Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
17.02.2018
Конспект урока по изобразительного искусство в 5 классе "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма). Знакомство на уроке с одним из художественных промыслов – хохломской росписью. Обучение «верховому» и «фоновому» письму хохломского стиля.Разработка урока
План-конспект урока в 5классе Хохлома- жемчужина русского н.docx
Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5
классе
Тема урока: Хохлома жемчужина русского народного творчества
(Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма).
Цель: формирование знаний о «верховом» и «фоновом» письме в хохломском промысле;
применение знаний и умений в росписи подноса «Хохлома».
Задачи:
образовательные:
продолжение знакомство с одним из художественных промыслов – хохломской
росписью;
обучение «верховому» и «фоновому» письму хохломского стиля;
формирование умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по
своему замыслу;
развивающие:
развитие художественного вкуса, воображения, памяти, внимания, чувства ритма;
развитие у обучающихся чувства гордости за свой народ, народные традиции,
чувства радости и сопричастности к красоте;
воспитательные:
воспитание интереса к народным промыслам;
привитие любви и уважения Родине.
Тип урока: комбинированный
Форма: групповая
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технология личностно
ориентированного обучения, художественнообучающие технологии.
Вид урока: урок творческая мастерская
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, объяснительно
иллюстративный.
Новые понятия: «верховая», «фоновая» роспись
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, посуда
хохломских мастеров, шаблоны цветочного орнамента, фрагменты подноса для каждого
ученика, кисти, краски.
Музыкальный ряд: русские народные мотивы «Ивана – купала»
Литературный ряд: инсценированный фольклорный сюжет из внеклассного мероприятия
«Ярмарка мастеров»
План урока:
1.Организационный момент1 мин.
2.Введение в тему2 мин.
3. Инсценировка5 мин.
4. Закрепление пройденного материала3 мин.
5. Инструктаж4
6.Практическая работа20 мин.
7. Итог урока5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд №1. Учитель: Здравствуйте, ребята.
2.Введение в тему. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5
классе
Слайд№2 . Учитель: Люди всегда любили красоту и умели её творить,
Слайд №3.но никто не думал, что это искусство:
Слайд №4.оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком.
И сегодня на уроке мы с вами очередной раз прикоснёмся к этому народному
самобытному творчеству.
Слайд№5 . Учитель: О каком народном промысле мы с вами говорили на прошлом
уроке?
Слайд№6 . Ученики: О “Золотой хохломе”.
Слайд №7. Учитель: Правильно. Давайте, вспомним, откуда взялась красавица Хохлома.
3. Инсценировка
(Звучит музыка «Ивана – купала». Дети встают изза парт ивыходят в центр – на
ярмарку. В руках – расписная посуда.
Слайд №8. Ученики: Прибыла Хохлома с извилистых берегов речки Узолы. Стукбряк!
– погромыхивает деревянный товар.
Везут его в большое село Хохлому семеновские и кулигинские мастера.
Слайд№9. Оттуда разлетаются жарптицами миски да ложки по ярмаркам.
Слайд №10.Кому посуда для кашкиокрошки? Чудо блюда да чашки, ложки?
Откуда посуда?
К вам приехала сама Хохлома!
Так и повелось – хохлома да хохлома! Вот и зовут, посей, день расписную золотую утварь
– хохломской.
Хохлома! какое странное и веселое слово. В ней и смех слышится и
Слайд №11. восторженное – ОХ!
Слайд №12. И восхищенное АХ!
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Разное рассказывают старики.
Слайд№13. Говорят, будто давнымдавно поселился за Волгой веселый мужичок
умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу
и птицам пшена не забывал насыпать.
Слайд №14. Прилетела както к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица – Жар
задела золотым крылом чашку с кашей – и чаша стала золотой.
Это, конечно, легенда, сказка.
Слайд №15. А начало золотой росписи ведут от древних мастеровживописцев. Они
писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и
масленая пленка превращалась в золотистый лак.
(Показ на экране презентации “Золотая хохлома”).
4. Закрепление пройденного материала.
Слайд №16. Учитель. Какие цвета красок использовали мастера для росписи?
Ученики: Красный, чёрный, зелёный, желтый.
Учитель. Правильно, ведь эти цвета хорошо сочетаются с золотым фоном. Красный
придаёт теплоту и мягкость золоту, а чёрный усиливает его сияние.
Учитель. Какие узоры художники используют для росписи посуды?
Слайд №17. Ученики: Цветы, ягоды, травку.
Учитель. Правильно. Как называется узор из листьев, ягод, и трав?
Ученики: Растительный орнамент.
Учитель. Вспомните, как надо располагать орнамент в круге?
Слайд№18. Ученики: Орнамент в круге надо располагать либо в центре, либо по краю. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5
классе
Учитель: (берет в руки поднос) Золотисто огненная, покрытая желтыми лепестками и
красными венчиками, чернозубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки, и
удивляешься этой красоте. Смотреть любодорого!
Учитель: Что за люди создавали такую красоту? Какими качествами на ваш взгляд
обладали мастера хохломской росписи?
Ученики: Трудолюбие, талант…
Учитель: Правильно
Учитель: И, наверное, кроме этого их работа требовала взаимосвязанности, слаженности
действий в создании прекрасного. Недаром же в народных пословицах говориться: «
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
Учитель: Я думаю, что вашим творческим коллективам тоже по силам вместе слаженно к
концу урока создать удивительные подносы в стиле хохломской росписи.
Слайд19. Учитель: А подносы, у нас необычные, они состоят из множества частичек,
которые вы все сегодня получите, и создадите вместе со своими командами одно единое
прекрасное целое.
Слайд №20. Учитель: Обратите внимание, что орнамент подноса состоит из 10 узоров
фрагментов, как раз по одному фрагменту на каждого из мастеров.
Что такое орнамент напомнитека мне, ребята.
Ученик: Орнамент узор, который чередуется, повторяется, через определенный
промежуток.
Слайд№ 21.На каждом из 10 фрагментов чередуются, повторяются элементы на фоновом
письме травка, а на верховом письме цветочный орнамент.
Итак, ответственные из каждой мастерской, пожалуйста, раздайте фрагменты мастерам
ваших цехов для работы, затем расписанные частички в конце урока снова вывесите на
доску, создав красочные подносы.
5. Инструктаж.
Слайд №22.Учитель: Итак, 1 мастерская будет работать в технике верховой росписи
Вспомним, ребята, какая роспись является «верховой»
Слайд . Ученики: К «верховой» росписи принято относить «травку» роспись,
включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на
золотом фоне.
Слайд №23.Учитель: Значит, вам необходимо на золотом (желтом) фоне выполнить
орнамент красным и черным цветом. Красным цветом выполняете орнамент «травку»,
черным оттеняем узор для выразительности.
Слайд №24. Учитель: 2 мастерская будет работать над подносом в технике фоновой
росписи.
Учитель: Ребята, а вы с чего начнете свою работу в фоновой росписи
Слайд№25 . Ученик: Особенностью росписи «под фон» является силуэтный золотистый
рисунок на черном и красном фоне.
Учитель: Значит вы, ребята, прорисовываете контур орнамента, затем закрашиваете фон
черным цветом. Узор остается желтым, тонкими красными элементами украшаем
орнамент. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5
классе
6.Практическая работа.
Слайд№26. Учитель: Перед каждым из вас лежит фрагмент подноса, который нужно
расписать элементами хохломской росписи. Ваша задача расположить правильно орнамент
не только на своем фрагменте, но и убедиться в том, что у товарища по цеху тоже работа
выполняется аккуратно. Только общая слаженно выполненная работа даст красивый
результат.
Слайд№27 . В конце работы вы прикрепляете свои работы, на доску образовывая из
фрагментов 2 подноса в фоновой и верховой росписи.
Я верю, что вы подобно хохломским мастерам выполните роспись также красиво,
аккуратно, ярко. Взаимовыручка и сплоченность поможет каждой группе в работе.
Слайд№28 . Учитель. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили
замечательные работы. Сегодня, вы показали, что ваш классный коллектив дружный
сплоченный. И любое дело вам Поплечу. Молодцы, ребята!
5. Итог урока.
Слайд №29 Дополнительное задание.
Кроссворд
• Материал, из которого изготовлена хохломская утварь.
• Вид письма по фону.
•
Вид растительного орнамента.
• Нанесение силуэтного рисунка.
• Один из цветов используемый хохломскими мастерами. Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5
классе
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Конспект урока по ИЗО "Хохлома- жемчужина русского народного творчества" (Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма) (5 класс, ИЗО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.