Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Иконка файла материала Кружевные узоры.docx
«КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ».  УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ Вид занятия: работа в технике «граттаж» (процарапывание). Цели   и   задачи:  дать   представление   об   отражении   элементов   природы   в произведениях   художников,   о   свободном   фантазировании   на   тему   узоров,   об украшении   заданной   формы   узором   с   использованием   природных   мотивов; знакомство   с   народными   художественно­декоративными   промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его  организации (симметрия,   ритм,   условность   цвета);   развитие   образного   представления, фантазии;   воспитание   коллективистских   качеств,   взаимной   вежливости, дисциплины, аккуратности. О б о р у д о в а н и е   у р о к а: желток, воск. Х о д   у р о к а I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Мастер   Украшения   учится   у   природы,   но   без   собственной   фантазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок,   пены   набегающей   волны,   росинок   на   траве   художник,   фантазируя, преображает   и   превращает   в   кружева   и   ткани,   в   бусы   и   короны,   в   узоры, орнаменты, украшения. На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы. – Народные   мастерицы   дали   ласковые   названия   своим   узорам.   Прочти   их названия: Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с капельками   росы   преображены   фантазией   художника!   Например,   художник, после   того   как   сконструировал   форму  кокошника –   старинного   женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка – ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья. – Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?Так родилось декоративно­прикладное искусство. С п р а в к а .  Декоративное   искусство  (от   лат.   decoro   –   «украшаю»)   –   один   из   видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется: на 1) связанное с архитектурой – монументально­декоративное   искусство  (витражи,   мозаика,   росписи   на   фасадах   и   в интерьерах, декоративная садово­парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно­прикладное искусство  (бытовые   художественные   изделия)   и   3) оформительское   искусство.   Термин «декоративное   искусство»   широк   по   охвату   входящих   в   него   понятий.   Оно   вместе   с архитектурой   и   дизайном   формирует   окружающую   человека   материальную   предметно­ пространственную   среду,   внося   в   нее   эстетическое,   образное   начало.   В   декоративно­ прикладном   искусстве   польза   и   красота   всегда   рядом.   Предметы   должны   быть   не   только удобны,   практичны,   но   и   красивы.   Предмет   должен   быть   выразителен   целиком   –   в   своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра – все это требует большого мастерства. Однако   декоративные   произведения   демонстрируют   не   только   эстетический   вкус   и фантазию   художника.   В   них,   как   и   в   произведениях   других   видов   искусства,   отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются   художественной   промышленностью,   они   в   значительной   мере   сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном искусстве определенной исторической эпохи. Художественная   промышленность  (куда   относятся   и   народные   художественные промыслы) – это массовое производство декоративно­прикладных художественных изделий по проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно­текстильная   промышленность,   силикатная   и   керамическая,   производствомебели,   ковров,   обоев   и   другое.   До   появления   фабрик   они   осуществлялись   ремесленными цехами,   затем   мануфактурами.   В   ХХ   веке   на   них   работают   квалифицированные   мастера декоративного   искусства,   а   современная   техника   дает   разнообразные   возможности. Современные   промыслы   сложились   на   базе   древнего   народного   искусства.   Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объединенными   в   традиционных   центрах,   существует   целая   армия   мастеров­одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции. Традиционные виды народного декоративно­прикладного искусства начинают развиваться в новых   районах,   где   их   раньше   не   было.   Распространение   народных   промыслов   является следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала   во   всех   сферах   производства   электроника,   как   бы   ни   восхваляли   «умных» роботов, механические руки, – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками   сработанная   вещь,   в   которой   можно   выразить   себя,   свои   чувства,   проявить   свои смекалку, умение и терпение, вкус, – эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его   сопротивление   –   в   этом   человек   проявляет   свою   истинно   человеческую   сущность   и   в наибольшей степени ощущает себя творцом. В   нашей   стране   в   области   керамики   славятся:   Гжель,   игрушки   Дымково   и   Филимоно, Скопин.   Резьба   и   роспись   по   дереву:   Городец,   игрушки   Сергиев   Посада   и   Богородского, Хохлома.   Вышивка   и   кружево:   Набойна.   Особенно   знамениты   елецкие   кружева,   павлово­ посадские   платки,   вязаные   вещи   Архангельской   области,   украшенные   вышивкой,   бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана. В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга, кубачинские   изделия,   ростовская   финифть,   ювелирные   изделия   Мстеры   и   села   Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Хoлуй, подносы Жостово. Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый   народ   имеет   свое   декоративно­прикладное   искусство.   Общей   основой   изделий народных мастеров, народных умельцев является  их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного мира, общее композиционное решение – формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа. III. Работа над заданием. З а д а н и е: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).Этапы выполнения задания: 1) Грунтовка листа: – расположить лист перед собой, отчертить сверху–снизу, справа–слева по 3–4 см, сделать внутреннюю рамку; –   подготовить   мягкий   желток   (растопить   воск),   распределить   между учащимися (по рядам, на 2–3 парты; яйца и воск свечи приносят дети); – загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы; – загрунтовать 2–3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания; – высушить; – на полях – рамке придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький эскиз в карандаше. 2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе: – разная сила штриха; – короткий и длинный штрих; – разная ширина просветов между штрихами. 3)   Рисунок   узора   выполнить   процарапыванием,   рисовать   тонкой   кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету. С п р а в к а .  Орнамент  (от   лат.   ornanentum   –   «украшение»)   –   узор,   построенный   на ритмическом   чередовании,   организованном   расположении   элементов.   В   зависимости   от характера   мотивов   различают   следующие   виды   орнаментов:   геометрический,   растительный, зооморфный,   антропоморфный.   По   характеру   композиции   можно   выделить   такие   типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной   фигуре,   сетчатый.   Орнамент   можно   нарисовать   графическим   материалом, написать   красками,   вышить   или   выткать   из   ниток,   вырезать   по   дереву   или   вычеканить   по металлу,   его   можно   сплести   в   виде   кружева,   циновки.   Орнамент   является   стилем   эпохи, признаком   принадлежности   произведения   к   данному   времени   и   к   данной   стране   (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу). Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность. Гармония (от греч. harmonia) – связь, стройность, соразмерность. Ритм (от греч. rhythmos) – чередование каких­либо элементов (звуковых, речевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой. И н д и в и д у а л ь н а я   работа с учащимися. Анализ общих ошибок. Т р е б о в а н и я  к рисункам: – равновесие, соразмерность; – оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);– умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом, изобразительной техникой; – аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок. С п р а в к а . Способом  «процарапывание»  пером или острым инструментом картона или бумаги,   залитых   тушью,   пользуются   многие   художники,   называется   такая   техника   – «граттаж» (от франц. – «скрести, царапать»). IV. Итоги урока. Экспресс­выставка.   Оценка   выполненных   работ,   отбор   лучших   рисунков. Уборка рабочих мест. Домашнее   задание:  посмотреть   в   детских   книжках   украшения   сказочных героев.