Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Оценка 4.9

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
17.02.2018
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Конспект урока по изобразительного искусство в 5 классе "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма). Знакомство на уроке с одним из художественных промыслов – хохломской росписью. Обучение «верховому» и «фоновому» письму хохломского стиля.Разработка урока
План-конспект урока в 5классе Хохлома- жемчужина русского н.docx
Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе Тема урока: Хохлома­ жемчужина русского народного  творчества              (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма). Цель: формирование знаний о «верховом» и «фоновом» письме  в хохломском  промысле;  применение знаний и умений в росписи подноса «Хохлома». Задачи: образовательные: продолжение знакомство с  одним из художественных промыслов – хохломской  росписью;  обучение  «верховому» и «фоновому» письму хохломского стиля; формирование  умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по  своему замыслу; развивающие:  развитие художественного вкуса, воображения, памяти, внимания, чувства ритма;  развитие у обучающихся чувства гордости за свой народ, народные  традиции,  чувства радости и сопричастности к красоте; воспитательные: воспитание интереса к народным промыслам; привитие любви  и уважения Родине. Тип урока:  комбинированный Форма: групповая  Технологии:  ИКТ,  игровые,  здоровьесберегающие, технология личностно­ ориентированного обучения, художественно­обучающие  технологии. Вид урока: урок ­ творческая мастерская Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, объяснительно­ иллюстративный.  Новые понятия: «верховая», «фоновая» роспись Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал,  посуда  хохломских мастеров, шаблоны цветочного орнамента, фрагменты подноса для каждого  ученика, кисти, краски.  Музыкальный ряд: русские народные мотивы  «Ивана – купала» Литературный ряд: инсценированный фольклорный  сюжет из внеклассного  мероприятия «Ярмарка мастеров» План  урока:     1.Организационный момент­1 мин. 2.Введение в тему­2 мин. 3. Инсценировка­5 мин. 4. Закрепление пройденного материала­3 мин. 5. Инструктаж­4 6.Практическая  работа­20 мин. 7. Итог урока­5 мин.    Ход урока. 1. Организационный момент.  Слайд №1. Учитель: Здравствуйте, ребята. 2.Введение в тему. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе Слайд№2 . Учитель: Люди всегда любили красоту и умели её творить,  Слайд №3.но никто не думал, что это искусство:  Слайд №4.оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком.  И сегодня на уроке мы с вами  очередной раз прикоснёмся к этому народному  самобытному творчеству. Слайд№5 .  Учитель: О каком народном промысле мы с вами говорили на прошлом  уроке? Слайд№6 . Ученики: О  “Золотой  хохломе”. Слайд №7. Учитель: Правильно. Давайте, вспомним,  откуда взялась красавица Хохлома.                                                                3. Инсценировка  (Звучит музыка «Ивана – купала». Дети встают из­за парт ивыходят в центр – на  ярмарку. В руках – расписная посуда. Слайд №8. Ученики: ­ Прибыла Хохлома с извилистых берегов речки Узолы. Стук­бряк!  – погромыхивает деревянный товар.  ­ Везут его в большое село Хохлому семеновские и кулигинские мастера.  Слайд№9. Оттуда разлетаются жар­птицами миски да ложки по ярмаркам. Слайд №10.­Кому посуда для кашки­окрошки? Чудо блюда да чашки, ложки? ­Откуда посуда? ­ К вам приехала сама Хохлома! Так и повелось – хохлома да хохлома! Вот и зовут, посей, день расписную золотую утварь  – хохломской. ­Хохлома!  ­ какое странное и веселое слово. В ней и смех слышится и  Слайд №11. восторженное – ОХ! Слайд №12. ­ И восхищенное  АХ! ­Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? ­Разное  рассказывают старики. Слайд№13.  ­ Говорят, будто давным­давно поселился за Волгой  веселый мужичок­ умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать.  Слайд №14. Прилетела как­то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица – Жар  задела золотым крылом чашку с кашей – и чаша стала золотой. ­ Это, конечно, легенда, сказка.  Слайд №15. ­А начало золотой росписи ведут от древних мастеров­живописцев.  Они  писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и  масленая пленка превращалась в золотистый лак.  (Показ на экране презентации “Золотая хохлома”). 4. Закрепление пройденного материала. Слайд №16. Учитель. Какие цвета красок использовали  мастера для росписи? Ученики: Красный, чёрный, зелёный, желтый. Учитель. Правильно, ведь эти цвета хорошо сочетаются с золотым фоном. Красный  придаёт теплоту и мягкость золоту, а чёрный усиливает его сияние. Учитель. Какие узоры художники используют для росписи посуды? Слайд №17. Ученики: Цветы, ягоды, травку. Учитель. Правильно. Как называется узор из листьев, ягод, и трав? Ученики: Растительный орнамент. Учитель. Вспомните, как надо располагать орнамент в круге? Слайд№18. Ученики: Орнамент в круге надо располагать либо в центре, либо по краю. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе Учитель: (берет в руки поднос) Золотисто­ огненная, покрытая желтыми лепестками и  красными венчиками, черно­зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки, и  удивляешься этой красоте. Смотреть любо­дорого! Учитель: Что за люди создавали такую красоту? Какими качествами на ваш взгляд  обладали мастера хохломской росписи? Ученики: Трудолюбие, талант… Учитель: Правильно  Учитель: И, наверное,  кроме этого их работа требовала  взаимосвязанности, слаженности  действий в создании прекрасного. Недаром же в народных пословицах говориться: «  Дружно не грузно, а врозь – хоть брось». Учитель: Я думаю, что вашим творческим коллективам тоже по силам вместе слаженно к  концу урока создать удивительные  подносы  в стиле хохломской росписи.  Слайд19.  Учитель: А подносы, у нас необычные, они состоят из множества частичек,  которые  вы все сегодня получите, и создадите вместе со своими командами одно  единое  прекрасное целое.  Слайд №20. Учитель: Обратите внимание, что орнамент подноса  состоит из 10 узоров ­  фрагментов, как раз по одному фрагменту на каждого из мастеров.  Что такое орнамент напомните­ка мне, ребята. Ученик: Орнамент ­ узор, который чередуется, повторяется, через определенный  промежуток. Слайд№ 21.На каждом из 10 фрагментов  чередуются, повторяются элементы на фоновом  письме  ­ травка,  а на верховом письме  ­ цветочный орнамент.  Итак, ответственные из каждой мастерской,  пожалуйста, раздайте фрагменты мастерам  ваших цехов для работы, затем расписанные частички в конце урока  снова вывесите на  доску, создав красочные подносы.  5. Инструктаж.  Слайд №22.Учитель: Итак, 1 мастерская будет работать в технике верховой росписи Вспомним,  ребята, какая роспись является «верховой» Слайд . Ученики: К «верховой» росписи принято относить «травку» ­ роспись,  включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на  золотом фоне. Слайд №23.Учитель: Значит,  вам необходимо на золотом (желтом) фоне выполнить  орнамент красным и черным цветом. Красным цветом выполняете орнамент «травку»,  черным оттеняем узор для выразительности.   Слайд №24. Учитель: 2 мастерская ­ будет работать над подносом в технике  фоновой  росписи. Учитель: Ребята,  а вы с чего начнете свою работу в фоновой росписи Слайд№25 .  Ученик: Особенностью росписи  «под фон» является силуэтный золотистый  рисунок на черном и красном фоне. Учитель: Значит вы, ребята,  прорисовываете контур орнамента, затем закрашиваете фон  черным цветом. Узор остается желтым,  тонкими  красными элементами  украшаем   орнамент. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе 6.Практическая  работа. Слайд№26.  Учитель: Перед каждым из вас лежит фрагмент подноса,  который нужно  расписать элементами хохломской росписи. Ваша задача расположить правильно орнамент  не только на своем фрагменте, но и убедиться в том,  что у товарища по цеху тоже работа  выполняется  аккуратно. Только общая  слаженно выполненная работа даст красивый  результат.   Слайд№27 . В конце работы вы прикрепляете свои работы,  на доску образовывая из  фрагментов  2 подноса в фоновой и верховой  росписи.  Я верю, что вы подобно хохломским мастерам выполните роспись также красиво,  аккуратно, ярко.  Взаимовыручка и сплоченность поможет каждой группе  в работе.   Слайд№28 . Учитель. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили  замечательные работы.  Сегодня, вы показали, что ваш классный коллектив дружный  сплоченный.  И любое дело вам По­плечу. Молодцы, ребята!  5. Итог урока.    Слайд №29                                                    Дополнительное задание. Кроссворд • Материал, из которого изготовлена хохломская утварь. • Вид письма по фону. •  Вид растительного орнамента. • Нанесение силуэтного рисунка. • Один из цветов используемый хохломскими мастерами. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)

Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного  творчества"  (Роспись подносов в технике  «верхового»  и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)