Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
«КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ».
УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Вид занятия: работа в технике «граттаж» (процарапывание).
Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в
произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об
украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов;
знакомство с народными художественнодекоративными промыслами;
формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации
(симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления,
фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости,
дисциплины, аккуратности.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: желток, воск.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии
невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок,
снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя,
преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры,
орнаменты, украшения.
На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и
т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.
– Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочти их
названия:
Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека.
Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с
капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник,
после того как сконструировал форму кокошника – старинного женского
головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка
– ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для
платья.
– Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?Так родилось декоративноприкладное искусство.
С п р а в к а . Декоративное искусство (от лат. decoro – «украшаю») – один из видов
пластических искусств. Декоративное искусство разделяется: на 1) связанное с архитектурой –
монументальнодекоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в
интерьерах, декоративная садовопарковая скульптура и т. д.); 2) декоративноприкладное
искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин
«декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с
архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно
пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоративно
прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть не только
удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком – в своей
конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить
резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра
– все это требует большого мастерства.
Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и
фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются
материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства
выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют
национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном
искусстве определенной исторической эпохи.
Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные
промыслы) – это массовое производство декоративноприкладных художественных изделий по
проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся:
художественнотекстильная промышленность, силикатная и керамическая, производствомебели, ковров, обоев и другое. До появления фабрик они осуществлялись ремесленными
цехами, затем мануфактурами. В ХХ веке на них работают квалифицированные мастера
декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности.
Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные
центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами,
объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастероводиночек,
следующих в своем творчестве народной традиции.
Традиционные виды народного декоративноприкладного искусства начинают развиваться в
новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является
следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся
создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере,
гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни
преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных»
роботов, механические руки, – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими
руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявить свои
смекалку, умение и терпение, вкус, – эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных
промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать
его сопротивление – в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в
наибольшей степени ощущает себя творцом.
В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно,
Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского,
Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово
посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером
меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга,
кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мстеры и села Красное
(Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и
камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех,
Мстера, Хoлуй, подносы Жостово.
Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И
каждый народ имеет свое декоративноприкладное искусство. Общей основой изделий
народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда,
полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть
украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами
других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного
мира, общее композиционное решение – формат, цветовую гамму), все же отличается своими
особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием
отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок,
колорит, композицию орнамента каждого народа.
III. Работа над заданием.
З а д а н и е: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.
Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги
и т. д.).
Работа в технике «граттаж» (процарапывание).Этапы выполнения задания:
1) Грунтовка листа:
– расположить лист перед собой, отчертить сверху–снизу, справа–слева по 3–4
см, сделать внутреннюю рамку;
– подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между
учащимися (по рядам, на 2–3 парты; яйца и воск свечи приносят дети);
– загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть
в конце работы;
– загрунтовать 2–3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы
не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая
по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;
– высушить;
– на полях – рамке придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький
эскиз в карандаше.
2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на
отдельном листе:
– разная сила штриха;
– короткий и длинный штрих;
– разная ширина просветов между штрихами.
3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой
белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету.
С п р а в к а . Орнамент (от лат. ornanentum – «украшение») – узор, построенный на
ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от
характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить такие типы
орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или
прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом,
написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по
металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи,
признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику,
барокко, модерн мы угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность.
Гармония (от греч. harmonia) – связь, стройность, соразмерность.
Ритм (от греч. rhythmos) – чередование какихлибо элементов (звуковых, речевых и т. д.),
происходящее с определенной последовательностью, частотой.
И н д и в и д у а л ь н а я работа с учащимися. Анализ общих ошибок.
Т р е б о в а н и я к рисункам:
– равновесие, соразмерность;
– оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);– умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом,
изобразительной техникой;
– аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.
С п р а в к а . Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или
бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника –
«граттаж» (от франц. – «скрести, царапать»).
IV. Итоги урока.
Экспрессвыставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения сказочных
героев.