Урок исследование. Проводится в форме лабораторного занятия. Используются приемы из технологии "Развития критического мышления"В группах решаются проблемные задачи. Для этого используются рабочие листы с поставленной проблемой.
В качестве рефлексии используются листы самооценки определенными критериями. Для закрепления даны тесты.Таким образом формируется процесс становления Советской власти.Урок исследование. Проводится в форме лабораторного занятия. Используются приемы из технологии "Развития критического мышления"В группах решаются проблемные задачи. Для этого используются рабочие листы с поставленной проблемой.
В качестве рефлексии используются листы самооценки определенными критериями. Для закрепления даны тесты.Таким образом формируется процесс становления Советской власти.
Урокисследование по теме "Становление Советской власти"
Цель:
сформировать представление о процессе становления Советской власти, о методах
решения проблем, о первых декретах Советской власти ;
развить умения работать в группе, высказывать оценочные суждения ,анализировать
документальные источники, решать проблемные задачи ;
способствовать формированию умения адекватной самооценки работы на уроке,
толерантного мышления
Оборудование и материалы: учебник Загладин Н.Б. "История Отечества ХХ век",
электронный, рабочие листы, критерии самооценки, таблички для фиксирования проблем
Тип урока: урокисследование, урок объяснения новой темы
Вид урока: лабораторное занятие
Ход урока
I. Организационный момент
1. Разбивка на группы и характеристика их деятельности
1я группа представляет интересы рабочих
2я группа представляет интересы крестьян
3я группа представляет интересы буржуазии
4я группа представляет интересы интеллигенции
2. Знакомство с содержанием рабочих листов (в первой графе учся обозначают свои
предположения по обсуждаемым проблемам, а во второй констатируют факты)
II.
Актуализация
Разминка (ролевая игра "утро .Осень 1917год " (в диалогах учся представители разных
сословий, они должны показать волнующие их проблемы )
Анализируя диалоги выделить проблемы ,которые необходимо решить (фиксируем их на
доске)
Учся в рабочих листах записывают предположения о методах и способах их решения
III. Формирование знаний и умений
1. Россия осенью 1917 года (Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и
солдатских депутатов )
Рассказ учителя.
Вывод:
Временное правительство пытается овладеть
Учся делают вывод о
сложившейся ситуации
записывают предположения
о дальнейших событиях
политической ситуацией
1 сентября Россия объявлена республикой
Члены правительства требовали решительных мер, но
распоряжения министрапредседателя на местах не
выполняются
Просмотр фрагмента из диска. Вывод: большевики приняли
курс на вооруженное восстание с целью захвата власти
2. Вооруженное восстание
фиксируют факты в
рабочих листах
Просмотр фрагмента из диска
фиксируют факты в рабочих листах
вместе с учся выполняем тест
3. Первые декреты
Декрет о мире
Декрет о земле
Декрет о власти и декларация
прав народов России
(Рассказ учителя )
4. Судьба Учредительного собрания
Просмотр фрагмента из диска
фиксируют факты в рабочих листах
вместе с учся выполняем тест
работа с документальным источником (декрет о
земле ) ,выполнение теста
фиксируют факты в рабочих листах
Выводы: чтобы удержать власть в руках большевики созвали
Учредительное собрание, Учредительное собрание не поддержало
декреты Советской власти и произошел разгон собрания, аппозиция
была бессильна.
Просмотр фрагмента из
диска
фиксируют факты
в рабочих листах
вместе с учся
делаем выводы
IV.
Закрепление
1. Используя прием "6 шляп критического мышления "анализируем события
1группа представляет позицию "белой шляпы " (констатируют события по цепочке,
используя таблицу в тетради)
2группа представляет позицию "красной шляпы " (констатируют самые яркие события
по изученной теме по цепочке ,используя таблицу в тетради)
3группа представляет позицию "черной шляпы " (констатируют самые негативные
события изученной темы по цепочке ,используя таблицу в тетради)
4группа представляет позицию " зеленой шляпы " (предполагают альтернативное
развитие событий)
2. Решение проблемных задач в группах (резервное задание )V. Домашнее задание:
п . 10, найти в Интернете современные оценки событий октября 1917 года, написать эссе на
согласие или опровержение этой точки зрения
Приложение 1
Рабочий лист№1
Фамилия ______________________________
№ группы______________________________
Рассуждения с позиции ____________________
Представляю интересы __________________________
Я предполагаю…..
Осенью 1917г. события будут развиваться
следующим образом….
факты
9сентября 1917
10 октября 1917г
12 октября 1917г
24 октября 1917г
в ночь с 25 на 26
октября 1917г
Самое важное в Декрете о мире
Самое важное в Декрете о земле
Самое важное в Декрете о власти
Самое важное в Декларации прав народов России
Проблема. Партия большевиков ,будучи правящей ,обеспечила созыв Учредительного собрания
и позволила ей какоето время существовать параллельно с Советами. Почему?
Рабочий лист№2
Фамилия _______________________________
№ группы______________________________
Рассуждения с позиции ____________________
Представляю интересы __________________________
Я предполагаю…..
Осенью 1917г. события будут развиваться
следующим образом….
факты9сентября 1917
10 октября 1917г
12 октября 1917г
24 октября 1917г
в ночь с 25 на 26
октября 1917г
Самое важное в Декрете о мире
Самое важное в Декрете о земле
Самое важное в Декрете о власти
Самое важное в Декларации прав народов России
Проблема. На выборах в Учредительное собрание большевики набрали более 9 млн. голосов ,а
эсеры более 17 млн. .НО при таком соотношении сил правящей партией стала партия
большевиков . Почему?
Критерии самооценки
критерии
баллы
Моя оценка
Оценка
учителя
1.мои предположения совпали с
историческими фактами
2.Я был внимателен (при рассказе
учителя, товарищей , при
просмотре видео сюжетов
3. Я всё понял
4.Я смог ответить на вопросы
5. Я был активен на уроке
1 б
1б
1б
1б
1б
Поблема. Большевики не были уверены в победе на выборах в Учредительное собрание .Ленин
писал, что Учредительное собрание « будет не с нами».НО
в революции под лозунгом скорейшего созыва Учредительного собрания . Почему?
Проблема. Официально большевики участвовали в революции под лозунгом скорейшего созыва
Учредительного собрания ,участвовали в выборах .НО Учредительное собрание было в конечном
счёте разогнано именно большевиками . Почему?
Проблема. Партия большевиков ,будучи правящей ,обеспечила созыв Учредительного собрания
и позволила ей какоето время существовать параллельно с Советами. Почему?
официально большевики участвовалиТесты к уроку "Становление Советской власти "
Основные положения Декрета о мире
а ) отмена тайной дипломатии
б ) подписание сепаратного мира между Россией и Германией
в ) провозглашение политики продолжения войны до заключения всеобщего справедливого
демократичного мира
г ) предложение всем воюющим странам и их правительствам заключить демократический мир
без аннексий и контрибуций
д ) роспуск армии
Основные положения Декрета о земле
а ) отмена общинной собственности на землю
б ) национализация земли
в ) конфискация помещичьих земель
г ) передача земли крестьянам за выкуп
д ) отмена частной собственности на землю
е ) введение уравнительного крестьянского землепользования с периодическими переделами
земли
Итоги выборов в Учредительное собрание
большевики—
эсеры—
меньшевики—
кадеты—