Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)
Оценка 5

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
6 кл
29.03.2017
Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)
презентация к уроку
конспект урока.doc
Предмет всеобщая история (история средних веков)                                                                                                                                            Класс 6 Тема урока: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Тип урока: урок усвоения новых знаний            Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий:                                                                                                     Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Раскрывать значение понятий бедуины, ислам,Кааба, мусульманин, Коран, шариат,  кади, халиф, эмир. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Показывать на карте направления походов  и завоеваний арабов.  Характеризовать положение народов, входивших в Арабский халифат. Называть причины распада Арабского халифата.                                                Ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                Презентация «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад». Природа и население Аравии в средние века. Электронный ресурс. http: //wiki.iteach.ru/index.php Арабский халифат. Электронный ресурс.http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/69114 Педагогическая  технология: технология формирования понятий       Планируемые  результаты: предметные: имеют представление о возникновении, ценностях и особенностях ислама, характеризуют положение и особенности народов,  входивших в Арабский халифат; овладевают целостным представлением о различности пути отдельных народов как необходимой основой  миропонимания и познания современного общества. метапредметные:                                                                                                                                                                                                                               Познавательные: строят логические рассуждения в устной и письменной форме;  владеют умением работать с учебной информацией. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят монологические высказывания, умеют аргументировать  собственную позицию, принимать противоположную точку зрения. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата,  планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, преобразуют познавательную задачу в практическую, адекватно воспринимают  оценку учителя. личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют  уважение к вере, традициям других народов, проводят осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, осваивают  гуманистические традиции и ценности. Цели и задачи:  Охарактеризовать социально­политическое положение Аравии в VI­VII вв.;  определить основные вехи становления ислама;  рассмотреть ислам как одну из мировых религий;  подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата. ­ дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации; ­ выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке. ­ продолжить формирование умения работать с картой ­ познакомиться с новыми понятиями                                                                                                                                                                                                 Понятия и термины:   бедуины; Кааба, ислам, мусульманин, Коран, хиджра, паломничество, шариат, кади, халиф, эмир. Имена : Мухаммед, Харун–ар­Рашид Основные даты: 622 г. – переселение Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину 630 г. – образование арабского государства 750 г. –возникновение Багдадского халифата Основные этапы  организации  учебной  деятельности Организационный  этап. Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся 1­2 мин  Приветствует учащихся. Приветствуют учителя. Организуют своё место Актуализация  знаний. 3 мин. 20 мин Постановка  учебных задач.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся. Мы продолжаем наше путешествие по средневековью. В начале  занятия я  предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд, который  содержит понятия из уже изученных нами тем. Какое слово получилось по вертикали в выделенных клеточках? (Восток) Верно, Восток. Итак, сегодня мы ненадолго покинем средневековую  Европу в которой на осколках Римской империи возникают новые  государства, устанавливается феодальный строй и отправимся на  Ближний Восток, туда, где зародилась арабская цивилизация,  оказавшая и оказывающая огромное влияние на развитие европейских  стран. (Звучит музыка). В настоящее время существует более двух десятков арабских  государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной  Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII­VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство ­  Арабский халифат. Предлагаю вам как историкам сформулировать  вопросы на которые нам сегодня предстоит найти ответ. Запишите план занятия: 1.Природа и занятия населения Аравии. Разгадывают кроссворд. Формулируют вопросы. Первичное  усвоение новых  знаний. 2.Муххамед – основатель ислама. 3.Завоевания арабов и возникновение Арабского халифата. 4. Распад халифата Впервые названия «араб» упоминается в ассирийской надписи,  датированной 853г.до н.э.. Ассирийцы пишут об арабах, как о  племенах, возглавляемых царицами. Библия также неоднократно  упоминает народ «арви», то есть арабов. Издавна арабы жили на  Аравийском полуострове в Юго­Западной Азии.(карта с.74) Большую  часть Аравийского полуострова занимают сухие степи и безводные  пустыни. Пригодными для земледелия были лишь оазисы. Там жили  оседлые арабы. Они выращивали финики, виноград, сахарный тростник и хлопчатник. Остальное население составляли кочевые арабы –  бедуины (степняки). Они занимались скотоводством – разводили  верблюдов, овец и лошадей.  Через Аравию проходили важнейшие  торговые пути – из Византии в Африку и в Индию. Здесь возник город  Мекка, где и поныне находится древнее святилище – каменный храм  Кааба (что значит «куб»). в восточный угол храма вделан метеорит в  серебряной оправе.»Чёрный камень». Согласно легендам это белый  яхонт из рая. Грехи людей сделали этот камень чёрным. Прочитайте  п.» на стр.69 и скажите, какие изменения произошли в жизни арабских  племён в конце 6. начале 7 веков? Что заставляло их стремиться к  объединению? Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей.  Записывают план. Слушают учителя, работают с картой. Ответы учащихся. (1. Прекращение вражды племён между собой. 2. Борьба с внешними врагами. 3. Упадок торговли. 4. Знать желала объединить племена с целью  укрепления власти над бедняками. 5. Знать стремилась объединить племена с целью  захвата и завоевания соседних стран.) Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и  набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем  стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился  известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность,  честность, справедливость и рассудительность одарили почетным  прозвищем аль­Амин (в переводе ­ Заслуживающий доверие). Позднее  Мухаммед торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа,  предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в  брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой  супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и  размышлений. Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и  надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на  610 г. с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось  нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем  внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на  явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед  воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но  ангел продолжал настаивать и Пророку вдруг открылся смысл этих  слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным  людям. Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме  всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" ­ его  Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и  объединиться, приняв одну веру.  Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город  Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и  начинается мусульманское летоисчесление. Запись в тетради: 622 г.­ год хиджры. Скажите, какой год будут  встречать мусульмане в 2017 году? Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован  в Город Пророка ­ Медина. В Медине был построен первый дом для  молитв поклонников учения Мухаммеда  ­ мечеть. В 630 г. Мухаммед   покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов  приняло новую религию и новую власть. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Читают текст. Выполняют задание. Ответы учащихся. Запись в тетради : 630 г. – образование арабского государства Буддизм, христианство, ислам ? Что объединяет эти слова? Объединению арабских племен способствовала новая религия ­ Ислам.  Переводится с арабского "предание себя Богу". Основы вероучения  записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение").  Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений,  полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти  пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда.  Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну ­ собрание  рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение  Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) ­ пророк Его".  Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных  обязанностей.  С. 72 учебника. Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед  посторонним. На основе Корана возникли и юридические нормы,  получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи кади. На стр.68­79 найдите новые понятия и термины и выполните задание  «Сопоставьте».(сопоставление термина и его значения) Проверка задания. Какое слово вам не встречалось на этих страницах?  Верно, халиф. Так называли правителей Арабского государства после  смерти Мухаммеда, («заместители» пророка). Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача  распространение "истинной веры" среди неверных. Многочисленные  отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную  силу их войска составляла стремительная, легкая конница. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия,  Палестина, Египет, завоевано огромное Иранское царство. ­ Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии) В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке  они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам.  Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало  арабо­мусульманским. В 711­714 гг. ­ арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели  встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь  направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами,  арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной.  В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году  нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и  Афганистан, арабы проникли в Северо­Западную Индию. Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное  государство арабов ­ Арабский халифат со столицей в Дамаске.  Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до  границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру,  обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей  завоеванных ими стран. За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа. В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов ­ потомки дяди  Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.                  Запись в тетради: 750 год ­ воцарение династии Аббасидов.Во  время их правления арабы проникли на такие важные территории, как  острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в  халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и  приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники  ­ эмиры ­ за счет налогов с населения содержали чиновников и войско,  руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных  областях были обложены высокими налогами и должны были  содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели  права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им  не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.           Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления  Харуна ар­Рашида (768­809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его  ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за Первичное  закрепление. 10 мин. 5 мин 2 мин Первичная  проверка знаний  Рефлексия  (подведение  итогов занятия) Информация о  домашнем  задании,  инструктаж по его  выполнению городом.                                                                                                           Однако, в 8, 9 веках халифат распадается на самостоятельные  арабские государства, а к 11 веку большая часть арабских владений на  Ближнем Востоке была завоёвана турками­сельджуками .                        Представьте себе, что вы купцы, которым пришлось побывать в  Арабском халифате в пору его расцвета.                                                   Купцы народ наблюдательный, с хорошим зрением, слухом и памятью.  И вы наверняка, я знаю, научились немного говорить на арабском  языке.                                                                                                               Скажите на арабском «куб», «покорный богу» и.т. д. А теперь вам предстоит отправить домой письмо о жизни в арабском  халифате (текст с ошибками) Ну, что же, я думаю. Вам не составит труда вспомнить , о чём мы  сегодня говорили на уроке. Обращение к вопросам вначале урока   Выполнение теста. Английский писатель Р. Киплинг сказал   « Запад есть Запад, Восток  есть Восток …..(обсуждение) Работа в группах Ответы на вопрсы.Выполнение теста. Обсуждение. 1 мин   п 9, причины военных побед арабов, причины распада халифата Записывают д.з. 2 мин  Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире.  Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не  наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно  подчеркивается, что посланник Бога ­ такой же человек, как и все. В  отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако  для каждого мусульманина Пророк Мухаммед ­ совершенный человек,  и жизнь Его ­ наилучший пример для подражания. (Музыкальный клип)  Спасибо за урок.

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)

Конспект урока по истории  "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" (6 класс, история)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017