Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Осенний лес" (4 класс)
«ОСЕННИЙ ЛЕС».
Вид занятий: рисование пастелью и мелками.
Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных
материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева,
кустарника; воспитание бережного отношения к природе и экологического
мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение,
окружающий мир).
О б о р у д о в а н и е у р о к а: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные
карандаши, бумага суровая (оберточная).
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды осеннего леса и репродукции работ художников
на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И.
Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И.
Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и
материалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
М у з ы к а л ь н ы й р я д: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме.
Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные
карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных
материалов.)
Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные
работы; пастель – бархатные, «пушистые», мягкие; масло – глубокие, густые и
«объемные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных
материалах, будет звучать поразному.
Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками).
Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях
перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.
Пастель – очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение
получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель – мелок мягкий,
бархатистый. Рисовать можно поразному: плашмя или остро заточенным мелком.
Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются
воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники,например, французский художник Э. Дега. Посмотри, какие разные оттенки у
синего цвета на его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные
пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.
А это восковые мелки. Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них
сильно. Восковые мелки – более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы
мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих
цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый,
но и желтый, синий цвета.
– А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить
цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)
III. Работа над заданием.
– Изобразите осенний лес пастелью, мелками. Не забудьте, что деревья можно
рисовать поразному – только верхушки или только основания, а можно
изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и
конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и
рассуждать, запоминать.
Т р е б о в а н и я к работам:
– удачная компоновка в листе;
– отдельные штрихимазки должны составлять живописную, плотную
красочную фактуру;
– учитывать строение изображаемого объекта;
– аккуратность, завершенность, выразительность;
– дать работе название.
IV. Итоги урока.
Анализ общих ошибок.Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать
иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок.