% от крестьянского надела. – Подумайте, о чём свидетельствуют эти данные?  Смог ли государственный проект освобождения крестьян  удовлетворить требования помещиков чернозёмных и  нечернозёмных губерний?     Задание (для группы  «Социологов» 4 ­ в.) Задание 1. : прочитать последний пункт  §20 и перечислить итоги  крестьянской реформы 1861г. Составить кластер: Крестьянская реформа  1861г. Для  крестьян ___________ Для помещиков  Для государства  _______________ _ 11 IV. Проверка работы, оценивание результатов в баллах (5мин.) Учитель:  (слайд 11) «Юристы» перечислите права крестьян вышедших из состояния к./  зависимости, из данного списка в вашем задании. Кому  с юр. точки зрения  принадлежал  надел крестьянина, вышедшего из  крепостной зависимости?  «Архивариусы» Кто такие временнообязанные крестьяне?  Что такое  отрезки?, Уставная грамота? (определение новых слов записать в  информационную карту урока) «Экономисты» Как орпределялся размер выкупа на землю по реформе  1861г.? Могли ли быть финансовые потери у помещиков осн. Хозяйственных районов  Росси: Черноземья и Нечерноземья? «Социологи» Каковы основные итоги крестьянской реформы 1861г.?  (слайд 12) Ребята, у Вас на столах  лежат    листы  самооценивания     Оцените свою работу на уроке в соответствии с  листами  самооценки по  выделенным критериям    Как вы оценили свою работу на уроке? Заслушать  оценки нескольких человек           (40 секунд) V. Рефлексия (3мин.) Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. (показ слайда (слайд 13) Как вы думаете, вы достигли цели урока?  А что вам помогло достичь этой цели? 12 IV. Перспектива и домашнее задание: (2 мин)  Итак, мы видим, что реформа имела массу недостатков: до полного выкупа сохранялась барщина, земля  считалась собственностью общины. И всё же  у неё важное  значение.   Я оставляю вам Информационные карты, в них вы найдете домашнее  задание: обязательное для всех и два на выбор. (слайд 14) Я хочу поблагодарить всех вас за активную работу. (НАЗЫВАЮ ПО  ИМЕНАМ, ГОВОРЮ ОЦЕНКИ). Вам (обращаюсь к группам) было  предложено провести самооценку и взаимооценку работы на уроке, я попрошу представителей групп сдать оценочные листы.  Урок закончен! Досвидание ребята! Содержание информационной карты.       домашнее задание: § 20, прочитать и ответить на вопросы к документу на с. 143. На   выбор:  написать   «письмо»   императору   Александру   II   от   имени освобожденного   крестьянина   или   помещика,   отпустившего   крестьянина   на свободу, написать сочинение­миниатюру на тему «Свободный» крестьянин». 13

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)

Конспект урока по истории на тему "Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017