Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"
Оценка 5

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история +1
9 кл
10.02.2017
Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"
Конспект интегрированного урока химии и истории по теме: "И металлы ковали победу", для 9 класса. Урок был разработан для проведения в рамках акции "Великая победа". В результате урока обучающие получат интегрированные знания о Великой Отечественной войне, сделают мини-презентации по своей работе в группе.Разработка интегрированного урока
Интегрированный урок по химии и истории.docx
Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 122» Интегрированный урок по химии и истории на тему: "И металлы ковали Победу…" «Лучшая методическая разработка урока» Гербер Ирина Владимировна, учитель химии Лебедкина Наталья Алексеевна, учитель истории Тема урока Тип урока Цель урока Средства обучения Методы и формы обучения Основные понятия "И металлы ковали Победу…" Интегрированный урок химии и истории Изучить свойства металлов и их применение в годы ВОВ Периодическая система химических элементов  Д.И.Менделеева, фотографии и рисунки, посвящённые  ВОВ, компьютер, экран, проектор Методы: наглядный, частично­поисковый, практический,  контроля, ИКТ; Формы: групповая, фронтальная Нахождение металлов в природе, 1941­1945 гг.,  Сталинградская битва,  автомат ППШ, металлы, 9 мая  1945 г., свойства металлов, истребители ЯК, состав  зажигательной смеси, строение атомов металлов,  Сталинградская битва,  химические процессы,  протекающие при взрыве зажигательной бомбы Предметные Планируемые результаты Метапредметные УУД Личностные УУД ­ проявлять сознательную  гражданскую позицию, чувство  гордости за свой народ, победивший и  выстоявший в Великой Отечественной войне; ­ формировать свою позицию на  основе примеров мужества и героизма  советских воинов и ученых­химиков; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:  ­ умение работать с текстом, выделять в нем главное; ­ характеризовать объекты;  устанавливать соответствие между  объектами и их характеристиками;  ­высказывать собственные суждения  об историческом наследии Великой  Отечественной войны;  ­ умение соотносить свои действия с  планируемыми результатами;  ­осуществлять контроль соей  деятельности в процессе достижения  результата;  ­ проявлять сознательную  гражданскую позицию, чувство  гордости за свой народ, победивший и  выстоявший в Великой Отечественной РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  ­ сотрудничество с учителем и  учащимися КОММУКАТИВНЫЫЕ УУД: ­ умение вступать в речевое общение; ­ аргументировать свою точку зрения;  адекватно воспринимать иные мнения  и идеи. войне; ­ формировать свою позицию на  основе примеров мужества и героизма  советских воинов и ученых­химиков; Ход урока: 1 этап Организационный момент (2 мин.)  Учитель: Вводное слово: Сегодня мы проводим интегрированный урок, в ходе которого попробуем соединить историю и  химию. История человечества – это история войн. Нашим уроком мы хотим показать, что «самое порочное ухищрение ума  человеческого» ­ это применение веществ не по назначению, то есть не в мирных целях. Далёкими залпами отгремела Великая Отечественная война. Очень мало осталось в живых очевидцев тех боевых сражений.  Это была тяжелая, кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры и науки. Она багровой нитью прошла по  судьбам русских людей, унеся миллионы их жизней, разрушив города и сёла, оставив сиротами детей, вдовами жён и матерей.  С началом Великой Отечественной войны многие теоретические направления химической науки были отодвинуты на второй  план и учёные вплотную занялись проблемами армии, авиации и флота, все силы и знания отдавая делу победы над фашизмом.  Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для  осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода и еще длинный ряд самых разнообразных веществ. Тема нашего урока звучит так: «И металлы ковали Победу…» 2этап     Актуализация знаний (6 мин.) Учитель: Обратите внимание на экран, вы видите понятия, объекты, события по нашей теме. Давайте исключим те, которые мы  уже знаем (ответы учащихся). • Нахождение металлов в природе • 1941­1945 гг. • Сталинградская битва • Автомат ППШ • Металлы • 9 мая 1945 г. • Свойства металлов • Истребители ЯК • Состав зажигательной смеси • Строение атомов металлов • Сталинградская битва • Химические процессы, протекающие при взрыве зажигательной бомбы С чем связаны эти понятия?  (ответы учащихся) 3этап Постановка целей урока (3 мин) Учитель: Обратите внимание на тему урока и представленные фразы и сформулируйте цель урока  (ответы учащихся). Цель урока: познакомиться с металлами и их применением в годы Великой Отечественной войны.  Учитель: Каким образом мы можем реализовать цель нашего урока (ответы учащихся). 4 этап  Изучение нового материала (15 мин.) Учитель: На каждом столе имеется план работы, ноутбук (с выходом в интернет), периодическая таблица химических  элементов Д.И.Менделеева, справочный материал, листы оценивания, разноцветные звездочки для рефлексии. Задание:  изучить и проанализировать материал в группах, каждая группа будет работать с определенным металлом, составить  презентацию отражающую следующую схему: Металл­­­­­­­­­­Вид оружия­­­­­­­­­­­Сражение Задания группам: (Приложение № 1) Для 1 группы: алюминий  2 группа: железо 3 группа: никель 4 группа: магний  Алгоритм работы в группе: 1. 2. 3. Распределите обязанности внутри группы Изучите и проанализируйте справочный материал на бумажном и электронном носителе Составьте презентацию (3слайда), отражающую следующую схему: Металл­­­­­­­­­­Вид оружия­­­­­­­­­­­Сражение 4. Подготовить выступающего от группы  (выступление 3­4 минуты) Групповая работа ­ 15 мин. 5этап   Первичное осмысление и закрепление изученного материала (12 мин.) Презентация и защита работ учащихся. 6этап     Итоги урока, рефлексия (6 мин) Учитель: Вернемся к цели нашего урока. Цель нашего урока достигнута? (ответы учащихся).  На нашем уроке мы показали взаимосвязь: Металл­­­­­­­­­­Вид оружия­­­­­­­­­­­Сражение. В Великой Отечественной войне Советскому Союзу противостоял очень сильный противник и в военном и научно­ техническом плане. Победу мы завоевали не только кровью и численным превосходством советских солдат, но и достигнутым  техническим превосходством. Почти все химические элементы таблицы Д.И.Менделеева принесли пользу Родине. Немаловажна  роль металлов. Учитель: заполните оценочные листы, оцените работу групп, а также проследите и оцените деятельность каждого участника  группы. (Приложение № 2) Рефлексия «Салют победе!» Учитель: Завершим урок символическим праздничным салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу. Учитель: На экране вы видите критерии оценки урока выберите соответствующего цвета звездочку и создадим наш праздничный салют Победы. Критерии оценки урока: 1.Урок очень понравился, я узнал много нового, интересного (красный цвет звездочки) 2.Урок был интересен, в определенной степени полезен для меня (желтый цвет звездочки) 3.Урок был необычный, но пользы для себя я получил мало (зеленый цвет звездочки) 4.Урок не понравился, я не очень понимал, о чем идет речь (синий цвет звездочки) 7этап Домашнее задание (1 мин.) Составить синквейн по теме урока «И металлы ковали Победу…» Приложение № 1 Группа 1 Алюминий Материал по химии: АЛЮМИНИЙ — металл III группы второго периода в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Алюминий в соединениях проявляет степень окисления +3, т.к. имеет на внешней электронной оболочке 3 электрона. Алюминий впервые был открыт в 1825 г X. Эрстедом и выделен в чистом виде в 1827г. немецким химиком Ф.Вёлером. По содержанию в земной коре (8.8%) алюминий занимает третье место после кислорода и кремния, с которыми алюминий в виде алюмосиликатов  составляет больше 82% массы земной коры. В свободном виде алюминий не встречается. Основные природные соединения алюминия: 1. Нефелины — (Na,K)2О • АlО3 • 2Si2. 2. Криолит — А1F3 • 3NaF 3. Бокситы — алюминиевая руда Аl2O3 • хH2O (встречается, как правило, с примесями оксидов кремния SiO2, железа Fe2О3, карбонатом кальция  СаСО3). 4. Каолин — А12О3 • 2SiO2 • 2Н2О. 5. Глиноземы — смесь каолинов с песком SiO2, известняком СаСО3, магнезитом МgСО3. Физические свойства: Чистый алюминий — серебристо­белый легкий металл с температурой плавления 660°С. Пластичен, легко вытя¬гивается в проволоку и  раскатывается в листы и фольгу. Является хорошим проводником электричества и тепла (после серебра и меди). Сплавы алюминия с различными металлами обладают высокой прочностью и легкостью. Применение: — в электротехнике — для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето­ и автомобилестроении Электронная формула: 13 Al алюминий 1s 22s 22p 63s 23p1 Алюминий (№ 13). Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его прочные и сверх лёгкие сплавов с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в  самолётостроении.  Материал по истории: Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных  станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся  самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было  сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги. В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность  в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщике – даже до  миллиона… Истребители «ЯК» Самолеты­истребители,   на   которых   воевали   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   отличались   от   тех,   которые   мы   видим   сейчас   по телевизору:   они   не   были   реактивными.   Типичный   же   истребитель   того   времени   имел   бензиновый   двигатель,   который   приводил   во   вращение пропеллер, установленный на носу самолета. Пулеметы и пушки истребителя вели огонь часто прямо сквозь вращающийся винт или из крыльев. Летчик сидел в кабине на своем парашюте, который заменял ему подушку сидения. Для того, чтобы сесть на свое место, он забирался на крыло, сдвигал или откидывал в сторону колпак кабины, который назывался фонарем.   Если самолет был подбит, летчик открывал фонарь и выпрыгивал с парашютом. Таким был и самый массовый советский истребитель «Як­9», названный так потому, что его сконструировали в конструкторском бюро Яковлева. «Девяток» разных модификаций было выпущено почти 17 000 штук! «Як­9» развивая скорость больше 550 км/час.  Конечно, сейчас на реактивном пассажирском самолете пассажиры летят со скоростью почти 1000 км/час. Штурмовик ИЛ – 2 Ил­2 называли "летающим танком", "мясником" и даже "черной смертью" ­ все эти прозвища вполне оправданы. Штурмовик наносил значительный  урон противнику, а его броня надежно защищала пилотов. Ил­2 стал самым массовым самолетом Великой Отечественной войны. За четыре года в армию поступило 36 тысяч таких штурмовиков. Главной задачей штурмовиков являлось поражение малоразмерных и подвижных наземных объектов, а также ликвидация живой силы противника на поле боя. Для высокой точности боевые вылеты выполнялись на малых высотах, из­за чего штурмовик мог быть уничтожен огнем с земли. При этом к 1938 году в СССР не было ни одного защищенного самолета, враг мог с легкостью подбить советские летательные аппараты. Именно поэтому созрела необходимость создания бронированного самолета. За   проектировку   "летающего   танка"   взялся   Сергей   Ильюшин,   занимавший   в   то   время   пост   начальника главного   управления   наркомата   оборонной   промышленности   и   являвшийся   главным   конструктором авиазавода №39. Он предложил создать революционно новый бронированный штурмовик, а не "навешивать" защиту на уже имеющиеся самолеты, как это делалось ранее. По замыслу инженера, броня являлась частью конструкции и входила в ее силовую схему. Мотор, кабина и некоторые жизненно важные части штурмовика было решено расположить внутри обтекаемого стального бронекорпуса, к которому крепился центроплан и хвостовая часть фюзеляжа. Экипаж летательного аппарата состоял из двух человек – пилота и сидящего за ним стрелка­радиста. Битва за Москву 30 сентября 1941 — 20 апреля 1942 Гитлер планировал молниеносный разгром Красной армии и, прежде всего, захват Москвы. Было придумано даже  специальное название: «блицкриг» или молниеносная война. В первые месяцы войны фашистам удалось захватить  огромную территорию нашей страны и уже к сентябрю 1941 года подобраться вплотную к столице, на расстояние  всего 30 километров. В свои бинокли они даже видели пригороды столицы. Гитлер сосредоточил под Москвой  огромные силы. У него было на четверть больше солдат, в два раза больше танков и самолетов, чем у защитников  Москвы. врагом для всей страны. Руководить обороной было поручено Георгию Константиновичу Жукову. Он собрал все  Но сдавать врагу Москву было нельзя. Ее оборона служила символом стойкости и победы над    силы обороняющихся в один мощный кулак. Стояли жестокие тридцатиградусные морозы, замерзала смазка в оружии. Но в декабре советским войскам удалось переломить ход войны и  отбросить фашистов от Москвы на несколько сот километров, освободив оккупированные и разрушенные врагом населенные пункты. В битве под Москвой ярко проявились высокие морально­боевые качества советских летчиков, которые в упорных боях с врагом развеяли миф о  «непобедимости» фашистской авиации, показали всему миру доблесть, бесстрашие, высокое мастерство воинов советской авиации. Храбрость и высокое летное мастерство советских летчиков позволяли им добиваться победы даже при количественном превосходстве врага в  воздухе. Однажды семерка наших истребителей, которую вел старший лейтенант В. Онуфриенко, встретилась с 15 фашистскими истребителями.  Наши летчики смело навязали бой противнику. В первом же заходе Онуфриенко сбил один вражеский истребитель, капитан Городничев уничтожил  второй. Остальные фашистские самолеты были вынуждены спасаться бегством. В боях под Москвой обессмертил свое имя летчик Логачев. Во время выполнения боевой задачи его самолет был подбит снарядом вражеской  зенитки и приземлился в расположении противника. Гитлеровцы бросились к самолету. Но отважный летчик встретил их ураганным огнем из  бортового пулемета. Несколько раз фашисты пытались захватить летчика и самолет, но советский воин продолжал косить их из пулемета. Когда  кончился боекомплект, Логачев выхватил пистолет и стал расстреливать гитлеровцев в упор. Предпочтя смерть позорному плену, советский летчик не сдался врагу. Жители села, около которого происходил этот бой одного советского летчика с десятками гитлеровцев, ночью спрятали и затем  похоронили тело воина­героя. Выполняя задание командования, наши летчики сочетали героизм и отвагу с инициативой и находчивостью. Именно в период оборонительных  сражений под Москвой родилась, например, такая эффективная форма боевых действий, как ночная «охота» на бомбардировщиках Ил­4. Вылетая  в районы крупных вражеских железнодорожных узлов, экипажи «охотились» за эшелонами на перегонах, создавая там «пробки»; одновременно они  блокировали с воздуха аэродромы ночной фашистской авиации, с которых совершались налеты на Москву. Одним из первых ночных «охотников» был летчик Евгений Федоров, ныне дважды Герой Советского Союза. Однажды, пристроившись к  фашистскому бомбардировщику, он незаметно для противника пришел на крупный вражеский аэродром. Дождавшись, когда фашистскому летчику  осветили прожектором посадочную полосу и тем самым демаскировали стоянки самолетов, Федоров с небольшой высоты сбросил бомбы и  уничтожил несколько вражеских самолетов. Учащиеся получают также видеофрагменты по теме, шаблон презентации. Приложение № 2 Оценочный лист  группы Этапы и критерии оценивания Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Оценка Оценка Оценка Оценка Оценка 1. Организационный: ­распределение ролей в группе; ­участие в составлении плана действий группы; 2. Поисково­исследовательский: ­участие в сборе информации; ­работа с информацией: а) составлял вопросы; б) формулировал выводы; в) участвовал в составлении плана устного  сообщения; г) участвовал в создании слайдов;   3. Презентация результатов исследования: ­участие в публичном выступлении; ­задавал вопросы слушателям; ­отвечал на вопросы учителя, уч­ся; ­готовность идти на контакт, договариваться. 4. Оценка презентации групп 1 группа 2 группа 3 группа Критерии "5" – презентация полностью отражала  содержание вопроса "4" – недостаточно полно отразила суть вопроса,  "3" – не отразила суть вопроса, недостаточно  иллюстративна

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в 9 классе по теме " И металлы ковали победу"

Конспект интегрированного урока химии и истории в  9 классе по теме " И металлы ковали победу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017