Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"
Оценка 5

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Оценка 5
Мероприятия +3
doc
русская литература
7 кл
07.03.2018
Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"
Цель урока.Помочь ученикам вспомнить,особенности драмы,как рода литературы,познакомить с историей создания пьесы,с действующими лицами.Урок интересен различными заданиями.Для проверки знаний у уч-ся,проводится лексический диктант.Урок проводится в форме ОГЭ.Знакомятся с афишами,с ремарками.Урок можно провести при знакомстве с Гоголем и при повторении произведения.Проаодится физкультминутка.Конспект
konspekt_uroka_pervyy_urok_po_komedii_gore_ot_uma.doc
Конспект урока в 9 классе Тема: «К вам Александр Андреич Чацкий» (первый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)  Цель: ­ помочь ученикам вспомнить особенности драмы как рода литературы;              ­  познакомить с историей создания пьесы;              ­ помочь ребятам проникнуться атмосферой времени действия, для этого ­ выяснить, в какое время происходит действие комедии;              ­ познакомить учеников с действующими лицами комедии, дать общее представление об их характерах;               ­ прочитать 1 действие комедии, сделать вывод о его месте в пьесе, выяснить, какие мотивы намечены в 1 действии. Оборудование:  текст   пьесы   А.С.   Грибоедова   «Горе   от   ума»   у   каждого ученика на парте; портреты Софьи, Лизы, Чацкого, Фамусова. На доске: дата, тема урока, портреты действующих лиц, на закрытой части – ответы на терминологический диктант. Ход урока: Шаги урока, приемы Слово учителя Повторение  теоретико­ литературных  понятий Содержание Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы говорили о личности   Александра   Сергеевича   Грибоедова,   его необычайных   талантах   и   выдающихся   способностях,   о судьбе   этого   человека.   Апогеем   литературной деятельности   Г   стала   пьеса   в   стихах   «Горе   от   ума». Сегодня мы будем знакомиться с этим произведением и его героями, прочтем 1 действие. Для   начала   давайте   вспомним   особенности   драмы   как вида литературы. Проведем обратный диктант – я читаю определения   терминов,   связанных   с   драмой,   а   вы записываете сами термины в тетради.  1. форма устной речи, разговор между двумя или несколькими лицами – диалог 2. один   из   основных   видов   драмы,   в   котором коллизия,  действие  и  характеры трактованы в формах   смешного   и   проникнуты   комическим   – комедия 3. пояснения,     которыми   драматург   предваряет или   сопровождает   ход   действия   в   пьесе   – ремарка 4. высказывания действующих лиц, из кот­х склд­ся диалог в драматическом или повествовательном произведении – реплика 5. один из видов драмы, в основе которого лежит особо   напряженный,   непримиримый   конф­т, оканчивающийся часто гибелью героя – трагедия 6. в литературном произведении речь действующего лица,   обращенная   к   самому   себе   или   другим, независимая   от   реплик   других   персонажей   – монолог 7. одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль – акт \ действие Проверка:  правильными ответами на доске. ученики   сравнивают   написанное   с История создания Итак, а сейчас давайте вспомним определение драмы. Драма – один из основных видов литературы, наряду с эпосом и лирикой, предназначенный для постановки на сцене. Грибоедов стал создателем одной из самых величайших драм всех времен. Послушайте, как он шел к написанию своего великого произведения. В   1818   г   Г   предложили   уехать   на   дипломатическую службу   в   Персию,   и   ему   пришлось   принять   это назначение. В авг 1818 он выехал через Москву на Кавказ, откуда должен был двигаться дальше.  В М посетил близких. Мать была довольна его службой, и не   принимала   всерьез   литературные   занятия.   Тогда   Г писал св другу Степану Никитичу Бегичеву: «В М все не по   мне.   Праздность,   роскошь,   не   сопряженные   ни   с малейшим чувством к чему­нибудь хорошему».  В 1819 г ему удалось попасть в Тифлис, где он жадно набросился на русские журналы, бывал в обществе. Ему хотелось   писать,   он   сравнивал   персидские   порядки   с русскими,   и   гов,   что  «там   и   здесь   чиновники отвратительны». Известно, что в 1820 г Г уже держал в голове замысел «Горя от ума», а 1821 годом датирован первый   рукописный   текст   пьесы,   дошедший   до   наших дней.   Общаясь   с  опальными  (неугодными   власти) офицерами на Кавказе, Г узнает об армейской муштре, о преследовании просвещения, жестокости цензуры, все это влияет на замысел пьесы. Весной   1824   г   выехал   в   столицу,   надеясь   напечатать комедию или поставить ее в театре. Закончил пьесу он уже в М в гостинице Демута на Мойке. В июне он пишет Б:  «Читал   я   ее   Крылову,   Жандру,   Шаховскому… Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет». Но   надежды   автора   не   сбылись:   ни   лит­ная,   ни театральная   цензура   комедию   не   пропустили.   Тогда друзья   начали   распространять   ее   в   списках     ­   они переписывали комедию вручную и распространяли среди близких, родственников, друзей. Законченная в 1824 и напечатанная при жизни Г только в отрывках,   пьеса   долго   не   пропускалась   цензурой   на сцену. В 1829 г, уже после смерти Г на сцене ставились некоторые   акты   пьесы,   в   1831   г,   сильно   исправленная цензурой,   комедия     была   поставлена   полностью.   В дальнейшем и по сей день «Горе от ума» ставят в самых разных театрах, в различных интерпретациях; взгляды на пьесу   меняются   в   соответствии   со   временем   и ценностями, но само произведение не перестает входить в список величайших драм русской литературы. Давайте   же   прикоснемся   к   этому   величию,   попробуем составить собственное мнение о пьесе и ее героях.  Нам  необходимо  понять, в  какой  исторический  период происходит действие комедии. Это нетрудно определить, проанализировав   ист   соб­я,   обсуждаемые   персонажами пьесы. Итак, война с Наполеоном уже закончена, но еще свежа   в   памяти   героев.   Прусский   король   Фридрих­ Вильгельм   побывал   в   М.   Известно,   что   этот   визит состоялся   в   1816   г.   Герои   обсуждают   обвинение   трех профессоров Педагогического института в «призвании к покушению   на   законную   власть»,   их   изгнание   из   вуза произошло   в   1821г.   Закончена   комедия   в   1824. Следовательно, время действия – первая половина 20х гг 19 века. Обратим свое внимание на действующих лиц комедии.  Открываем афишу. Вы видите, что персонажей много, но Г   мастерски   поработал   над   каждым   из   них.   Поэтому некоторые черты хар­ра можно прочесть уже в именах и фамилиях   героев.  Как   называются   такие   имена   и фамилии?     (говорящие) Итак, идем по порядку.    Павел   Афанасьевич   Фамусов,   управляющий   в казенном месте – лат. fama – «молва» или англ. Famous –   «знаменитый». служащий, занимающий довольно высокое положение. Софья Павловна, его дочь  – Софиями часто называют положительных   героинь,   («Недоросль» Фонвизина) Алексей   Степанович   Молчалин,   секретарь Фамусова, живущий у него в доме  – молчалив, «враг   Государственный     мудрость. Время действия Чтение афиши ? дерзости», «на цыпочках  и небогат словами», « дойдет до степеней известных – ведь нынче любят бессловесных». Полковник   Скалозуб,   Сергей   Сергеевич  –   часто неадекватно реагирует на слова героев, «скалозубит». Наталья   Дмитриевна,   молодая   дама,   Платон Михайлович,   муж   ее,   ­   Горичи    ­   не   первом   месте женщина   (!)   ,   ПМ   –   друг   и   единомышленник   Ч,   но невольник, находится под давлением жены и общества – «горе». Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. – опять много женщин, на самом деле плохо слышат, мотив глухоты. Хрюмины. – фамилия говорит сама за себя – параллель со свиньями. Репетилов. – латинское, повторяет за собеседниками. Александр Андреевич Чацкий – изначально Чадский (в чаду,   Чаадаев);   неоднозначная   многогранная   личность, чей характер не выразишь в одном слове; сущ­ет мнение, что имя Александр Г дал, чтобы подчеркнуть некоторую схожесть   с   собой.   Сам   Г   говорил,   что   в   его   пьесе «двадцать   пять   глупцов   на   одного   здравомыслящего человека», коим он считал Чацкого. Возможно, поэтому Г и поместил Ч в самый конец афиши, как намек на его «непохожесть» на других персонажей. Переходим   к   1   действию.   Мы   прочтем   его   частично, обращая   внимание   на   моменты,   которые   помогут   нам ближе   познакомиться   с   основными   героями   комедии, выяснить, какие конфликты и мотивы пьесы намечаются в  1  действии.  Вы   должны   помнить,  что   в   большинстве пьес   1   действие   играет   роль   экспозиции.  Что   это такое? Экспозиция –  Итак, 1 действие комедии начинается с ремарки:  Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню  Софии, откудова  слышно фортопияно с флейтою, которые потом  умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится) (в Уже   здесь   присутствует   комизм.   В   чем?  несоответствии звуков классической музыки со спящей, развалившись в кресле, служанкой) Повторение понятия экспозиции ? Чтение ремарки ? ? ? Чтение 1  явления. ? ? ? ? ? пересказ 2 и 3 явл 4 явление На какой предмет интерьера обращает наше внимание автор? (часы) Как   вы   думаете,   почему   гостиная   не   описана   более подробно?    (Очевидно,   интерьер   уточнит   постановщик пьесы) Я   прочитаю   для   вас  1   явление   пьесы,   а  вы   обращайте внимание на крылатые выражения, которые встретятся в тексте. Какое место в композиции пьесы занимает 1 явление? (знакомит   нас   обстановкой   в   доме   Ф   и   некоторыми происходящими   в   нем   событиями,   предваряет   первую конфликтную ситуацию) В чем важность экспозиции в пьесе? (позволяет ввести читателя\зрителя   в   атмосферу,   в   которой   происходит действие) Учитель:   Вот   так   начинается   действие   комедии.   Уже здесь в действиях  Лизы  есть намек на  мотив,  который станет одним из главных в 1 действии. Что же такого сделала Л? (перевела часы ­­­ обманула ­­­ мотив лжи) Что   мы   узнаем   о   взаимоотношениях   некоторых героев?  ( У Софьи роман с Молчалиным, который она скрывает от отца) Определено   ли   точное   время   начала   действия?  (нет, Лиза   отвечает   неопределенно:   «Седьмой,   осьмой, девятый…») Во  2 явлении  появляется   хозяин   дома   –  Фамусов.   Он открыто  заигрывает   с   Л,   на   что   та   отвечает   довольно смело для служанки: «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица» и «Опомнитесь, вы старики». Про С Л лжет, что та «ночь   целую   читала»   и   только   «сейчас   започивала».   Л старается   говорить   громко,   чтобы   предупредить   С   о появлении   Ф,   но   тот   не   задерживается.   Когда   барин выходит,   Л   произносит   фразу,   ставшую   крылатой: «Минуй   нас   пуще   всех   печалей   \   И   барский   гнев,   и барская любовь». В 3 явлении мы впервые видим С и М, которые появляются  из дверей комнаты С. Л упрекает барышню в безрассудстве, и здесь появляется еще одно выражение, которое ушло в народ: «Счастливые часов не наблюдают» ­ говорит С. Ф застает С, М и Л в гостиной. Он подозревает, что все трое,   особенно   С   и   М   неслучайно   оказались   в   одной комнате   в   столь   ранний   час,   и   отчитывает   своего секретаря и дочь: Фамусов  ? Друг. Нельзя ли для прогулок  Подальше выбрать закоулок?  Как вы думаете, почему Ф говорит такое М?  (он заботится о благочестии дочери, поэтому и просит М в такое раннее время держаться подальше от С) А ты, сударыня, чуть из постели прыг,  С мужчиной! с молодым! ­ Занятье для девицы!  Всю ночь читает небылицы,  И вот плоды от этих книг!  А все Кузнецкий мост, * и вечные французы,  Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:  Губители карманов и сердец!  Когда избавит нас творец  От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!  И книжных и бисквитных лавок!.. Кузнецкий мост ­ улица в центре Москвы. Во  времена Грибоедова на Кузнецком мосту было  множество различных магазинов,  принадлежавшим  преимущественно французским купцам: книжных,  кондитерских ("бисквитных  лавок"), модных нарядов и т.д. Ф старается казаться хорошим отцом, поставить себя в пример С и указать М его место:  Фамусов  Вот попрекать мне станут,  Что без толку всегда журю.  Не плачь, я дело говорю:  Уж об твоем ли не радели  Об воспитаньи! с колыбели!  Мать умерла: умел я принанять  В мадам Розье вторую мать.  Старушку­золото в надзор к тебе приставил:  Умна была, нрав тихий, редких правил. Одно не к чести служит ей:  За лишних в год пятьсот рублей  Сманить себя другими допустила.  Да не в мадаме сила.  Не надобно иного образца,  Когда в глазах пример отца.  Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;  Однако бодр и свеж, и дожил до седин,  Свободен, вдов, себе я господин...  Монашеским известен поведеньем!..  Какие стороны личности Ф раскрываются в этом  монологе? (Ф – хороший отец, заботится о воспитании  дочери, старается сам стать для нее примером) Лиза  Осмелюсь я, сударь...  Фамусов  Молчать!  Ужасный век! Не знаешь, что начать!  Все умудрились не по летам.  А пуще дочери, да сами добряки.  Дались нам эти языки!  Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *  Чтоб наших дочерей всему учить, всему ­  И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!  Как будто в жены их готовим скоморохам. *   Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?  Безродного пригрел и ввел в мое семейство,  Дал чин асессора * и взял в секретари;  В Москву переведен через мое содейство;  И будь не я, коптел бы ты в Твери. "Берем же побродяг" ­ имеются в виду учителя и  гувернеты.  "И в дом, и по билетам" ­ учителя, не живущие "в  доме", а "приходящие", в конце каждого урока  получали "билеты" (особые квитанции) от  родителей своих учеников. По этим билетам  начислялась плата за ученье.  Асессор (коллежский асессор) ­ гражданский чин.  Получение этого чина  ? ? ? ? давало право на личное дворянство. Как отзывается Ф о нравах современного ему  общества? (он настроен против лишнего ученья – языков  и необходимых в свете мелочей) Почему он называет век «ужасным»? (для него, может  быть, слишком много суеты и забот, особенно в ученье) Что мы узнаем о судьбе М и роли Ф в ней? (М не из  богатой влиятельной семьи, даже не из Москвы, а Ф  посодействовал его продвижению по службе, причем  значительно ­­­ Ф имеет влияние и может позволить себе  покровительство над кем­либо) Дальше С, пытаясь отвлечь отца, на ходу придумывает странный   сон,  который   якобы   ее  и   напугал   и   заставил прибежать   в   комнату,  откуда   она   слышала   голос   отца. Сон,   кстати,   хоть   и   выдуман,   однако   предсказывает появление в доме гостя: София  Позвольте... видите ль... сначала  Цветистый луг; и я искала  Траву  Какую­то, не вспомню наяву.  Вдруг милый человек, один из тех, кого мы  Увидим ­ будто век знакомы,  Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,  Но робок... Знаете, кто в бедности рожден... ? С, конечно же, хочет намекнуть на М, но Ф этого не  замечает, ему важнее другое:  Фамусов  Ах! матушка, не довершай удара!  Кто беден, тот тебе не пара. Это первое, что говорит Ф во время рассказа С, он даже  перебивает ее. Что же не понравилось Ф в речи дочери  и почему?(Ф не понравилось, что герой сна С «в бедности рожден», а он не желает отдавать ее за бедного, пусть  даже и любимого человека)  В итоге С удается без особого труда убедить отца, что ? ? Пересказ 5  явления она здесь случайно, М тоже, не особо раздумывая,  избавляет себя от подозрений, сказав, что шел к Ф с  бумагами. Ф отвлекается легко, не настаивая на правде.  Обратите внимание, его заключительные слова: Обычай мой такой:  Подписано, так с плеч долой.  О какой черте характера Ф говорит эта фраза? (о  нежелании всерьез заниматься какими бы то ни было  делами: он подпишет, наверное, любую бумагу, лишь бы  она не доставила ему хлопот, и дальнейшая судьба дела  его не интересует) Так почему же Ф позволяет себя обмануть, ведь  ситуация была довольно прозрачной?  Вспомните его заключительные слова. ( он и не хочет  ничего видеть, ему просто лень заниматься этими  проблемами, он боится хлопот, ведь если принять все  всерьез, придется идти на скандал с С, гнать М.  поэтому  он принимает любую хоть сколько­нибудь  правдоподобную версию, и «с плеч долой» проблему. К  тому же уж слишком увлечен он собой, говорит больше  всех, никому не давая сказать. Такая болтливость и  неспособность остновиться на одном предмете  рассуждения, возможно, сами побуждают собеседников  ко лжи) В 5 явлении Л и С наедине обсуждают возможных  кандидатов на руку С.  Лиза  Вот, например, полковник Скалозуб:  И золотой мешок, и метит в генералы.  ? София  Куда как мил! и весело мне страх  Выслушивать о фрунте * и рядах;  Он слова умного не выговорил сроду, ­  Мне все равно, что за него, что в воду. Как относится С к Скалозубу? (считает его недалеким,  поэтому не сможет с ним жить : «Что за него, что в  воду») Здесь вспоминают и о Ч, с которым С была дружна в  детстве. Л отзывается о нем как о веселом, остроумном  и, главное, влюбленном в С человеке.  Но С не воспринимает всерьез детскую дружбу, и мы  понимаем, что она действительно по­настоящему  влюблена в М.  София  Кого люблю я, не таков:  Молчалин, за других себя забыть готов,  Враг дерзости, ­ всегда застенчиво, несмело  Ночь целую с кем можно так провесть!  Сидим, а на дворе давно уж побелело,  Как думаешь? чем заняты?  Лиза  ? Бог весть,  Сударыня, мое ли это дело?  София  Возьмет он руку, к сердцу жмет,  Из глубины души вздохнет,  Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,  Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.  Обратите внимание, С очень откровенна с Л, а ведь та  всего лишь служанка. Как вы думаете, почему?(они  ровесницы и, вероятно, Л уже давно в доме Фамусовых,  поэтому девушки нашли общий язык, несмотря на разные  социальные положения) 6 явл состоит из одной только реплики: входит слуга и  объявляет: «К вам Александр Андреич Чацкий». Слова Чацкого читает учитель, реплики Софьи и Лизы –  подготовленный ученик.  Какими чувствами переполнен Чацкий? (восторг от  встречи с С, он в приподнятом, даже в возбужденном  настроении, поэтому многословен) Исходя из слов Ч, как  его встречает С? (довольно  холодно, прикрываясь шаблонными светскими  любезностями) Что заставляет С перейти на почти враждебный  Чтение 7 явления ? ? ? ? ? ? тон? (замечание Ч о М) Почему Ч пытается не придавать значения иронии и  холодности С? (он восхищен ею, пытается вернуть  прежний тон отношений) Как Ч отзывается о Москве и ее  нравах? (что нового  покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два)  Почему же тогда он вернулся? ( из этого явления  можно сделать вывод, что любовь к С – причина приезда) Крылатые выражения:  Чуть свет уж на ногах, и я у ваших ног                                             Помилуйте, не вам, чему же удивляться?                                             Гоненье на Москву!                                             И дым отечества нам сладок и приятен!                                         смешенье языков – французского с нижегородским                                              Далее, в 9 явлении Ч встречается с Ф, они беседуют, Ч не перестает восхищаться Софьей.  На этом заканчивается 1 действие комедии.  Со всеми ли действующими лицами комедии мы  познакомились? (нет, только с несколькими) Почему автор знакомит нас в первую очередь именно с  этими персонажами?(потому что дальнейшее действие  будет развиваться вокруг них, остальные герои –  второстепенные) Какие мотивы уже наметились в 1 действии? (мотив  лжи и мотив глухоты как нежелания слышать правду) Как вы думаете, какие наметившиеся конфликты  станут ведущими в пьесе?(конфликт Ч с московским  обществом, его образом жизни и любовный конфликт,  ведь Ч влюблен в С, а она – в М) Вывод: в 1 действии пьесы наметились некоторые  основные мотивы и проблемы : мотив лжи и глухоты (Л  обманывает С, С врет отцу, а тот легко поддается  обману, не желая видеть правды); недовольство Ч  московскими порядками, пока еще пассивное;  влюбленность С в М и неопределенность его чувств к ней; желание Ч восстановить отношения с С. Наметился  любовный конфликт. ? ? ? ? Запись в тетради Домашнее задание Прочитать 2 действие комедии, подготовить устный  ответ на вопрос «За что хвалит Москву Фамусов и  что в  ней осуждает Чацкий?». Выписать в тетради крылатые  фразы из первого действия, учить наизусть.

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"

Конспект урока по литературе на тему,,К вам Александр Андреивич"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018