Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
4 кл
16.03.2018
Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Кружевные узоры.docx
«КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ».
УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ
Вид занятия: работа в технике «граттаж» (процарапывание).
Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в
произведениях художников, о свободном фантазировании на тему узоров, об
украшении заданной формы узором с использованием природных мотивов;
знакомство с народными художественнодекоративными промыслами;
формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации
(симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления,
фантазии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости,
дисциплины, аккуратности.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: желток, воск.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фантазии
невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок,
снежинок, пены набегающей волны, росинок на траве художник, фантазируя,
преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры,
орнаменты, украшения.
На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижутерия, вышивка и
т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.
– Народные мастерицы дали ласковые названия своим узорам. Прочти их
названия:
Мастер Украшения – это художник, который создает украшения для человека.
Посмотрим на украшения с драгоценными камнями, ведь это листики и цветы с
капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник,
после того как сконструировал форму кокошника – старинного женского
головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка
– ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для
платья.
– Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем? Так родилось декоративноприкладное искусство.
С п р а в к а . Декоративное искусство (от лат. decoro – «украшаю») – один из видов
пластических искусств. Декоративное искусство разделяется: на 1) связанное с архитектурой –
монументальнодекоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в
интерьерах, декоративная садовопарковая скульптура и т. д.); 2) декоративноприкладное
искусство (бытовые художественные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин
«декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с
архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно
пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоративно
прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть не только
удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком – в своей
конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить
резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры по ткани, узоры ковра
– все это требует большого мастерства.
Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и
фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются
материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства
выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют
национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом единстве в декоративном
искусстве определенной исторической эпохи.
Художественная промышленность (куда относятся и народные художественные
промыслы) – это массовое производство декоративноприкладных художественных изделий по
проектам и моделям художников. К отраслям художественной промышленности относятся:
художественнотекстильная промышленность, силикатная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое. До появления фабрик они осуществлялись ремесленными
цехами, затем мануфактурами. В ХХ веке на них работают квалифицированные мастера
декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности.
Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные
центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами,
объединенными в традиционных центрах, существует целая армия мастероводиночек,
следующих в своем творчестве народной традиции.
Традиционные виды народного декоративноприкладного искусства начинают развиваться в
новых районах, где их раньше не было. Распространение народных промыслов является
следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся
создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере,
гордятся ими и широко рекламируют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни
преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных»
роботов, механические руки, – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими
руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявить свои
смекалку, умение и терпение, вкус, – эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных
промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать
его сопротивление – в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в
наибольшей степени ощущает себя творцом.
В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно,
Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Посада и Богородского,
Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово
посадские платки, вязаные вещи Архангельской области, украшенные вышивкой, бисером
меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.
В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Великого Устюга,
кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мстеры и села Красное
(Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Художественные изделия из кости и
камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех,
Мстера, Хoлуй, подносы Жостово.
Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И
каждый народ имеет свое декоративноприкладное искусство. Общей основой изделий
народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда,
полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть
украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами
других народов (ритмическое построение, растительные и геометрические формы животного
мира, общее композиционное решение – формат, цветовую гамму), все же отличается своими
особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием
отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок,
колорит, композицию орнамента каждого народа.
III. Работа над заданием.
З а д а н и е: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.
Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги
и т. д.).
Работа в технике «граттаж» (процарапывание). Этапы выполнения задания:
1) Грунтовка листа:
– расположить лист перед собой, отчертить сверху–снизу, справа–слева по 3–4
см, сделать внутреннюю рамку;
– подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между
учащимися (по рядам, на 2–3 парты; яйца и воск свечи приносят дети);
– загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть
в конце работы;
– загрунтовать 2–3 раза тушью или черной (можно цветной) гуашью так, чтобы
не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая
по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;
– высушить;
– на полях – рамке придумать сюжет будущего рисунка, сделав маленький
эскиз в карандаше.
2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на
отдельном листе:
– разная сила штриха;
– короткий и длинный штрих;
– разная ширина просветов между штрихами.
3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тонкой кисточкой
белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафарету.
С п р а в к а . Орнамент (от лат. ornanentum – «украшение») – узор, построенный на
ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от
характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный. По характеру композиции можно выделить такие типы
орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или
прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом,
написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по
металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи,
признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику,
барокко, модерн мы угадываем сразу).
Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность.
Гармония (от греч. harmonia) – связь, стройность, соразмерность.
Ритм (от греч. rhythmos) – чередование какихлибо элементов (звуковых, речевых и т. д.),
происходящее с определенной последовательностью, частотой.
И н д и в и д у а л ь н а я работа с учащимися. Анализ общих ошибок.
Т р е б о в а н и я к рисункам:
– равновесие, соразмерность;
– оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно); – умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владение материалом,
изобразительной техникой;
– аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.
С п р а в к а . Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или
бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника –
«граттаж» (от франц. – «скрести, царапать»).
IV. Итоги урока.
Экспрессвыставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть в детских книжках украшения сказочных
героев.
Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Кружевные узоры" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.