Публикация является частью публикации:
Дата: 9б – 25.11.15
ТЕМА: Нэп: цели и принципы
Форма урока: изучения новой темы
Цель урока:
· Уяснить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике;
· Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
· Провести сравнительный анализ политики «военного коммунизма» с новой экономической политикой.
· Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
· Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.
· Формировать навыки по здоровьесбереженью.
План урока:
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
1) Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
2) Новая экономическая политика.
3) Результат НЭПа.
IV. Закрепление материала. Рефлексия.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Сообщение домашнего задания.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…
В.И. Ленин
I. Организационный момент (2 мин): 1) ученики рассаживаются по группам (всего три группы), на столах разложен раздаточный материал (Приложение 1, Приложение 2 и Приложение 3). Учитель входит в класс приветствует учеников.
- Добрый день, ребята! Для работы на уроке вам понадобиться: учебники, тетради, ручки, а самое главное – ваше хорошее настроение и желание работать.
II. Актуализация знаний (10 мин).
У: Я хотела бы начать урок со стихотворения Марины Цветаевой. Прокомментируйте строки поэтессы:
Все рядком лежат,-
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красный стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М. Цветаева
- О чем пишет поэтесса? (Ответы учеников: о Гражданской войне в России)
- На прошлых уроках мы изучали темы, посвященные Гражданской войне в России.
- Итак, в 1921 году Россия оказался в тяжелой экономической, политической и социальной ситуации. Заканчивалась братоубийственна Гражданская война, из-за продразвёрстки крестьяне сокращали посевные площади, города не дополучали продовольствия, народ из города перебирался в деревни.
- Поэтому для большевиков встал вопрос: как же выйти из этой ситуации, чтобы удержаться у власти? С этой целью была разработана новая экономическая программа. Сегодня на уроке мы выясним, какой же шаг был сделан В.И. Лениным для сохранения власти.
- Предположите, как будет звучать тема нашего урока (Ответы: НЭП: цели и принципы). Итак, тема урока – НЭП, и эпиграфом к уроку я взяла слова В.И. Ленина «…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…»
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА – НЭП: цели и принципы
Учитель предлагает ученикам посмотреть на иллюстрации (Слайда № 2-5) и определить к какому историческому событию относятся иллюстрации.
Ученики: отвечают «Военный коммунизм», сбор продразвёрстки.
У: предлагает вспомнить характерные черты «Военного коммунизма» (ученики называют черты «военного коммунизма»).
Изучение нового материала (30 минут)
Учитель: Объявляет цель урока. (Слайд № 6)
1) Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
РАБОТА В ГРУППАХ: ученики класса работают в трёх группах.
Одна группа оценивает экономическую ситуацию, вторая – политическую, третья – социальную (Слайд №7). Учитель предлагает каждой группе поработать с раздаточным материалом (Приложение №1,2,3) и учебником (с. 96). Через 7 минут один докладчик от каждой группы должен сообщить классу варианты решения проблем. Учитель обращает внимание учеников на (Приложение № 4 – рабочий лист) которые необходимо будет заполнять во время выступления учеников от групп.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП (одновременно высвечивается на проекторе Слайды №8-10)
Причины экономического кризиса:
Ø Гражданская война и интервенция.
Ø Введение продразвёрстки, сокращение посевных площадей, снижение урожайности.
Ø Запрет свободной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений.
Причины социальных проблем:
Ø Отток городского населения в деревню.
Ø Братоубийственная гражданская война, сокращение мужского населения.
Ø Снижение жизненного уровня населения.
Ø Крестьянские восстания.
Причины политического кризиса:
Ø Крестьянские восстания.
Ø Кронштадское восстание.
Ø Внутрипартийный раскол.
У: благодарю всех за работу.
2) Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности)
У: - Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 году была Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО – план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» (Слайд №11-12). Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику.
- Итак, в стране кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него. И таких путей было три (Приложение №5 – схема на доске).
![]() |
||||||
|
|
У: - Предположите, какой путь выберет Ленин? (Ответы учащихся: Ленин выбирает третий путь).
У: На Х съезде РКП(б) В.И. Ленин объявил о замене продразвёрстки продналогом и о переходе к новой экономической политике. (Слайд №13).
ЗАПИСЬ ТЕРМИНА В ТЕТРАДЬ:
Новая экономическая политика (НЭП) – экономическая политика 1921-1928 гг., сменившая «военный коммунизм», направленная на введение в советскую экономику рыночных отношений (Слайд №14).
У: - Что же представляет собой эта политика?
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «Военный коммунизм» и «НЭП».
1-я группа – меры в области сельского хозяйства;
2-я группа – меры в области промышленного производства;
3-я группа – меры в области товарно-денежных отношений;
Все вместе – меры в области трудовых отношений.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП
Вопросы для сравнения |
«Военный коммунизм» |
НЭП |
1. Меры в области с/х. |
Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. |
Продналог |
2. Меры в области промышленного производства |
Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. |
Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда, хозрасчет, биржи труда |
3. Меры в области товарно-денежных отношений. |
Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Запрет частной свободной торговли, продукты распределялись государством, свертывание товаро-денежных отношений, введение карточек. |
Свобода торговли, денежная реформа, введение платы за услуги |
4. Меры в области трудовых отношений. |
Трудовая мобилизация, создание трудовых армий, «уравниловка» в оплате труда |
Свободный наем рабочей силы, тарифная оплата труда. |
У: благодарю всех за работу.
3) Результаты НЭПа.
У: Новая экономическая политика оказалась эффективной всего первые пять лет. Действительно повысился жизненный уровень, сократился рабочий день, продразверстка была заменена продналогом и т.д., но НЭП не смог привлечь иностранный капитал в страну, а денежных средств в стране не хватало. 21 января 1924 г. умер В.И. Ленин. И в 1928 году началась политика по свертыванию нэпа (Слайд № 17).
У: Подошло время разрешить главную проблему нашего урока. Вернемся к эпиграфу урока: «…НЭП – это всерьез и надолго, но не навсегда…». Как вы думаете, НЭП – это временная мера или пересмотр всей точки зрения на социализм? (Ответы учащихся).
У: Все-таки НЭП был именно вынужденной мерой, к которой большевиков заставили прибегнуть чрезвычайные обстоятельства. Развал экономики требовал решений, однако террор не был в состоянии решить проблемы, стоящие перед Россией.
Пойти на полное снятие всех ограничений на пути свободной рыночной экономки большевики не могли – это означало бы слишком уж явный отказ от собственных позиций, а, в конечном счете – потеря власти. Свободная рыночная экономика подразумевает и свободное общество – и тогда конец власти большевиков. Однако и ничего не делать тоже невозможно – страна находилась на грани голодной смерти.
Сохранение власти – вот цель, заставившая Ленина пересмотреть свои подходы к построению нового общества.
VII. Закрепление материала.
У: - Сегодня мы познакомились с новой экономической политикой партии большевиков. Безусловно, это был вариант выхода из сложившейся кризисной ситуации. После экспериментов периода «военного коммунизма» Россия вернулась на путь рыночной экономики. Ленин это понимал, хотя НЭП и противоречил большевистским канонам.
- Какие меры входили в осуществление новой экономической политики?
VIII. Рефлексия.
У: составитьте синквейн к понятию «НЭП».
НЭП
новая экономическая
проводилась восстанавливала стабилизировала
сменила политику военного коммунизма
политика
IX. Выставление оценок.
X. Домашнее задание: §14, выписать и выучить термины, подготовить сообщения – Н.И. Бухарин и Л.Б. Каменев.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.