Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
6 кл
13.02.2017
Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)
Урок по назначению – учебный, культурно – воспитательный; по содержанию – исторический. Данный урок, используя средства ИКТ, делает процесс усвоения нового материала более доступным; связывает прошлое и настоящее родного края, показывает героические страницы любимого города. Урок призван формировать интерес к истории родного края, знакомит учащихся с несколькими эпизодами из жизни славного города Смоленска, развивает визуальное мышление учащихся. Данный урок можно использовать на уроках истории Смоленщины в 6 классе, а также как внеклассное или общешкольное мероприятие. Возрастная группа 1 – 9 класс.
Урок по Истории Смоленщины.doc
Смоленская область Духовщинский район Проект (урок) по истории Смоленщины Учитель начальных классов и истории Смоленщины МБОУ Шиловичская ОШ Мелентьева Зоя Николаевна 2017 год. Цели:   1)   Учить   проводить   анализ   исторических   фактов   по   их   описанию   и изображению, работать с текстом. 2) Развитие познавательного интереса у учащихся к историко – культурному наследию родного края. 3) Формирование у учащихся осознанного отношения к истории и культуре родного края; формирование чувства патриотизма и любви к родному краю. Оборудование: плакаты, фотографии, компьютер, проектор, слайды, музыка. Ход урока. I. Организационный момент. Музыка А.Нечунеева. II.Мотивационная беседа и постановка цели урока. ­  Велики   заслуги   Смоленска   в   защите   Русского   государства   от многочисленных внешних врагов. Золотыми буквами вписаны в его историю боевые   традиции   смолян.   Расположенный   примерно   в   400   километрах   к западу   от   Москвы,   он   на   протяжении   многих   веков   был   форпостом, прикрывающим   центральные   районы   страны   от   иноземных   захватчиков, щитом, принимавшим на себя все удары. Сегодня   на   уроке   мы   с   вами   продолжим   учиться:   проводить   анализ исторических фактов по их описанию и изображению, работать с текстом, пособиями. Сегодня   на   уроке   мы   подведём   итог   проделанной   нами   работы:   защита проекта «Смоленск в веках». III. Изучение нового материала. Презентация   «Виды   города   Смоленска»   Коваленкова   Дмитрия   и Коваленкова Дениса.  Виолетта. Тогда ещё не было Русской державы, Дымились леса на заре… И прежде, чем встали московские главы,  Смоленск возвели на Днепре! Учитель. «Кривичи иже сидять на верх Волги, и на верх Днепра, их же град есть   Смоленск».   Так   написано   в   летописи   «Повесть   временных   лет».   А   в Устюжском летописном своде под годом 863 указано: «Аскольд же и Дир, испростася   У   Рюрика   ко   Царьграду   итьти   с   родом   своим   и   поидоша   из Новгорода на Днепр реку вниз мимо Смоленска и явистося к Смоленску, зане град велик и мног людьми…» На семи холмах, на семи ветрах, на пути к Москве белокаменной стоит град наш   славный,   Смоленском   наречённый.   Имя   он   своё   от   смолян   ведёт   – древних кривичей, что у Днепра могучего жили, смолу гнали и промышляли её в места разные. Виолетта. Среди лесов и скудных пашен      Перуну помолясь в ночи, Тебя воздвигли предки наши, Народ работный – кривичи. В лесах они смолу курили (Там вдоволь ели и сосны), И той смолой потом смолили Свои рыбацкие челны. И оттого те поселенцы, Что на холмы к Днепру пришли, В честь мирных дел своих Смоленцем Тебя однажды нарекли. Музыка «Баллада о Смоленске» Презентация – проект Коваленкова Дмитрия и Коваленкова Дениса. Ведущий 2. Издавна город наш стоял на страже России – матушки, щитом для неё   был   и   опорою.   Много   раз   его   враг   огнём   палил,   разрушая   его   стены древние, но вставал Смоленск, возрождался вновь, чтобы снова стать Руси защитою. Виолетта.Он славных подвигов предтеча, Ему история мила. Когда идёт поодаль сеча,  Его гудят колокола. Музыка «Колокола» Учитель.  Московское   государство   стало   ещё   более   могучим   с присоединением   Смоленских   земель.   На   Смоленщине   урожаи   добрые собирали, и торговля с купцами западными и восточными ладилась. Русские правители особую заботу об укреплении западных границ проявлять стали, чтобы не оказалось как в пословице: «Велик двор, да тонок запор»… Чтобы город враг покорить не мог, чтобы он стоял в веках неприступною твердынею,  царь  московский  Иван  Васильевич   повелел   опоясать  Смоленск стеною каменной. 1595  год.  С   закатной   (западной)   стороны   в   ту   пору   надвигалась   беда.   Не ведали тогда смоляне, что после батыевых ураганов придёт беда пострашнее, но готовились и укрепляли свои границы. Учитель.  У меня в руках документ. Давайте попробуем понять его смысл, и тогда откроется нам новая страница истории нашего края. «Лета 7104 (1596 г.)государь царь и великий князь Фёдор Иоаннович всея Руси…повеле   делати   град   наспех…   Огненный   бой   ворогов   зело   опасен   и посему  указал  делати  свою  отьчину город  Смоленск  каменной.  Обещал лишение живота  за всякое другое каменное городовое дело. Боярин Борис Годунов присутствовал при закладке крепости и радел за государево дело со рвением».   В декабре 1595 года по царскому указу выехала группа именитых людей в Смоленск для постройки «каменного града». Среди   них   был   «палатных,   церковных   и   городовых   дел   мастер»   Фёдор Савельевич Конь, предположительно родом из Дорогобужского уезда.  По царскому указу составить проект, и возвести это каменное укрепление, и должен был городовой мастер Фёдор Савельевич Конь. Сообщение «Фёдор Савельевич Конь» (Приложение 1) Презентация и сообщение «Крепостная стена» (Приложение 2) Учитель.   Задание. (Приложение 3) Учитель. Борису Годунову, фактическому правителю России, принадлежат слова: «построили мы такую красоту неизглаголанную, что подобной ей не будет во всей поднебесной. Как на важной боярыне лежит многоцветное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так смоленская стена станет теперь ожерельем всей Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства». Учитель.  Смоляне   с   честью   выполняли   возложенную   на   них   историей тяжёлую   задачу:   своими   героическими   подвигами   они   неоднократно оказывали неоценимую помощь народам России в борьбе против интервентов. Не   смогли   Смоленск   покорить   мечом   Золотой   Орды   злые   полчища,   Речи Посполитой  наместники,  солдаты  Французской  армии, подданные  Третьего рейха. Неприступен он, непокорён был и в гербе нашёл отражение. Презентация и сообщение «Герб и флаг города Смоленска»  (Приложение 4). Гимн города Смоленска. Учитель. В 1609 году  польский король Жигимонт Сигизмунд  III  привёл к стенам   Смоленска   огромное   войско.   Но   не   раскрылись   ворота   древнего города   перед   захватчиками,  не   вышли   к   нему   смоляне   с  хлебом   –  солью. Сколько не пытались враги взять приступом стены нашего города, не смогли одолеть   мужественного   противостояния   защитников.     Почти   два   года,   без подкрепления   и   продовольствия   держали   смоляне   у   стен   своих   войска вражеские.   В   полночь   3   июня   1611   года   начался   последний   штурм.   В   пролом Авраамиевских ворот врывались польские гусары. В то же время проломы западной   стороны   крепости   штурмуются   немецкой   пехотой.  В   довершение всех бед поляки делают большой пролом у Крылошевских ворот со стороны Днепра. У Днепра завязалась горячая сеча. Польские   рыцари   рвались   к   Мономахову   собору,   где   хранились драгоценности.   В   этот   же   собор,   за   его   стены,   бежали   уцелевшие   семьи смолян. М. Шеин с 15 храбрецами и семьёй мужественно продолжали сражаться на Коломенной башне. В последний момент в  толще Соборной горы взорвались пороховые погреба. Много врагов полегло в том бою, но и защитники пали смертью храбрых. В честь защитников Смоленска возведён Успенский собор. Виолетта.Не раз и не два заслонял он собою Просторы великой страны. И прежде, чем быть бородинскому бою, Был бой у Смоленской стены. Учитель.  И в войне 1812 года Смоленск был верен Отечеству. Не смогли французы взять сходу город приступом, а были отбиты и отброшены.  В честь этих   сражений   полководцу   русской   армии   генералу   –   фельдмаршалу М.И.Кутузову было дано имя князь Смоленский.    1941   –   1945   года.   Великая   Отечественная   война   –   Смоленск   на   посту. Задержка   вражеского   наступления   на   Москву   явилась   крупным   успехом советских войск в Великой Отечественной войне. Срыв Фашистского плана «молниеносной войны».  В   огне   боёв   на   Смоленщине   родилась   Советская   гвардия.   Впервые   были применены боевые машины реактивной артиллерии («Катюши») Учитель. За заслуги перед страной город наш награждён Орденом Ленина и Орденом   Отечественной   войны  Iстепени,   в   1985  году,   в   честь   40  –  летия Победы   советского   народа   над   фашистской   Германией   Смоленску   было присвоено почётное звание Город – герой.  Учитель.  Пройдя   через   суровые   испытания,   Смоленск   сохранил   свой неповторимый облик. Древние храмы и крепостные башни, величественные монументы и скромные обелиски — словно вехи в его исторической судьбе, неразрывно   связанной   с   судьбой   нашей   Родины.   Пережив   нашествия неприятеля,   огни   пожарищ   и   разрушения,   Смоленск   обрел   славу   города­ стража рубежей Российского государства, стал символом русской стойкости и патриотизма. Виолетта.От каждого камня здесь мужеством веет, Дней наших и дней старины, И если ты хочешь стать духом сильнее Побудь у Смоленской стены. Музыка: Гребенщиков «Смоленская дорога» IV. Завершающий контроль. Учитель.   Итак, ребята, мы сегодня очень плодотворно поработали. Что  нового мы узнали на уроке? ­ Что и в какие сроки должно было быть построено в Смоленске? ­ Почему не годился вал Ивана Грозного? ­ В чём проявилась решительность царя, и почему он был так настроен? ­ Какой должна быть стена по замыслу Фёдора Коня? ­ С какими трудностями пришлось столкнуться при строительстве стены? ­ Почему удалось за шесть лет возвести грандиозное укрепление на Руси? ­ Используя учебник и иллюстрации, объясните, что в устройстве крепости могло   помочь   защитникам.   (На   столах   ксерокопии   изображений   башен Громовой, Никольской, Бублейки).( Приложение 5) ­ Используя текст, назовите хитрости зодчего Фёдора Коня в устройстве  крепости? ­ Составьте характеристику Смоленской крепостной стены по тексту  стихотворения. ­ К словам и датам, поставьте вопросы: 1) 1596 – 1602 гг. 2) Фёдор Конь. 3) 6,5 км. 4) 38. 5) Борис Годунов. 6) Громовая. 7) Днепровская. 8) «Ласточкин хвост». 9) 1609 – 1611 гг. Учитель. Смоленск сумел соединить в себе дух седой старины и динамичную яркую   атмосферу   современного   города.   Смоленск   с   его   многочисленными университетами,   модными   ночными   клубами   и   кинотеатрами   живет насыщенной молодежной жизнью. В уютных кофейнях, экзотических чайных и шумных барах, на залитых солнцем площадях, тенистых улочках и в зеленых парках чувствуется пульсация города, его ритм и дыхание.   В   данный   момент   в   Смоленске   идет   строительство   новых   зданий, открываются новые клубы, торговые центры , ведётся реконструкция старых зданий. Смоленск живёт.  Презентация  ­ проект Панковой Анны. V. Рефлексия. 1) С   каким   настроением   я   изучал   данный   материал   по   сравнению   с другими уроками? 2) Интересно ли было мне на уроке? 3) Как я работал на уроке? VI. Заключительное слово учителя. Учитель. Смоленск – город – ключ, город – страж, город – герой. У каждого человека большого и маленького должна быть своя Родина. Смоленщина – это наша малая Родина. Частичка великой нашей Родины – России.  Стихотворение Леонида Козыря «Смоленск…». Приложение 6. Учитель. - Дорогие ребята, спасибо вам за интересный урок! Список источников информации.  Суханова В. Стихотворения, 1999 г.  Леонид Козырь. Сборник стихотворений, 1983г.  Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины, 2002г.  Шупинский И.  История города Смоленска, 1991г.  http://my.mail.ru/inbox/supermamusik/photo? album_id=1217#photo=/inbox/supermamusik/1217/1071(  http://iplayer.fm/q/песни+о+смоленске/# http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D1%EC%EE%EB%E5%ED %F1%EA#.D0.93.D0.B5.D1.80.D0.B1_.D0.A1.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D0.B 5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0(  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%EE%EB%E5%ED%F1%EA http://www.101hotels.ru/main/cities/Smolensk/history  org.ru/smolensk/historysmol1.php  Личный   http://repetitory­ архив   фотографий Коваленкова Дмитрия  Личный архив фотографий Коваленкова Дениса  Личный архив фотографий Панковой Анны  Личный архив фотографий Савиной Виолетты   Личный архив фотографий Мелентьевой З.Н.

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)

Конспект урока - "Смоленск в веках" (История Смоленщины, 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017