Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
чтение
4 кл
22.02.2017
Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»
Цель: познакомить учащихся с новым произведением. Задачи: • формировать умение работать с художественным и научно-публицистическим текстом • самостоятельно формулировать гипотезу; • аргументировать свою точку зрения; • способствовать развитию навыков чтения; • уметь работать в парах; • использовать разные приемы работы с текстом; • развивать бережное и внимательное отношение к слову; • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к животным.Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»
лебеди.doc
Конспект урока. Литературное чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди» Цель: познакомить учащихся с новым произведением. Задачи: текстом  формировать умение работать с художественным и научно­публицистическим  самостоятельно формулировать гипотезу;  аргументировать свою точку зрения;  способствовать развитию навыков чтения;   уметь работать в парах;  использовать разные приемы работы с текстом;  развивать бережное и внимательное отношение к слову;  способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к животным.  Ход урока I. Мотивация к учебной деятельности Начинаем урок литературного чтения и знакомство с новым произведением. В нем всегда много тайн и загадок, которые надо научиться разгадывать.  ­ Многие известные писатели в своих произведениях стараются помочь нам узнать много нового о жизни животного мира, научить видеть красоту природы, беречь все, что нас окружает. Попробуйте догадаться, о ком пойдет речь сегодня на уроке  Во   все   времена   эти   птицы   пользовались   у   человека   наибольшей популярностью   Шея, словно буква S, Выгнута особо, Белый цвет ей так к лицу, Птице бесподобной!        (лебедь).  Эти птицы перед смертью взлетают к солнцу с последней песней    21 сентября — в день рождества Богородицы — выпускалась на волю пара этих птиц Существуют словосочетания   «____________                  песня»   «__________________верность» Слайд 1. II. Открытие новых знаний ­ Что знаете об этих птицах? А) Чтение научно­публицистического текста (приложение 1) ­  Приложение 1 Лебеди –  перелетные  птицы.  Лебедь  по красоте  и  силе  назван  царем  всей  водяной птицы.  Белый,   как   снег,   с   гибкой   и   красивой   шеей,   он   прекрасен,   когда   спокойно плывет между зеленых камышей.        Шея лебедя в виде латинской буквы S. Длина тела 1,8 м. На ногах  плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бывают белые и черные. Черные живут в Австралии.       В России живет лебедь­шипун.   У   него   на   клюве   черный   нарост.   Обитает в Западной Сибири.  Прилетают лебеди в места гнездования в апреле. Селятся на больших озерах, берега которых   заросли  камышом.   Гнезда   строят   у   самой   воды,   а   внутри   выстилают материнским   пухом.   Самка   откладывает   до   5­7   яиц,   насиживает   40   суток.   Самец охраняет свою семью от врагов.      Кормятся на мелководье, так как не умеют нырять. Питаются водными растениями, которые растут в воде или на болоте, насекомыми, личинками, червями, лягушками, рыбами. Пищу достают, погружая шею в воду. Обрывают со дна растения и шарят носом по илу. Нос, как ситечко: вода выльется, а вся живность останется.        Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.            Птенцы лебедей начинают плавать и искать пищу сразу, как появятся на свет. Когда лебедята устанут и не могут плыть за мамой, они забираются к ней на спину, чтобы отдохнуть. После 9 месяцев выросшие птенцы покидают семью своих родителей.       Лапы лебедей не приспособлены для ходьбы, поэтому вода – стихия лебедей. Они  тяжелые птицы, из­за этого не могут сразу взлететь и делают разбег, перебирают  лапами и машут крыльями 15­20 метров, а только затем взлетают.       Для человека лебеди олицетворяют красоту, романтику, символ возрождения,  чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением, умением  летать и плавать. Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно. Лебедь­кликун объявлен национальной птицей Финляндии. Лебедь­шипун —  национальная птица Дании,  . Чёрный лебедь — эмблема Западной Австралии, девиз  которой — «Несущий знак лебедя».             К   сожалению,   из­за   мяса,   перьев,   пуха человек   охотится   на   этих   птиц.   В России охота на лебедей запрещена.      Лебеди улетают в Африку в октябре, преодолеть им придется большие расстояния. Давайте пожелаем им счастливого пути и благополучного возвращения на Родину. Беседа по тексту. ­ Что нового о лебеде вы узнали из текста? (Кроме того, что это красивая птица, лебедь сильная птица). ­ Почему лебедя называют царём водяной птицы? (Лебедь по красоте и силе назван  царем всей водяной птицы). ­ Когда лебедь может убить собаку? (Он ударом крыла может убить собаку, если она  бросится на его детей). ­ Можно ли приручить лебедя? ( Да. Лебеди легко делаются ручными). ­ Что в тексте сказано о ручных лебедях? (Ручные лебеди летом плавают в пруду.  Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.)   б)   Прогнозирование.   Работа   с   названием   произведения.   Прочитайте   название рассказа Л.Н. Толстого  ­ Как вы считаете, о чём пойдет речь в произведении? (выдвижение гипотез) ­ Мы  попытались  выдвинуть  свои  предположения, опираясь  только  на  название. Познакомимся с текстом и узнаем, верны ли наши предположения. В) Знакомство с текстом. Текст читает учитель под музыку.        Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный   месяц,   и   лебеди   далеко   внизу   под   собой   видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не   останавливались   и   летели   дальше.   Впереди   летели   старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья,   пошёл   книзу.   Он   ближе   и   ближе   спускался   к   воде;   а товарищи   его   дальше   и   дальше   белелись   в   месячном   свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.        Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он   не   шевелился,   и   только   море,   поднимаясь   и   опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул   шею   и   взмахнул   крыльями,   приподнялся   и   полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами. Г) Первичное восприятие ­ Что же подтвердилось из наших предположения? Каков жанр этого произведения? Докажите. (рассказ, описывается один день из жизни героя) ­Понравилось ли произведение? Что показалось интересным? ­Как описывается полёт лебедей? Прочитайте. ­Сколько дней птицам требуется для перелёта?  ­ Откуда узнали, что они летят долго?  ­Какое слово повторяется в этом отрывке?  ­Зачем автор использует этот приём? (повторением слова «летели» автор указывает на дальность пути.) ­Что узнали об особенностях полёта птиц? («впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее») ­Молодые учатся у старых жизни, законам перелёта. ­Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?  (уморились) ­Почему один молодой лебедь опустился на воду? ­Как море приняло птицу? ­Закройте глаза. Представьте: синее ночное небо, усыпанное звёздами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. ­ Какие чувства вызывает эта картина?  (вызывает тревогу одинокий лебедь, страшно, что ждёт его впереди?) ­Что вызывает особую тревогу?  (лебедь слаб, одинок). ­Что произошло за ночь? ­Тяжело ли ему сейчас? (да, потому что он вздохнул, как человек. Ему тяжело лететь одному) Вывод: путь очень дальний и не все птицы долетают до места зимовки. Среди птиц есть сильные и слабые. Слабым тяжело в полёте. ­ Какие чувства испытывали? (Жалость. Грусть. Тоска. Радость). Ш.  Физминутка. ­IV. Закрепление нового. Работа над текстом. ­ К какому типу относится текст (описание, рассуждение, повествование) Чем этот текст отличается от первого? (первый текст­ сообщает только информацию, не выражает чувств – научно­публицистический, рассказ Толстого выражает чувства, создает образы, это художественный стиль)  ­ Прочитаем в учебнике как называется такой рассказ. V. Работа над иллюстрацией. ­ Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён? ­ Какой эпизод изобразил художник? ­ Найдите и прочитайте в тексте предложение, соответствующее иллюстрации. ­ Каким художник изобразил лебедя? ­ Как думаете, какие чувства он испытывал в этот момент? ­ Как эти чувства помог увидеть нам художник? ­ Составим схему описания лебедя                          Царская птица Лебедь             сильный                                      уставший                           смелый     ­ Известный немецкий писатель И.Гетте говорил: « Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой»   ­ Как , вы, понимаете эти слова? ­ Можно ли эти слова отнести к нашему лебедю? Почему? ­ Да ребята, именно такие черты характера помогут нашему лебедю выжить. VII. Самостоятельная работа. Восстановление текста. Найди и вставь нужное слово. Работа в парах. ­ Используя текст, вставьте в предложения пропущенные слова. 1.На небе был  _______   ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. ­ Замените словосочетание полный  месяц одним словом. (Полнолуние). 2. Все лебеди  ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. ­ Как думаете. Почему они очень устали, но не могли отдохнуть? 3. Силы его  __________ . ­ Каким, словом можно заменить слово ослабел? (Обессилил). ­ Что он мог чувствовать в этот момент? (Погибнет. Не долетит). VIII.Творческая работа. ­ Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»? ­Как думаете, долетит ли лебедь? ( 3­4 человека) IX. Экологическое воспитание. Слайды ­ Мог ли лебедь долететь до нашего парка « Лукоморье»?  –Что с ним случилось? ­ Символами Горпарка стали его постоянные обитатели: белые и черные лебеди, гуси, утки. Люди приходят отдыхать в парк и кормят лебедей. Для них изготовили домики, чтобы в мороз они не замерзали. Лебеди ­ одни из прекраснейших созданий в мире птиц, славятся своей красотой и гордостью, а о верности ходят легенды.  Из семи видов обитающих на земле четыре гнездятся на территории России. Двоих из этой четвёрки не обошла участь редких и исчезающих птиц, они занесены в Красную книгу России  На севере, в зоне тундры на островах и побережье северных морей от Кольского до Чукотского   полуострова,   обитает   самый   маленький   из   лебедей   гнездящихся   на территории Российской Федерации, тундровый или малый лебедь. Размерами он сопоставим с небольшим домашним гусем и весит примерно от 5 до 7 кг. Окрас оперения   снежно   белый,   а   лапы   и   клюв   наоборот   черные.   У   основания   клюва небольшая желтая полоса. Основные причины повлиявшие на то что эти лебеди стали редки это: хозяйственная деятельность человека повлекшая сокращение мест обитания, а также бесконтрольное браконьерство . Всякий раз, когда я вижу в небе стаю белых лебедей, вспоминаю вот такой случай.  Село  называлось Ново­Раевка. Красивое место: речка, луга... И вот однажды осенью  на зимовку летели лебеди. Держались они не очень высоко. Может, хотели на лугах  присесть. Увидел дед Федор стаю, взял ружье и выстрелил наобум. Ранил лебедицу ­  перебил ей крыло. Дед схватил птицу и внес в избу. Когда крыло срослось, вынес ее во  двор, и она ходила с гусями, так и прозимовала. Но крылышко оставалось повисшим.   Подошла весна, птицы стали возвращаться, и вот как­то утром гуси и с ними  лебедушка вышли на луг. А в небе летели лебеди. Лебедушка начала подавать голос, и  вдруг из стаи вниз колом пошел лебедь. Опустился к лебедушке, и они стали крыльями  обнимать друг друга, сцепились клюв с клювом и... умерли вместе. Выяснилось: у  обоих был разрыв сердца.   Вся деревушка  сбежалась смотреть на мертвых птиц, многие плакали. Расходились с  грустью и долго не могли забыть этот случай. А дед Федор то и дело горько повторял: " Ну зачем я в нее стрелял?" Сейчас вся деревня исчезла, нет ее. Все опустело, лишь сады шелестят листвой, будто  говорят: "Не стреляйте в белых лебедей! Не стреляйте, люди!" Песня Витаса « Не  стреляйте в лебедей» X. Создание знаков защиты лебедей.( групповая работа) . ­ отчет о работе групп. Итог: а)  коллективное сочинение синквейна «Лебедь» ­Давайте   попробуем   обобщить   наши   чувства,   наше   отношение   к   этим   прекрасным птицам в синквейне. ­Сочиним синквейн «Лебеди» Например:              Лебеди.                        Чистые, нежные.              Скользят, плывут, тоскуют.                Белоснежное диво природы.                          Прекрасные. б)  ­Чем отличается художественный стиль?     ­  Чем научно­популярный?       ­  В тексте какого стиля для создания образа используется прием олицетворения?        ­ Текст какого стиля содержит информацию о размере, материале, форме, цвете?        ­   Текст какого стиля чаще встречается в  энциклопедии? VIII. Рефлексия (использовать по выбору) 2.Рефлексия деятельности. Продолжи предложение.  1.Сегодня на занятиях было интересно, потому что………….. 2.Я бы хотел похвалить себя за то, что ……………………. Приложение 1 Лебеди – перелетные птицы. Их считают символом красоты, чистоты, благородства.        Шея лебедя в виде латинской буквы S. Длина тела 1,8 м. На ногах плавательные перепонки. Клюв по длине равен голове. Лебеди бывают белые и черные. Черные живут в Австралии.       В России живет лебедь­шипун.   У   него   на   клюве   черный   нарост.   Обитает в Западной Сибири.  Прилетают  лебеди в места гнездования в апреле. Селятся на больших озерах, берега которых   заросли  камышом.   Гнезда   строят   у   самой   воды,   а   внутри   выстилают материнским   пухом.   Самка   откладывает   до   5­7   яиц,   насиживает   40   суток.   Самец охраняет свою семью от врагов.      Кормятся на мелководье, так как не умеют нырять. Питаются водными растениями, которые растут в воде или на болоте, насекомыми, личинками, червями, лягушками, рыбами. Пищу достают, погружая шею в воду. Обрывают со дна растения и шарят носом по илу. Нос, как ситечко: вода выльется, а вся живность останется.            Птенцы лебедей начинают плавать и искать пищу сразу, как появятся на свет. Когда лебедята устанут и не могут плыть за мамой, они забираются к ней на спину, чтобы отдохнуть. После 9 месяцев выросшие птенцы покидают семью своих родителей.       Лапы лебедей не приспособлены для ходьбы, поэтому вода – стихия лебедей. Они тяжелые   птицы,   из­за   этого   не   могут   сразу   взлететь   и   делают   разбег,   перебирают лапами и машут крыльями 15­20 метров, а только затем взлетают.        К   сожалению,   из­за   мяса,   перьев,   пуха человек   охотится   на   этих   птиц.   В России охота на лебедей запрещена.      Лебеди улетают в Африку в октябре, преодолеть им придется большие расстояния. Давайте пожелаем им счастливого пути и благополучного возвращения на Родину. 1.На небе был  _______   ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. 2. Все лебеди  ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. 3. Силы его  __________ . 1.На небе был  _______   ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. 2. Все лебеди  ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. 3. Силы его  __________ 1.На небе был  _______   ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. 2. Все лебеди  ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. 3. Силы его  __________ . 1.На небе был  _______   ______, и лебеди внизу под собой видели синеющую воду. 2. Все лебеди  ___________, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. 3. Силы его  __________ .

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»

Конспект урока по литературному чтение. 4 класс. Тема: Л. Толстой «Лебеди»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017