Урок "Рабство в Древнем Риме" - комбинированный. Цель урока - познакомиться с положением рабов в Древнем Риме. В ходе урока обучающиеся выясняют источники рабства в Древнем Риме, проводят сравнение с Древней Грецией. В ходе работы с текстом учебника обучающиеся находят доказательства, что все богатство Рима - результат труда рабов.
Тема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в
Древнем Риме.
Конспект урока.
Цель урока: познакомиться с положением рабов в Древнем Риме.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку.
2. Актуализация изученного.
1.Назовите причины разорения римских крестьян. Как вы думаете, какая из них была
основной?
2. Расскажите о деятельности братьев Гракхов. Могла ли она закончиться успешно?
3.Мотивационноцелеполагающий.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. Совершим путешествие по Риму.
В какой бы уголок Рима мы не заглянули, везде мы встретим этих людей:
Он родился свободным
Под отеческим кровом.
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен
Никогда не увидит
Он отчизны просторы.
Так о ком идёт речь в стихах? (о рабах). Какова тема нашего урока?
Слайд 1. Тема урока: Рабство в Древнем Риме. (Запись в тетрадь).
Кто такие рабы? Что вы о них знаете на примере истории изученных стран Востока или Древней
Греции? (высказывания учащихся)
Какова цель нашего урока?
Слайд 2. Цель урока: познакомиться с положением рабов в Древнем Риме.
Слайд 3. План:
1. Источники рабства в Древнем Риме.
2. Положение рабов.
3. Занятия рабов.
4. Восстание Спартака.
Слайд 4. Источники рабства в Древнем Риме.
Задание: Прочитайте 1 пункт § 52 стр.134, определите источники древнеримского рабства.
Проверка выполнения задания:
Источники рабства в Древнем Риме
Военнопленные
Пиратство
Не уплатившие налоги
жители провинций
Был ещё один источник рабства, о котором не сказано в учебнике. Предположите, какой?
(Высказывания учащихся).
Дополнение схемы
Дети рабов
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в
Древнем Риме.
Определите ещё один источник рабства: «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в
долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и
бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. И если такой
несчастный снова не мого вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в
рабство.
Дополнение схемы
Долги
Чем отличаются источники римского рабства от, например, источников рабства в Греции?
(налоговые должники из провинций).
Слайд 5. Положение рабов.
Однажды один римский оратор на заседании Сената, восхваляя порядки Рима, закончил речь
словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы
справедливости и добродетели».
Задание: прочитайте 2 пункт , стр. 134. Можно ли согласиться с сенатором?
Учитель выслушивает мнение учащихся. На основании ваших выводов сформулируйте определения
понятий «раб», «рабовладелец».
Слайд 6. Проверка выполнения задания.
Раб – это человек, лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин раба.
Слайд 7 11. Занятия рабов.
Несмотря на то, что с т.зр. рабовладельцев рабы – не люди, а только «говорящие орудия труда»,
именно ими на рубеже II – I вв до н.э. было создано все богатство Рима. Жизнь замерла бы без
рабского труда.
Задание: проанализируйте иллюстрации, определите занятия рабов в Древнем Риме.
Занятия рабов:
1. Сельское хозяйство
2. Строительство дорог
3. Каменоломни
6.
7. Слайд 12. Особое положение среди римских рабов занимали гладиаторы. Эти рабы были
особо дороги, т.к. на их подготовку тратились колоссальные деньги, а во время боев многие
из них погибали, не успев отработать затраченные на них средства. Римляне очень любили
зрелища с гладиаторскими боями. (Просмотр видеофрагмента «Гладиатор»).
4. Прислуживание в домах знати
5. Бои гладиаторов
8.
9. Слайд 13. Восстание Спартака.
10. Рабы боролись против своих хозяев, используя разные методы. Формы борьбы:
11. Бегство от господ
12. Порча орудий труда
15.
16. Слайд 14. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторской школ в Капуе, что на юге Италии
произошло восстание рабов под предводительством Спартака. 70 человек, вооружившись
ножами, перебили охрану и вырвались на свободу. Они решили найти прибежище на
Везувии, вулкане близь Капуи.
13. Отказ от работы
14. Вооруженные восстания
17. В лагерь восставших сбегались рабы с соседних вил. Под командованием Спартака
собралось войско численностью 70 тыс. человек.
18.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.ВилючинскТема 2. Римская республика. Урок 4. Рабство в
Древнем Риме.
19. Слайд 15.Против армии Спартака Сенат Рима отправил 8 легионов под командованием
Марка Красса. В 71 г до н.э. состоялось решающее сражение. Красс одержал победу,
Спартак был убит.
20.
21. Слайд 16. Восстание было подавлено. Захваченные в плен соратники Спартака были
распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги.
22. Был ли у Спартака и восставших рабов шанс на победу? (выслушивает высказывания
учащихся). Вспомним слова сенатора о римском обществе: «Нет ничего совершеннее, чем
наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели».
Вы согласны с ним?
23.
24. Слайд 17. Домашнее задание: § 52
25.
26.
27.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1. Г.Вилючинск28.
29.
30.