Конспект урока по истории. Тема: "Принятие христианства на Руси" (6 класс)
Оценка 4.6
Иллюстрации +1
docx
искусство +2
6 кл
05.06.2017
Урок для 6 класса по истории России.
Цель:
• формирование представлений о противоречивости процесса христианизации Руси через анализ картины как источника исторической информации.
Задачи:
• выполнить многоуровневый анализ (по Е.Е.Вяземскому) художественной картины Евгения Штрыкова «Попрание древнерусских богов».
• определить значение принятия христианства для Руси;
• рассмотреть противоречия христианизации;
• выявить причины принятия христианства;
Конспект урока.docx
1.
2.
Конспект урока. 6 класс. Принятие христианства на Руси
Тема: Принятие христианства на Руси.
«Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть»
Конфуций
6 класс.
Цель:
формирование представлений о противоречивости процесса
христианизации Руси через анализ картины как источника исторической
информации.
Задачи:
выполнить многоуровневый анализ художественной картины Евгения
Штрыкова «Попрание древнерусских богов».
определить значение принятия христианства для Руси;
рассмотреть противоречия христианизации;
выявить причины принятия христианства;
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
(Тестирование)
1.Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские
и киевские земли:
А) Олег; Б) Ольга; В) Игорь; Г) Святослав.
2.Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году:
А) Аскольд; Б) Рюрик; В) Олег; Г) Игорь; Д) Кий.
3. С именем какого князя связано образование государства Киевская Русь:
А) Игоря Б) Рюрика В) Святослава Г) Олега.
4. Кто из князей, собираясь в военный поход говорил: “иду на Вы”:
А) Игорь; Б) Олег; В) Святослав; Г) Рюрик.
5.Соотнести имена первых русских князей с заключенными договорами с
Византией;
Олег; А) договор 944 года;
Игорь; Б) договор 911 года.
6. Что такое "уроки" в Древней Руси?
А) установленные размеры дани; Б) доля дани, причитавшаяся дружине; В)
места сбора дани
7.Кто из указанных князей (княгинь) был христианином (христианкой):
А) Ольга; Б) Святослав; В) Игорь; Г) Олег
8. Дайте определение термину «погосты»
9. Назовите год и событие, о котором повествует отрывок из «Повести
временных лет»:
«…Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить
и владеть нами.». ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
Во что верили славяне? Как называлась эта вера? (Язычество)
Какие божества вам известны? (Перун, Мокошь, Стрибог…)
Помогало или мешало Владимиру то, что у разных племен были СВОИ
боги?
Какие задачи стояли перед Владимиром? (Объединить Русь)
С помощью чего он мог это сделать? (с помощью единой веры)
РАБОТА С КАРТОЙ
- Назовите соседей восточных славян. Покажите их на карте. ( Хазарский
каганат – иудаизм, Волжская Булгария – ислам, Польша – католичество,
Византия – православие).
- Давайте вспомним, какие религии установились в этих странах.
Итак, Владимиру предстояло выбрать какую религию ввести в Древней
Руси.
Первым прибыл посол от волжских булгар, принявших ислам. Но многие
запреты ислама показались Владимиру отвратительными. Немецких
католиков Владимир выслушал и сказал: “Идите обратно, отцы наши не
приняли веры от Папы”. Иудеев Владимир спросил, где их отечество. Они
ответили: “Наша родина – Иерусалим, но Бог рассеял иудеев по чужим
землям”. “И вы наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим,
подобно вам, лишиться своего отечества”, – сказал им Владимир.
Греческий философ рассказал Владимиру все содержание “Священного
писания и нарисовал картину “Страшного суда”.
Затем князь собрал бояр и старцев и сообщил о всех послах и их
предложениях. Бояре и старцы предложили князю отправить 10
благородных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что
скудны храмы, унылое моление и печальные лица мусульман произвели на
них плохое впечатление. Обряды немецких католиков показались
лишенными всякого величия и красоты. По поводу греческой веры сказали
так: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького,
так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Тем более княгиня Ольга
тоже приняла христианство.
Предположите, какая же ТЕМА нашего сегодняшнего урока. (Принятие
христианства на Руси)
Целью сегодняшнего урока будет рассмотреть противоречия процесса
христианизации Руси через анализ картины современного художника
Е.Штрыкова «Попрание древнерусских богов».
(СЛАЙД с картиной)
Вопросы:
Дайте свое название картины.
Сравните его с названием автора.
На какие основные части (три) можно разбить картину. Дайте названия
частям.
Какие эмоции выражают люди? (работа идет по выделенным группам)
Какое общее настроение картины?
На картине идола опрокидывают не войско князя, а народ. Что хотел
сказать нам этим автор?
Почему идола тащат в воду?
Каков был характер крещения Русии?
Вывод: Процесс христианизации Руси был достаточно противоречив. С
одной стороны, были те, кто не желал принимать христианство, отказавшись от своих языческих верований, с другой, были и те, кто
принимал новую веру.
Это событие произошло в 988 году. (записать в тетрадь)
Причины принятия христианства:
Необходимость объединения племен
Оправдание социального неравенства
Повышение международного авторитета Руси
Вопросы к картине:
Чем можно объяснить живучесть языческих верований?
На чьей стороне автор картины?
Где автор изобразил себя на картине?
Может ли картина Е.Штрыкова быть историческим источником?
Какие у вас вопросы возникли к автору?
Как вы думаете, что хотел сказать автор картины своим потомкам?
Давайте подумаем, что же дало принятие христианства Руси.
Значение:
Расширение международных связей
Укрепление княжеской власти
Распространение грамотности, развитие письменности
Развитие живописи, архитектуры, ремесла.
скачать презентацию можно по ссылке https://yadi.sk/i/NRXcu-6V3CYiHr
Конспект урока по истории. Тема: "Принятие христианства на Руси" (6 класс)
Конспект урока по истории. Тема: "Принятие христианства на Руси" (6 класс)
Конспект урока по истории. Тема: "Принятие христианства на Руси" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.