Конспект урока по истории на тему "Рабство в Древнем Риме" (5 класс, история)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Рабство в Древнем Риме" - комбинированный. Цель урока - познакомиться с положением рабов в Древнем Риме. В ходе урока обучающиеся выясняют источники рабства в Древнем Риме, проводят сравнение с Древней Грецией. В ходе работы с текстом учебника обучающиеся находят доказательства, что все богатство Рима - результат труда рабов.
Иконка файла материала Урок 4. Рабство в Древнем Риме.docx
Тема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в Древнем Риме. Конспект урока. Цель урока: познакомиться с положением рабов в Древнем Риме. 1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку. 2. Актуализация изученного. 1.Назовите   причины   разорения   римских   крестьян.   Как   вы   думаете,   какая   из   них   была основной? 2. Расскажите о деятельности братьев Гракхов. Могла ли она закончиться успешно? 3.Мотивационно­целеполагающий. Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. Совершим   путешествие   по   Риму. В какой бы уголок Рима мы не заглянули, везде мы встретим этих людей: Он родился свободным Под отеческим кровом.  Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен Никогда не увидит Он отчизны просторы. Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Какова тема нашего урока? Слайд 1. Тема урока: Рабство в Древнем Риме. (Запись в тетрадь). Кто такие рабы? Что вы о них знаете на примере истории изученных стран Востока или Древней Греции? (высказывания учащихся) Какова цель нашего урока? Слайд 2. Цель урока: познакомиться с положением рабов в Древнем Риме. Слайд 3. План: 1. Источники рабства в Древнем Риме. 2. Положение рабов. 3. Занятия рабов. 4. Восстание Спартака. Слайд 4. Источники рабства в Древнем Риме. Задание: Прочитайте 1 пункт § 52 стр.134, определите источники древнеримского рабства.  Проверка выполнения задания:   Источники рабства в Древнем Риме Военнопленные  Пиратство Не уплатившие налоги жители провинций Был ещё один источник рабства, о котором не сказано в учебнике. Предположите, какой?  (Высказывания учащихся).  Дополнение схемы  Дети рабов История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в Древнем Риме. Определите ещё один источник рабства: «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мого вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Дополнение схемы  Долги Чем   отличаются   источники   римского   рабства   от,   например,   источников   рабства   в   Греции? (налоговые должники из провинций). Слайд 5. Положение рабов. Однажды   один   римский   оратор   на   заседании   Сената,   восхваляя   порядки   Рима,   закончил   речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели».  Задание: прочитайте 2 пункт , стр. 134. Можно ли согласиться с сенатором? Учитель выслушивает мнение учащихся. На основании ваших выводов сформулируйте определения понятий «раб», «рабовладелец». Слайд 6. Проверка выполнения задания. Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – собственник, хозяин раба. Слайд 7­ 11. Занятия рабов. Несмотря на то, что с т.зр. рабовладельцев рабы – не люди, а только «говорящие орудия труда», именно ими на рубеже  II  –  I  вв до н.э. было создано все богатство Рима. Жизнь замерла бы без рабского труда. Задание: проанализируйте иллюстрации, определите занятия рабов в Древнем Риме. Занятия рабов: 1. Сельское хозяйство 2. Строительство дорог 3. Каменоломни 6. 7. Слайд 12. Особое положение среди римских рабов занимали гладиаторы. Эти рабы были особо дороги, т.к. на их подготовку тратились колоссальные деньги, а во время боев многие из них погибали, не успев отработать затраченные на них средства. Римляне очень любили зрелища с гладиаторскими боями. (Просмотр видеофрагмента «Гладиатор»). 4. Прислуживание в домах знати 5. Бои гладиаторов 8. 9. Слайд 13. Восстание Спартака. 10. Рабы боролись против своих хозяев, используя разные методы. Формы борьбы: 11. Бегство от господ  12. Порча орудий труда 15. 16. Слайд 14.   В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторской школ в Капуе, что на юге Италии произошло восстание рабов под предводительством Спартака. 70 человек, вооружившись ножами,   перебили   охрану   и   вырвались   на   свободу.   Они   решили   найти   прибежище   на Везувии, вулкане близь Капуи. 13. Отказ от работы 14. Вооруженные восстания 17. В   лагерь   восставших   сбегались   рабы   с   соседних   вил.   Под   командованием   Спартака собралось войско численностью 70 тыс. человек.  18. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в Древнем Риме. 19. Слайд 15.Против армии Спартака Сенат Рима отправил 8 легионов под командованием Марка   Красса.   В   71   г   до   н.э.   состоялось   решающее   сражение.   Красс   одержал   победу, Спартак был убит.  20. 21. Слайд   16.   Восстание   было   подавлено.   Захваченные   в   плен   соратники   Спартака   были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги. 22. Был   ли   у   Спартака   и   восставших   рабов   шанс   на   победу?   (выслушивает   высказывания учащихся). Вспомним слова сенатора о римском обществе: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели». Вы согласны с ним? 23. 24. Слайд 17. Домашнее задание: § 52 25. 26. 27. История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.Вилючинск28. 29. 30.