Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
21.04.2017
К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.
гений и злодейство.docx
МБОУ Павловская СШ
Урокдискуссия
Гений и злодействодве вещи несовместимые?
(по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»,9 класс)
Подготовила:
Берлинская П.В.,
учитель русского
языка и литературы
2016 г. Цели урока: Выявить основную идею трагедии; развивать умение
анализировать текст, опираясь на художественные достоинства трагедии;
прививать учащимся общечеловеческие эстетические и моральные ценности.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Работа по теме урока
3.Вступительное слово учителя
Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь
многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова,
которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев.
Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка
человеческих характеров.
Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами
которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их
жизненных убеждениях, мировоззрении.
Итак, тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и
злодейство две вещи несовместные»
Трагедия « Моцарт и Сальери» входит в цикл, названный А.С.Пушкиным
«Маленькие трагедии». Замысел «Маленьких трагедий» вызревал в душе
поэта исподволь и не один год. Но написаны они были всего лишь в течение
двух недель осени 1830 года. 23 октября – «Скупой рыцарь», 26 октября –
«Моцарт и Сальери»,4 ноября – «Каменный гость», 6 ноября – «Пир во время
чумы»
Свои «Маленькие трагедии» Пушкин хотел назвать то «Драматическими
сценами», то «Драматическими очерками», то « Драматическими
изучениями» и, наконец, «Опытами драматических изучений». Ни одно из
этих названий не утвердилось. Удержалось то, которое поэт мельком дал в
письме к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями
он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».
4.Дискуссия с чтением и анализом фрагментов трагедии
С какой драмой в нашем сознании связаны имена Моцарта и Сальери?
Как вы думаете, только ли это идея заложена в трагедии?
Прочитаем начало трагедии, со слов Сальери: Все говорят: нет правды на земле,
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился с любовью к искусству…
Какое противопоставление вы заметили в этих строках?
В чем сущность внутреннего монолога Сальери?
Дайте характеристику речевой стороны Сальери?
5.Образ Сальери
1.Можно ли назвать Сальери главным героем?
2.Как вы относитесь к творческому пути Сальери?
3.Можно ли говорить о душевном кризисе Сальери?
4.Прокоментируйте следующие слова Сальери:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгебру гармонию.
Вывод:Сальери рано понял свое признание, он трудолюбив и настойчив в
достижении цели. Сальери превратил музыку в ремесло, он стремился стать
композитором, и он им стал. Однако в его творчестве отсутствует
вдохновение. И Сальери чувствует в этом свою ущербность. Все это
свидетельствует о глубоком душевном кризисе. Нарушение гармонии между
жизнью и творчеством приводит Сальери к преступлению.
6.Образ Моцарта
1.Дайтехарактеристику характера Моцарта.
2.Можно ли говорить о душевном кризисе Моцарта? 3.Прокомментируйте слова Моцарта.
Представь себе…кого бы?
Ну, хоть меня немного помоложе;
Влюбленногоне слишком, а слегка
С красоткой, или с другомхоть с тобой,
Я весел…Вдруг: виденье гробовое,
Внезапный мрак иль чтонибудь такое…
Ну, слушай же.
4.Можно ли говорить о символизме приведенных строк?
Вывод:Моцартяркая звезда. Он живет не ради музыки, он живет музыкой.
Моцарт талантлив и осознает это,он живет в гармонии с самим собой и с
окружающим его миром.
7.Сопоставление образов Моцарта и Сальери
1 Как относятся герои к пародии.
2. Поясните свое отношение к героям.
3.Какой образ противоречив? Поясните свою точку зрения.
4.Нужна ли была Сальери смерть Моцарта?
5.Прав ли Моцарт, говоря: «Гений и злодейство две вещи
несовместимые?
Вывод: Пародию на свое творчество Моцарт воспринимает с юмором.
Это связано с тем что музыка доставляет ему истинное наслаждение. Сальери,
наоборот, негативен к пародии. Образ Сальери противоречив. Зависть Сальери
и убийство Моцарта совершенно для него бессмысленны: он совершенно не
выигрывает от смерти Моцарта. Моцарт гибнет физически. Гибель же
Сальери происходит на наших глазах, причем эта гибельдуховная. Д/з Написать сочинениерассуждение на тему: «Как сложилась бы жизнь
Сальери и Моцарта, если бы Сальери был талантлив, а Моцарт
настойчив
Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Конспект урока по литературе на тему"Гений и злодейство-две вещи несовместимые?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.