Конспект урока "Аммиак"
Оценка 4.9

Конспект урока "Аммиак"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
03.09.2017
Конспект урока "Аммиак"
Презентация "Аммиак"
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Аммиак.docx
Конспект урока  1 1. 9 класс  2. Тема урока: Аммиак 3. Цель: Сформировать знания о строение и свойствах аммиака, его получении и применении.  Задачи: О:  ­ дать представление о строение аммиака, его физико­химических свойствах, получении и применении; ­ изучить водородную связь в молекуле аммиака; ­ рассмотреть донорно­акцепторный механизм образования химической связи;  ­ закрепить знание учащихся по окислительно­восстановительным  процессам. В: ­ продолжить формирование научной картины мира; ­ осуществить экологическое воспитание; ­ валеологическое воспитание. Р: ­ развить любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление;           ­ развить у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал;            ­ развить познавательные умения слушать, выделять главное, высказывать свое мнение. 4. Оборудование и материалы: доска, мел, интерактивная доска, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости  веществ, раздаточный материал, пробирка, раствор аммиака, вода, фенолфталеин, спиртовка, спички. 5. Тип урока: Комбинированный урок. 6. Методы и методические приемы: словесные (объяснение с элементами беседы, рассказ, индивидуальный,  письменный опросы, самостоятельная работа), словесно­наглядные (химический эксперимент, демонстрация  презентации) 7. Литература для учителя:  1)  Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 2­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 319, с. : ил. 2) Рабочие программы. Химия. 7 – 9 : учебно­методическое пособие / сост. Т. Д. Гамбурцева. – 2­е изд., перераб. –  М. : Дрофа, 2013. – 159, с. Литература для ученика:  1) Габриелян, О. С. Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 2­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 319, с. :  ил.    2) Габриелян, О. С. Химия. 9 кл. : рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О. С. Габриелян, 2 С. А. Сладков. – 2­е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 221, с, : ил. 8. Структура урока с хронологией  1. Организационный момент –2 мин.  2. Проверка домашнего задания – 10 мин.  3. Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности школьников – 5 мин. 4. Изучение нового материала – 20 мин.  5. Закрепление изученного материала – 5 мин. 6. Подведение итогов урока – 2 мин. 7. Сообщение  домашнего задания  и инструктаж – 1 мин.  9. Ход урока: Деятельность учителя  Деятельность учащихся I. Организационный момент   Методы и методические приемы Готовятся к уроку, настраиваются.  Беседа Добрый день! Давайте проверим отсутствующих? А  теперь послушайте некий отрывок. История произошла во время I мировой войны.  Английский крейсер вел преследование поврежденного в  бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как  вдруг между кораблями появилось плотное белое облако  дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах,  раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден  дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после  обнаружили, что пострадали не только люди, но и  металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его  действия такие последствия?  И так тема нашего урока – аммиак (слайд 1). Но прежде чем перейти к новой теме, давайте проверим  домашнее задание.  Проверяет домашнее задание. Задает вопросы. Охарактеризуйте положение азота в таблице Д. И.  Менделеева? Обсуждают вместе с учителем данный отрывок.  Отвечают на вопросы: газ­аммиак. Этот газ ядовитый. II. Основная часть  Отвечает на вопрос. Положение азота в ПСХЭ:  порядковый номер 7,  символ ­ N, период 2, V А группа 3 Индивидуальный опрос Изобразите схему строения атома азота на доске. Изображает схему строения атома азота на доске Назовите возможные степени окисления азота  Напишите взаимодействие азота с литием, водородом,  кислородом, используя  метод электронного баланса.  Атом азота может проявлять степень окисления: ­3,­ 2, ­1,0,+1,+2,+3,+4,+5 На доске пишут уравнения реакций Письменный опрос  (Раздаточный материал) 1 2 3 4 5 6 1. В какой оболочке Земли содержится 78% азота по объему? 1а 2а 3к о в с ф е р а 2. Газ, не поддерживающий горение? 3. Какая связь в молекуле азота? н а я з е ь м о т о т з е а л в 4л а 5о к с т н у а и д 6а м м и а к Отгадывают кроссворд Записывают тему урока в тетрадь 4. Какой ученный установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения, и по его предложению   этому   газу   было   дано   название “азот”, означающий “безжизненный”? 5. Какое   вещество   образуется   при   взаимодействии азота с кислородом? 6. Какое вещество синтезируют из азота и водорода? А теперь перейдем к изучению новой темы – аммиак. А работать будем по следующему плану: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Происхождение названия аммиака. Строение молекулы аммиака. Физические свойства аммиака. Действие на  организм. Правила обращения с аммиаком. Химические свойства аммиака. Доносит сообщение до учащихся Способы получения аммиака в лаборатории и в  промышленности. Применение аммиака. 4 Индивидуальный опрос Объяснение Рассказ  У некоторых из вас на партах есть мини сообщения,  имеющие свои названия, а так же они соответствуют  плану урока. До начала урока я попросила вас, их  прочитать, я надеюсь, вы это сделали. И так преступим. 1 сообщение «Происхождение названия изучаемого   вещества» (ученик 1) (слайд 2). На доске записывают схему атома водорода Электронная формула атома водорода 1s1. Электронная формула атома азота 1s22s22p3 Объяснение с элементами  беседы Рассмотрим строение молекулы аммиака. В молекуле содержится один атом азота и три атом  водорода. Схему строения атома азота мы рассматривали  в начале занятия, а схему строения атома водорода в  начале изучения темы «Неметаллы». Давайте вспомним данную схему? Напишите электронную формулу атома азота и водорода? Задает вопрос: Сколько не спаренных электронов у каждого атома? Объясняет Так как каждый атом стремится завершить свою  последнюю оболочку для этого атому азоту необходимо  принять три электрона, а атому водорода необходим ещё  один электрон, поэтому между атомом азота и водорода  образуется в молекуле аммиака три одинаковые  ковалентные полярные связи с помощью общих  электронных пар. Связи будут полярные потому, что  соединяются разные атомы неметаллов, и так как атом  азота более электроотрицателен, он будет сильнее к себе  притягивать общие электронные пары. Будет происходить смещение электронов в сторону азота.  5 У атома водорода один не спаренный электрон, а у  атома азота 3. Внимательно слушают учителя, конспектируют в  тетрадь В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу. Наличие не поделённой электронной пары на атоме  азота и присутствие трёх полярных ковалентных  связей в молекуле аммиака будет способствовать  тому, что он будет вступать в реакции  присоединения протона водорода Н+, то есть  реагировать с водой и с растворами кислот,  веществами, имеющие протоны водорода. Исходя из низшей степени окисления атома азота (­ 3) аммиак будет проявлять только  восстановительные свойства в окислительно­ восстановительных реакциях. (слайд 3). На атоме азота появится частично отрицательный заряд, а  на атомах водорода частично положительный. Поэтому  молекулы аммиака будут притягиваться друг к другу, и  между ними будет устанавливаться ещё и водородная  связь. Она обозначается тремя точками. Присутствие  Доносит сообщение до учащихся Доносит сообщение до учащихся Записываю уравнения реакции в тетрадь водородной связи в молекуле аммиака объясняет его  растворение в воде, и лёгкое сжижение этого газа. Давайте спрогнозируем свойства аммиака на основании  строения его молекулы. В какие химические реакции  может вступать аммиак благодаря наличию не поделённой электронной пары на атоме азота и трём КПС? В ходе  обсуждения обучающиеся приходят к выводу . Следующее   сообщение   «Физические   свойства   аммиака. Определение запаха нашатырного спирта. Его действие на организм» (слайд 4). Сообщение «Действие аммиака на организм человека»    Рассмотрим химические свойства аммиака (слайд 5) Отвечают на вопрос. На щелочную среду. NH3+H2O  ↔ NH3*H2O↔NH4 ++OH­ Наблюдают, делают вывод. 1. Взаимодействие с водой. Действие водного  раствора аммиака на индикаторы. Если к раствору аммиака добавить несколько капель  фенолфталеина, раствор окисляется в малиновый цвет, на что это указывает? Щелочная реакция водных растворов аммиака  объясняется наличием гидроксид­ионов: NH3+H2O  NH↔ Если окрашенный фенолфталеином раствор аммиака  подогреть, то окраска исчезнет. Проверим это на практике «Изучение свойства аммиака» 3*H2O NH↔ 4 ++OH­ 2. Взаимодействие с кислотами (донорно­ акцепторный механизм) (слайд 6) 3. Окисление:   → NH4Cl NH3 + HCl    2 NH3    +    H2SO4      (NH→ 4)2 SO4 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O  4NH3+ Cu(OH)2 → [Cu(NH 3)4](OH)2  Способы получения аммиака  В лаборатории 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3  + 2↑ H2O 6 Рассказ Рассказ Объяснение с элементами  беседы Химический эксперимент   Объяснении с элементами  беседы   без катализатора; с катализатором; 4. Взаимодействие с нерастворимым основанием с  образованием комплексной соли. Способы получения аммиака в лаборатории и в  промышленности. В лаборатории аммиак получают действием гашеной  извести на соли аммония (слайд 7). 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 Газ собирают в перевернутый кверху дном сосуд, а  распознают его по запаху, или по посинению влажной  красной лакмусовой бумажки, или по появлению белого  дыма при внесении палочки, смоченной соляной кислотой. В промышленности аммиак получают при взаимодействии азота и водорода, условия: давление, температура и  катализатор (слайд 8). N2+H2↔NH3↑  + 2H↑ 2O 4 сообщение «Применение аммиака» (слайд 9). Закрепление изученного материала  Обучающиеся отвечают сразу на карточках,1 уровень  отвечают все, 2 уровень, если смогут, дополнительная  оценка. 1 уровень 1) Аммиак ____________ растворяется в воде.  2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой  или ___________ спиртом.  7 В промышленности N2+H2↔NH3↑ Доносит сведения до учащихся 1 уровень 1) Аммиак хорошо растворяется в воде.  2) Раствор аммиака в воде называют аммиачной  водой или нашатырным спиртом.  3) Под действием аммиака влажная  фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на  бесцветную.  4) При взаимодействии аммиака с  концентрированной соляной кислотой образуется  вещество в виде клубов белого дыма, называемого  хлоридом аммония.  5) Аммиак в реакциях проявляет восстановительные  свойства. 2 уровень 1)Молекула аммиака имеет неподелённую  электронную пару: А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять. 2) Какое вещество является восстановителем в  Рассказ  Самостоятельная работа 8 3) Под действием аммиака влажная фенолфталеиновая  бумажка меняет свою окраску на ________________.  4) При взаимодействии аммиака с концентрированной  соляной кислотой образуется вещество в виде клубов  белого дыма, называемого _______________.  5) Аммиак в реакциях проявляет ______________  свойства. реакции NH3 + O2 –> N2 + H2O А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода 3) Аммиак не взаимодействует с: А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В.  Гидроксидом натрия Г. Водой 4) Установите соответствие: 2 уровень 1)Молекула аммиака имеет неподелённую электронную  пару: А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять. 2) Какое вещество является восстановителем в реакции NH3 + O2 –> N2 + H2O А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода 3) Аммиак не взаимодействует с: А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой 4) Установите соответствие: Свойства азота 1. Реакции, связанные с  изменением степени окисления азота. 2. Реакции, связанные с  образованием ковалентной  связи по донорно­ акцепторному механизму. 1­А,Г; 2­Б,В. Карточки сдают учителю. Химические  уравнения  реакций А. NH3 + H2O <– > NH4OH  Б. 2NH3 <–> N2 + 3H2  В. 4NH3 + 3O2 =  2N2 +6H2O  Г. NH3 + HCl =  NH4Cl Свойства азота 1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота. 2. Реакции, связанные с  Химические  уравнения  реакций А. NH3 + H2O <–>  NH4OH  Б. 2NH3 <–> N2 + 9 образованием ковалентной связи по донорно­акцепторному механизму. Карточки сдаются учителю. 3H2  В. 4NH3 + 3O2 =  2N2 +6H2O  Рефлексия прием «ассоциация» со словом «АММИАК»  (слайд 10) III Заключительный этап  Подводят итоги работы на уроке Домашнее задание § 29, упр. 7, 8, 10 (слайд 11). Записывают дом. задание в дневник

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"

Конспект урока "Аммиак"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017