Урок "Земельные реформы братьев Гракхов" - урок открытия новых знаний. Его цель - дать характеристику деятельности братьев Гракхов. В ходе урока обучающиеся на основе дополнительного материала выясняют причины разорения крестьян в Риме, Выводы оформляют в схеме. Обучающиеся знакомятся с судьбой братьев Гракхов, результатами их государственной деятельности. В конце урока организуется обсуждение вопроса, могли ли победить реформы Гракхов?Конспект урока "Земельные реформы братьев Гракхов" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.
Тема 2. Римская республика. Урок 3. Земельные
реформы братьев Гракхов.
Конспект урока.
Цели: дать характеристику деятельности братьев Гракхов.
Задачи:
Характеризовать причины разорения крестьян в Риме
Воспитывать интерес к истории
Развивать умение решать познавательные задачи при работе с текстом учебника
Планируемые результаты:
Предметные: выявлять закономерности исторических событий; датировать события, определять их
последовательность и длительность
Метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать
друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответсвии с задачами и
условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать
определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обощать факты и явления;
строить логические цепочки рассуждений; объяснять историчесие явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; овладеть методом решения
проблемных задач.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к
Ход урока:
1.
уроку.
державой).
Мотивационноцелевой этап.
2.
Каковы итоги Пунических войн, захвата Македонии и Греции для Рима? (Рим стал мировой
Как вы думаете, как изменилось положение основного населения Рима в результате этих
завоеваний? (выслушивает предположения учащихся). Обобщает высказывания: пока римляне
завоевывали Италию, крестьяне были довольны, т.к. при дележе земель они получали свою долю, но
заморские походы приводили к их разорению.
Как повлияла возросшая мощь Рима на взаимоотношения власти и общества? (Ответ: в Риме
процветали взяточничество, подкуп, присвоение казенных денег).
Но не все чиновники были взяточниками и казнокрадами, ещё оставались люди, понимавшие
необходимость перемен. Вот о таких людях мы будем говорить сегодня на уроке.
Слайд 1. Тема урока: Земельные реформы братьев Гракхов. Запись темы в тетради.
Какова цель нашего урока? (выслушивает предположения учащихся).
Слайд 2. Обобщает ответы, знакомит учащихся с целью урока: дать характеристику деятельности
братьев Гракхов.
Слайд 3. План урока:
1. Причины разорения воинов – земледельцев.
2. Земельный закон Тиберия Гракха.
3. Деятельность Гая Гракха.
4. Итоги деятельности народных трибунов.
Слайд 4. Причины разорения воинов – земледельцев.
Организация работы с дополнительным материалом. (Приложение 1).
Задание: проанализируйте дополнительный материал, заполните схему.
Причины
разорения
крестьян в
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск.
РимеТема 2. Римская республика. Урок 3. Земельные
реформы братьев Гракхов.
Причины
разорения
крестьян в
Риме
Слайд 5. Проверка выполнения задания.
е
Длительны
Дорогосто
заморские
ящие
походы
обработка
земли им
выпас
скота
Отсутствие
Массовой
рынка
сбыта
приток
товаров
дешевой
крестьян
рабочей
силы
(рабов)
Большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям крестьян. Защитить
интересы плебеев могли только трибуны.
Слайд 6. Вспомните, кто такие трибуны? (трибуны – должностные лица плебеев).
Какими правами они обладали?
Трибуны:
Защищали права плебеев от патрициев
Собирали народные собрания плебеев
Обладали личной неприкосновенностью
Обладали правом вето – запрет на решения консулов или сената.
Братья Гракхи решили стать народными трибунами.
Слайд 7. Познакомьтесь с предложениями Тиберия. Комментарии к слайду.
Подумайте, как отреагировал Сенат на предложения трибуна?
Слайд 8. Сенат отверг предложения Тиберия. Но сделал это очень хитро, сенаторы
воспользовались правом вето, которым обладали трибуны. Они уговорили трибуна Октавиана
воспользоваться вето и провалили принятие закона.
Слайд 9. В Риме начались беспорядки. Тиберий Гракх был убит. Эти события стали началом
длительного периода гражданских войн.
Запись в тетрадь: Гражданская война – вооруженное противостояние внутри государства.
Слайд 10. 3 Деятельность Гая Гракха.
Спустя 10 лет Гай Гракх стал трибуном и продолжил дело старшего брата.
Слайд 11. Комментарии к схеме «Реформы Гая Гракха».
Закон, по которому хлеб для римских бедняков продавался по самым низким ценам.
Продолжение земельного передела, начатого Тиберием Гракхом.
Облегчение трудностей военной службы для бедных граждан.
Организация колоний как в Италии, так и за её пределами.
Слайд 12. Гай Гракх, также как и его старший брат, был неугоден сенаторамбогачам. Желая
остановить реформы, Сенат ввел в Рим войска. Гай Гракх был убит.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск.Тема 2. Римская республика. Урок 3. Земельные
реформы братьев Гракхов.
Слайд 13. 4. Итоги деятельности народных трибунов.
Богатые римляне одержали верх.
Они снова стали скупать землю у бедняков.
Разорение земледельцев Италии продолжилось.
Слайд 14.
1. Главными причинами гражданских войн в Риме стали противоречия богатых и бедных.
2. Земельный закон Тиберия Гракха предусматривал передел земли. Но Тиберий поплатился за
это жизнью.
3. Реформы Гая Гракха были продолжением преобразований Тиберия. Но богатые римляне
расправились с Гаем и его сторонниками.
4. Реформы Гракхов показали римскому обществу те проблемы, решение которых стало
необходимостью.
Подумайте, могли реформы братьев победить?
Слайд 15. Домашнее задание: § 51, вопросы и задания стр. 133.
История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск.