Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Оценка 5
Работа в классе
docx
история
10 кл
16.04.2018
Конспект повторения и обобщения "Эпоха Петра" для учащихся 10 класса включает задания на знание терминов, событий, личности Петра Великого. Кто для нас Петр 1 - реформатор или губитель русских традиций? Чем отличается Петр Романов от других правителей? как оценивают Петра 1 такие историки как С.М. Соловьев, И.С. Аксаков, В.О. Ключевский ? Задания даны в интересной для учащихся форме.Урок повторения и обобщения по истории в 10 классе "Эпоха Петра 1".
ЭПОХА ПЕТРА 1 Белозерова МВ.docx
Урок истории в 10 классе
Тема: «Эпоха Петра 1»
Урок повторения и обобщения
Цель урока:
рассмотреть историческую личность на примере Петра 1 – правителя и реформатора,
оценить масштаб личности самого царя, понять значение реформ Петра I, показать
взаимосвязанность его внешней, внутренней политики, показать отношение современников
и историков к деятельности Петра I.
Задачи урока:
повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
способствовать развитию логического мышления при решении познавательных
задач;
пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета;
воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего
Отечества, культуру и традиции своего народа.
развивать у учащихся, умение анализировать, аргументировано доказывать и
отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, учиться грамотно
вести дискуссию и работать сообща;
формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и
явлений, умения работать с историческими документами, источниками.
Дата: 11.04.2018г.
Присутствовало: 9 чел.
Тип урока урок повторения и обобщения.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная,
самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в
MS Power Point, источники.
Эдмунд Берк однажды сказал: «Те, кто не знает истории, обречены
повторять ошибки прошлого».
I.Вводная часть. Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
II.Основная часть.
Этот урок является повторительнообобщающим и будет последним в
системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников). Да,
вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (понятия,
хронологию, факты). И ответить на вопрос: Какое историческое значение
имели преобразования Петра Великого?
Мотивация
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Гигантский монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь
тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта
памятника являются скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер и архитектор Виктор
Гартман. Памятник находится в новгородском кремле, напротив Софийского собора. По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» эмблему
самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шарадержавы на
колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных
символа российской и новгородской истории – атрибут власти царясамодержца и вечевой
колокол.
Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.
1. Первый из них – князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
2. Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988989 гг.
3. Святой Великий князь Дмитрий Донской – символ освобождения от татаро
монгольского ига 1380 года.
4. Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских
земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
5. Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение
Смутного времени и начало правление династии Романовых.
6.
Петр I.
Вопрос: Подумайте, почему авторы поместили фигуру Петра1 в средний ярус?
Какую эпоху олицетворяет образ правителя?
Ответ: Эпоху основания Российской империи.
Учитель. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от
того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей
оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного
деятеля.
На протяжении более 300 лет историки спорят о том, как оценивать личность
Петра 1 и проведенные им преобразования.
В начале урока мы сформулируем проблемный вопрос. Кто для нас Петр 1:
великий реформатор или деспот? ( Петр реформатор или губитель русских
традиций и т.д. учся называют).
Класс делится на три группы.
1 ЗАДАНИЕ: В чем необычность Петра? Чем он отличается от других
правителей?
Приведите примеры необычности.
Очень высокий – три аршины ростом, целой головой выше любой толпы. Не
получив систематического образования в детстве, стал первым российским
энциклопедистом: овладел многими науками и ремеслами, был законотворцем,
полководцем и флотоводцем, дипломатом, писателем, историком, географом,
картографом, плотником, токарем. Не терпел пышных церемоний, свиты,
официальных нарядов. Обычная прислуга царя состояла из 1012 молодых
дворян, незнатного происхождения. Не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях. Равнодушен был к пище, ел быстро. Торопливость была его привычкой.
Был верующим, но к обрядности относился равнодушно. Петр лично водил
солдат в атаку. Командовал бомбардирской ротой под именем Петра Алексеева,
а во время Великого посольства под именем урядника волонтера Петра
Михайлова. 32 года провел в войнах из 52 лет жизни. Плотничал на верфях.
Любил физический труд. В совершенстве знал 14 ремесел.
2 ЗАДАНИЕ: Работа с текстами в группах, по заданиям: подумайте,
какими фактами можно подтвердить данные цитаты, выскажите свое
мнение. (23 мин)
Историки о Петре I:
"... Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен
русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился
народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями
он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным,
сумел вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную
миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до
сей поры. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное
право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь
большего значения в истории цивилизации. Этим человеком был Петр".
(Сергей Михайлович Соловьев) 1) На основе текста документа изложите
отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2) Что привлекает историка в личности Петра I?
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему
насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и
напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать
народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай,
нравы, самый язык все было искажено, изуродовано, изувечено". (Иван
Сергеевич Аксаков)
1) В чем суть позиции И.С. Аксакова?
2) Что привлекает историка в личности Петра I?
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и
деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди
соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и
служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
2) Что привлекает историков в личности Петра I? 3 ЗАДАНИЕ:
Учитель: Эпоха Петра Великого – время преобразований, охвативших все
сферы жизни страны, в основе которых лежали его энергия, ум и воля. Петр
оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского
государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку
был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей
мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своем и чужом. Реформы
Петра 1 вывели Россию в ранг европейских государств, на новый этап
развития. Но какой ценой?
А сейчас мы свами будем выявлять положительное и отрицательное влияние
реформ:
У вас на столах рабочий лист, в течение 23 минут запишите + и – реформ.
+ петровских реформ петровских реформ
1.Проведенные Петром I
1.Четкая структура государственного
управления
административные реформы привели к
увеличению различных должностных
2.Была введена «Табель о рангах».
преступлений.
знатность рода сама по себе, без службы,
ничего не значит
2.Все преобразования в стране, в т.ч.
Северная война, ухудшали
3. Рост крупной мануфактурной
экономическое положение населения,
промышленности и появились новые виды
мануфактур.
поскольку требовали огромных
материальных расходов
4. При Петре I заметно шагнула вперед
3. Вводились многочисленные налоги,
торговля (внутренняя и внешняя)
5.Строились новые заводы.
прямые и косвенные
4.Реформы Петра I привели к усилению
6.Россия начала продавать металл
крепостного права.
Европе.
5.Большое количество народных
7.Создание новой армии.
8. Строительство флота военного и
выступлений (Астраханское восстание,
восстание К. Булавина, Восстание в
торгового.
Башкирии)
9. Строительство СанктПетербурга,
который стал столицей России.
6. Огромное количество следствий и
жестоких казней.
10.Царь Петр I провозгласил принцип
7.Погибло огромное количество людей.
веротерпимости в государстве
11.Петр I с большим вниманием
7.Запретил каменное строительство по
всей России, кроме Петербурга
относился к образованию и науке. открыл
8.30 000 человек умерло при
школы и училища в Москве и в
Петербурге: морское, инженерное
строительстве города.
9.Царь посягнул на самое светлое, что
училища, артиллерийскую школу.
есть на Руси – на церковь. Петр повелел
12.По приказу Петра началось издание
первой в России печатной газеты
снять колокола с церквей, т.к. не хватала
металла на оружие для армии, до 30
13.1708 году он провел реформу
русского алфавита, значительно упростив
тысяч пудов колокольной меди было его.
14. . В1719 году Петр основал первый в
стране музейКунсткамеру, 28 января
1724 года Петр I издал указ об
учреждении в России Императорской
Академии наук.
15.Петр сам занимался любой работой и
лично принимал участие во всех
начинаниях.
16.При Петре I Россия стала
могущественной европейской державой
свезено тогда в Москву
10. В 1721 г. патриаршество было
ликвидировано, запрещалось создание
новых монастырей, ограничивалось число
монахов в существующих монастырях.
11. Царь Петр дозволил старообрядцам
открыто жить в городах и селениях, но
обложил их двойным налогом, как
прямыми так и косвенными.
12. Насильственные методы проведения
реформ.
13. Петровская «европеизация» положила
начало глубочайшему разрыву между
образом жизни народа и
привилегированных слоев
Обсуждение полученной таблицы: в каждой из реформ есть положительные и
отрицательные стороны. Например, создание регулярной армии и флота привели
к тому, что крестьян стали отрывать от земли на 25 лет. Выход к Балтийскому
морю, строительство каналов, строительство Петербурга привели к огромным
человеческим жертвам. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое
мнение (выслушиваются ответы учащихся)
Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было
применять столь радикальные меры?
Ученики высказывают свои точки зрения, делают вывод.
ЗАРЯДКА:
Вышли все в центр класса. Музыка «Минуэт». Учащиеся передвигаются,
когда музыка прекращается, учащиеся объединяются в группы, количество
зависит от ответа на вопрос.
Сколько личностей по имени Петр возглавляли Российский престол? (3)
Сколько жен было у Петра 1? (2 – Евдокия Лопухина и Екатерина)
В каком по счету месяце Петр ввел новый календарь? (1, январь 1700г)
Сколько было детей у Петра 1? ( 4 Алексей Петрович, Пётр
Петрович, Елизавета Петровна, Анна Петровна)
В каком месяце умер Петр 1? (2 – феврале)
4 ЗАДАНИЕ. Народные потрясения. Перед вами 5 выступлений XVIII
века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить
устно) (3мин)
1. Астраханское восстание(17051706гг)
2. Восстание Кондратия Булавина(17071708гг)
3. Башкирское восстание(17051711гг)
4. Восстание Степана Разина(16701671гг)
5. Выступление раскольников 6. Выступление «работных людей»
Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные
– это выступления XVIII века.
А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в
тексте были допущены ошибки.
5. Задание. Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. (3мин)
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за
введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды
и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и
священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить
западноевропейскую одежду.
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за
введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем)
было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду
западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не
брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую
одежду.
6. Задание. « Знаешь ли ты даты».(4 мин)
1682начало правления Петра
1696 второй Азовский поход: взятие Азова
16971698Великое посольство
1703 основание СанктПетербурга
1705 1706Астраханское восстание
1707 1708 восстание под предводительством К. А. Булавина
1708 сражение у деревни Лесной
1708 областная реформа: страна была разделена на 8 губерний
1709Полтавское сражение
1711 создан Сенат(высшее правительственное учреждение)
1711 Прутский поход
1714 Указ о единонаследии: поместье приравнивалось к вотчине.
1714Гангутское сражение
1714 открытие Кунсткамеры
1720 сражение у острова Гренгам
1721 Ништадский мир
1721 Пётр1 получил титул «Великого» и «Отца Отечества».
1721 создан Синод
1722 – Табель о рангах
1724Указ об учреждении Академии наук и художеств 7 Задание: Какие изменения произошли в нашей стране в результате
проведения экономических реформ? Для того, чтобы ответить на этот
вопрос, мы повторим основные понятия.
Но понятия оцениваются поразному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 –
синие. Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы.
Протекционизм
Меркантилизм
мануфактура
приписные крестьяне
посессионные крестьяне
подушная подать
Рекруты
коллегии
регулярная армия
Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами.
8.Задание. Вставьте в текст пропущенные имена и даты
(2мин)
После смерти в _____году царя ________новыми правителями
стали малолетние ________ и _________. Однако фактически власть
оказалась в руках их сестры ___________. В ______ году царевна
_________ была свергнута. В_________ году скончался ________ и
___________ стал единоличным правителем. Первым самостоятельным
деянием _________ стал поход в __________ году на Азов.
КЛЮЧ.
После смерти в 1682 году царя Фёдора новыми правителями стали
малолетние Иван и Пётр . Однако фактически власть оказалась в руках
их сестры Софьи . В 1689 году царевна Софья была свергнута. В 1696
году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем. Первым
самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.
9 ЗАДАНИЕ: Знаете ли вы(2мин)
1)В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка,
украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе
левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный
парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для
поклонов.)
2)Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а
девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены
ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на
голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со
временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
3)127 человек подписали смертный приговор царевичу Алексею и только
один и один приближённых Петра I не подписал его, мотивировав свой
отказ тем, что «рождён служить государю, а не кровь его судить!».
Назовите имя приближённого Петра I.
( Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев)
10 задание: “Схемы сражений”
Задание: Даются схемы сражений Северной войны: учащиеся должны
определить – что это за сражение.
№1
(сражение под Полтавой)
№2 (Сражение под Нарвой)
№3
( Сражение у деревни Лесной) Учитель: История не знает сослагательного наклонения. Петр Великий был и его
деяния велики. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он
выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед
нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу.
Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.
Наш урок я хотела бы закончить высказыванием историка М.П. Погодина,
который писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр
Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито
по фасону, данному Петром I … суть выткано на фабрике, которую завел он,
шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр
великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до
виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре
Великом. Место в системе европейских государств, управление,
судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища,
академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”.
Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда
приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей
основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот,
воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным
интересам и любовь к военному делу.
III. Заключительная часть.
Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России
был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науки и
культуры. В стране был сформирован дееспособный государственный аппарат.
При Петре I Россия получает широкое международное признание.
Мы видим, что в реформах Петра I была внутренняя логика. Эта логика
больше подчинена главной цели: выходу к Балтийскому морю, а стало быть,
победе в Великой Северной войне и созданию Российской империи.
Разрешение этой цели, победу в Северной войне Петр Великий считал
главным делом всей своей жизни.
За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет
любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и
ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его
памяти»
Рефлексия. По одному учащемуся каждой группы делают свои выводы по
поводу занятия. Достигнута ли цель урока? В это время остальные учащиеся
выражают свой эмоциональный настрой при помощи выбора цвета (красный –
положительное восприятие, зеленый – не оставил никаких впечатлений, синий
отрицательное восприятие). Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать эссе «Петр I – реформатор!»
Литература:
1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, «История России XVIII – XIX века», часть 2,
10 класс, М., «Русское слово», 2011г.;
2. В.О.Ключевский, «Русская истории», т.2, стр.277 288, М., «ОЛМА –
ПРЕСС», 2003г.;
3. Методическое пособие к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова, «История
РоссииXVIII – XIX веков», М., «Русское слово», 2012г.;
4. А.В. Игнатов, Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева,
В.А.Клокова, М.В.Пономарева, «Россия и мир», 10класс, «Новый дом»,
2010г.;
5. Контрольно – измерительные материалы, История России,10 класс, М.,
«Вако», 2010 г.;
6. Интернетресурсы:
1.http://ru.wikipedia.org
2. viol.narod.ru›history_ros/borobev_1_5.htm
3. istorija_rossii/p22.php
4. cribspublic.ru›russimper/29…politikarossipetr…
5. historykratko.com›pravleniepetra2
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Конспект урока по истории в 10 классе на тему "Эпоха Петра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.