"НЭП: цели и принципы"
Оценка 4.8

"НЭП: цели и принципы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
9 кл
10.02.2017
"НЭП: цели и принципы"
Публикация является частью публикации:
№14 НЭП конспект..docx

Дата: 9б – 25.11.15

ТЕМА: Нэп: цели и принципы

Форма урока: изучения новой темы

Цель урока:

·                Уяснить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике;

·                Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;

·                Провести сравнительный анализ политики «военного коммунизма» с новой экономической политикой.

·                Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;

·                Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.

·                Формировать навыки по здоровьесбереженью.

План урока:

I.Организационный момент.

II.                   Актуализация знаний.

III.                  Изучение нового материала.

1)            Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

2)            Новая экономическая политика.

3)            Результат НЭПа.

IV.                  Закрепление материала. Рефлексия.

V.                  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI.                  Сообщение домашнего задания.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…

В.И. Ленин

I.             Организационный момент (2 мин): 1) ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2 и Приложение 3). Учитель входит в класс приветствует учеников.

- Добрый день, ребята!  Для работы на уроке вам понадобиться: учебники, тетради, ручки,  а самое главное – ваше хорошее настроение и желание работать.

II. Актуализация знаний (10 мин).

У: Я хотела бы начать урок со стихотворения Марины Цветаевой. Прокомментируйте строки поэтессы:

                   Все рядком лежат,-

                   Не развесть межой.

                   Поглядеть: солдат!

                   Где свой, где чужой?

                   Белым был – красный стал:

                   Кровь обагрила.

                   Красным был – белым стал:

                   Смерть побелила.

М. Цветаева

- О чем пишет поэтесса? (Ответы учеников: о Гражданской войне в России)

- На прошлых уроках мы изучали темы, посвященные Гражданской войне в России.

- Итак, в 1921 году Россия оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась братоубийственна Гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни.

- Поэтому для большевиков встал вопрос: как же выйти из этой ситуации, чтобы удержаться у власти? С этой целью была разработана новая экономическая программа. Сегодня на уроке мы выясним, какой же шаг был сделан В.И. Лениным для сохранения власти.

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока (Ответы: НЭП: цели и принципы).  Итак, тема урока НЭП, и эпиграфом к уроку я взяла слова В.И. Ленина «…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…»

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКАНЭП: цели и принципы

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2-5) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.

Ученики: отвечают «Военный коммунизм», сбор продразвёрстки.

У: предлагает вспомнить характерные черты «Военного коммунизма» (ученики называют черты «военного коммунизма»).

Изучение нового материала (30 минут)

Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 6)

1)          Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.

РАБОТА В ГРУППАХ: ученики класса работают в трёх группах.

Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая – политическую, третья – социальную (Слайд №7). Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1,2,3) и учебником (с. 96). Через 7 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 4 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП (одновременно высвечивается на проекторе Слайды №8-10)

Причины экономического кризиса:

Ø  Гражданская война и интервенция.

Ø  Введение продразвёрстки, сокращение посевных площадей, снижение урожайности.

Ø  Запрет свободной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений.

Причины социальных проблем:

Ø  Отток городского населения в деревню.

Ø  Братоубийственная гражданская война, сокращение мужского населения.

Ø  Снижение жизненного уровня населения.

Ø  Крестьянские восстания.

Причины политического кризиса:

Ø  Крестьянские восстания.

Ø  Кронштадское восстание.

Ø  Внутрипартийный раскол.

У: благодарю всех за работу.

2)          Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности)

У: - Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 году была Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО – план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» (Слайд №11-12). Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику.

- Итак, в стране кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него. И таких путей было три (Приложение №5 – схема на доске).

Еще большая вооруженная борьба со стороны населения

 

Потеря большевиками командных высот в экономике, политике, идеологии

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


У: - Предположите, какой путь выберет Ленин? (Ответы учащихся: Ленин выбирает третий путь).

У: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике. (Слайд №13).

ЗАПИСЬ ТЕРМИНА В ТЕТРАДЬ:

Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика 1921-1928 гг., сменившая «военный коммунизм», направленная на введение в советскую экономику рыночных отношений (Слайд №14).

У: - Что же представляет собой эта политика?

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «Военный коммунизм» и «НЭП».

1-я группа – меры в области сельского хозяйства;

2-я группа – меры в области промышленного производства;

3-я группа – меры в области товарно-денежных отношений;

Все вместе – меры в области трудовых отношений.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

Вопросы для сравнения

«Военный коммунизм»

НЭП

1.    Меры в области с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2. Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда, хозрасчет, биржи труда

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Запрет частной свободной торговли, продукты распределялись государством, свертывание товаро-денежных отношений, введение карточек.

Свобода торговли, денежная реформа, введение платы за услуги

4. Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий, «уравниловка» в оплате труда

Свободный наем рабочей силы, тарифная оплата труда.

У: благодарю всех за работу.

3)          Результаты НЭПа.

У:  Новая экономическая политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а денежных средств в стране не хватало. 21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. И в 1928 году началась политика по свертыванию нэпа (Слайд № 17).

У: Подошло время разрешить главную проблему нашего урока. Вернемся к эпиграфу урока: «…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…». Как вы думаете, НЭП – это временная мера или пересмотр всей точки зрения на социализм? (Ответы учащихся).

У: Все-таки НЭП был именно вынужденной мерой, к которой большевиков заставили прибегнуть чрезвычайные обстоятельства. Развал экономики требовал решений, однако террор не был в состоянии решить проблемы, стоящие перед Россией.

Пойти на полное снятие всех ограничений на пути свободной рыночной экономки большевики не могли – это означало бы слишком уж явный отказ от собственных позиций, а, в конечном счете – потеря власти. Свободная рыночная экономика подразумевает и свободное общество – и тогда конец власти большевиков. Однако и ничего не делать тоже невозможно – страна находилась на грани голодной смерти.

Сохранение власти – вот цель, заставившая Ленина пересмотреть свои подходы к построению нового общества.

VII.                   Закрепление материала.

У: - Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. После экспериментов периода «военного коммунизма» Россия вернулась на путь рыночной экономики. Ленин это понимал, хотя НЭП и противоречил большевистским канонам.

- Какие меры входили в осуществление новой экономической политики?

VIII.                   Рефлексия.

У: составитьте синквейн к понятию «НЭП».

НЭП
новая экономическая
проводилась восстанавливала стабилизировала
сменила политику военного коммунизма
политика

 IX.            Выставление оценок.

    X.            Домашнее задание: §14, выписать и выучить термины, подготовить сообщения – Н.И. Бухарин и Л.Б. Каменев.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: 9б – 25.11.15 ТЕМА: Нэп: цели и принципы

Дата: 9б – 25.11.15 ТЕМА: Нэп: цели и принципы

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2-5) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации

Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2-5) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации

У: - Предположите, какой путь выберет

У: - Предположите, какой путь выберет

У: - Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков

У: - Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017