Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл—4 кл
18.09.2019
В конспекте урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова" затрагиваются такие понятия как: дружба, честность, взаимопонимание, трудолюбие. Для этого урока дети должны прочитать большое количество рассказов Н.Н. Носова, чтобы свободно отвечать на поставленные вопросы. Урок построен в соответствии с ФГОС, помогает детям классифицировать рассказы по определённым темам. Этот урок раскрывает и обобщает для учащихся ценности человеческих отношений, учит их уважать окружающих, ценить дружбу, честность, взаимовыручку, трудолюбие, учит как бороться с недостатками. Урок несёт высокие моральные ценности в жизнь современных учащихся.
Урок литературного чтения 3 класс класс - копия.docx
Головичева Юлия Владимировна (учитель начальных классов)
Урок литературного чтения 3 класс.
«По страничкам произведений Н. Н. Носова»
МАОУ «Гимназия №1» г. Саратов, Октябрьский район, ул. Мичурина 88, тел.236969,
email: sargym1@mail.ru
89271438443, email:ms.golovicheva@mail.ru
Аннотация к уроку
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств.
Задача современной школы – включить каждого ученика в «процесс добывания знаний». В связи с этим появилась необходимость
современного проектирования учебной деятельности, т.е. – технология.
Одна из технологий – развитие критического мышления. Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных
методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую творческую активность,
развивает индивидуальность. Методы и приемы развития критического мышления ориентированы на самостоятельную деятельность ученика
(индивидуальную, парную, групповую) и органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. Дети на уроке работают в четырех
звездочках (группах). Это способствует умению слушать и слышать друг друга, принимать совместное решение.
Урок направлен на развитие восприятия и анализа прочитанных произведений, а также прогнозирование его, на коррекцию
эмоциональноволевой сферы через задания, которые способствуют прочувствовать, сопереживать героям произведения. Мультимедийные средства использованы для достижения самых разных видов дидактических целей: от введения нового материала
до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков, что стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает
их творческую активность.
Урок литературного чтения 3 класс.
Тема: «По страничкам произведений Н. Н. Носова»
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у учащихся развитие речи, умения давать характеристику героям.
Тип урока: Уроки отработки умений и рефлексии.
Задачи урока:
Предметные: учить осознанному чтению, давать характеристику героям и оценку их поступкам, соотносить пословицы и
фразеологизмы с содержанием прочитанного; пользоваться словарями, справочниками,
Метапредметные: развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;
Личностные: воспитывать доброе отношение друг к другу, толерантность.
Коммуникативные: выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
строить небольшие монологические высказывания; применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Оборудование: шляпызакладки трех цветов (золотой, розовый и синий), толковый словарь С.И. Ожегова, портрет Н.Носова, книги
Н.Носова, медиапроектор, экран, презентация, ноутбуки с выходом в Интернет, раздаточный материал (карточки с названиями
произведений, пословицы и поговорки на звездочки), плакат город Н.Н. Носова, магниты на количество детей.
Этапы
1.Самоопре
деление к
деятельности.
Организацио
нный момент
Деятельность учителя
Включение в деловой ритм.
Ребята, посмотрите на парты, проверьте
готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и
улыбнитесь.
Деятельность учащихся
Дети готовятся к работе,
получают позитивный настрой.
УУД
Личностные:
самоопределение;
2.
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
Учитель выявляет уровень знаний, создаёт
ситуацию, при которой повторяются ранее
усвоенные знания, создаётся ситуация
затруднения.
Просмотр отрывка из
кинофильма «Дружок» по
произведению Н.Н. Носова.
Слайд с просмотром отрывка из
кинофильма «Дружок»
Знакомы ли вам эти герои?
По мотивам какого произведения поставлен
этот фильм?
А знакомы ли вам другие произведения этого
автора?
Да, знакомы
Н.Н.Носова «Дружок»
Знакомы.
Ответы детей.
Коммуникат
ив
ные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Коммуникат
ивные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Познаватель
ные:
Логические
анализ объектов с целью выделения
признаков.
обеспечивают
способность к
познанию
окружающего мира:
готовность
осуществлять
направленный поиск,
обработку и
использование
информации.
Сможете вспомнить эти произведения?
Так как вы думаете какая тема нашего урока?
Верно. Слайд (нажим 2 раза)
В каком же жанре работал этот писатель?
Слайд (нажим 2 раза)
А чем привлекают произведения Н.Н.Носова?
По страничкам
произведений Н. Н. Носова
Сказки, рассказы, повести.
Эти произведения весёлые
смешные, забавные, мористические.
В произведениях много
юмора.
Размышления детей.
Размышления детей.
Посмотреть в словарь
По толковому словарю
Ожегова.
Юмор понимание
комического, умение видеть и
показывать смешное,
снисходительно – насмешливое
отношение к чему – либо.
Живая шляпа, Три
охотника, Федина задача…
А как понять юмористические, объясните.
А что такое юмор?
А как нам убедиться кто прав из ребят?
С каким словарем будем работать?
Работа с толковыми словарями.
Откройте словари Ожегова, а те у кого нет
словарей можно посмотреть в компьютере значение
этого слова. (У некоторых на столах ноутбуки с
выходом в Интернет).
Слайд (значение слова юмор)
Следовательно, Н.Н.Носов подоброму
смеётся в своих произведения над героями.
А в каких же произведениях проявляется
юмористическое отношение автора к своим героям,
назовите. Слайд
Ребята, но Н. Носов не только умеет
посмеяться, но и умеет говорить о серьёзных вещах: о
трудолюбии, о честности, о трусости, о хвастовстве, о
дружбе, о лени.
3.
Постановка
Учитель активизирует знания учащихся,
создаёт проблемную ситуацию.
Дети ставят перед собой
задачу.
Коммуникат
ивные: учебной задачи
Работа в парах.
У вас на столах названия произведений,
соотнесите их с теми личностными качествами, о
которых Н.Носов говорит в этих рассказах:
Честность Лень Трусость Дружба
Слайд Слайд Слайд Слайд
Трудолюбие Хвастовство
Слайд Слайд
Честность Лень
Огурцы На горке
Леденец Федина задача
Трусость Дружба
Живая шляпа Телефон
Затейники
Мишкина каша
А какой рассказ можно отнести к двум
группам? К каким именно?
Почему?
Кто отнёс этот рассказа к хвастовству и
почему?
Дети, а кого называют хвастуном?
Давайте узнаем точное значение этого слова.
Как нам это сделать?
Кто нашёл зачитайте. Слайд
Тук тук тук
Трудолюбие
Огородники, Заплатка
Хвастовство
3 охотника Фантазёры
Бобик в гостях у Барбоса
Фантазёры.
Здесь говорится и о дружбе,
и о хвастовстве.
Ответы детей.
Рассуждения детей.
Обратиться к словарю
Ожегова
Хвастуном называют того,
кто хвастает, а до дела доходит не
может сделать то, о чём говорил.
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Регулятивны
е: целеполагание как
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учащимся, и
того, что еще
неизвестно;
4.Построени
е проекта выхода
из затруднения.
Учитель организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
Так может мы их подругому назовём?
Вот автор их фантазёрами назвал, а мы как
назовём?
Работа с текстом.
Выдумщиками…
Коммуникат
ивные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и Прочитайте диалог, где ребята фантазируют.
Читать будем по ролям без слов автора.
А комунибудь плохо стало от их фантазий?
А фантазировать это легко или трудно?
Давайте попробуем пофантазировать.
Каждая звёздочка придумывает какойнибудь
диалог. (Заслушиваем 1 2 звёздочки)
Ну вы тоже настоящие выдумщики!
Ребята, а в этом рассказе какие ещё качества
детей раскрываются? Мальчики выдумщики, а как ещё
можно этих детей назвать? Кроме фантазий их чтото
ещё связывает?
Верно! А какой герой этого рассказа не смог
придумать историю?
Если не фантастическую, то какую же
историю придумал Игорь? Зачитайте.
сверстниками.
Познаватель
ные: умение
адекватно, осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и письменной
речи
Чтение детей.
Нет.
Ответы детей.
Дружба! Они друзья!
Давайте попробуем оценить поступки этих
Игорь.
героев.
Чей же поступок достоин уважения?
А кто бы поступил точно так же?
Дети зачитывают историю.
(…Сейчас… до истории с
Ирой.)
Ребята, мы много прочитали произведений Н.
Носова, а для чего мы читали эти произведения? Чему
они нас учат?
На протяжении многих веков народ подмечал
Игорь Миша и Стасик
Свою вину переложил на другого
человека проявление человеческих качеств и отражал их в
поговорках, пословицах, крылатых выражениях. Вот и
я вам хочу сейчас предложить задание в группах (в
звёздочках)
(1 и 2 звездочки подбирают рассказы к
поговоркам и пословицам; 3 и 4 – к фразеологизмам):
выберите и соотнесите произведения Н. Носова 3 и 4
звёздочки с фразеологизмами , а другие звёздочки с
пословицами.
1 звездочка
(Живая шляпа, Затейники, Телефон,
Заплатка, На горке, Дружок, Три охотника).
1.У страха глаза велики.
2. Терпение даёт умение.
3.Берись дружно, не будет грузно.
4. Друзья познаются в беде.
2 звездочка
(Огурцы, Огородники, Тук тук –тук,
Федина задача ,Мишкина каша, Три охотника. )
1. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3. Робкого и тень страшит.
4. За двумя зайцами погонишься ни одного
не поймаешь.
3 звездочка. СЛАЙД
(Фантазёры, Шарик в гостях у Барбоса,
Мишкина каша, Милиционер, Заплатка.)
5. Итог
Мишин и Стасика.
Доброте, дружбе,
толерантности, честности,
трудолюбию.
Дети выходят к доске,
прикрепляют рассказы, доказывая,
почему это произведение можно
отнести к этой поговорке или
фразеологизму.
1 звездочка
1.У страха глаза велики.
(Живая шляпа, Затейники).
2. Терпение даёт умение.
(Заплатка). урока.
1. Верится с трудом.
2.Разбираться как свинья в апельсинах..
4 звездочка. СЛАЙД
(Три охотника, Незнайка в Солнечном
городе, Незнайка на луне, Заплатка, Федина
задача.)
1. Заливаться соловьём.
2. Попасть впросак.
Что же самое главное в жизни?
Чему учат нас произведения Н. Носова?
В жизни много, ребята, бывает ситуаций,
когда надо отнестись серьёзно, а где то с юмором.
Но главное в жизни – это любовь и дружба.
Человеку хорошо, когда он сам любит, и его
любят близкие и окружающие. В жизни можно
многого лишиться, потерять, но любовь и дружба
должны остаться с вами всегда!
Если ты любишь, то и тебя любят. Сейчас
самые близкие вам люди – это Ваши родители мама и
папа. Эти люди всегда, всю жизнь будут вас любить и
останутся самыми надёжными друзьями!
СЛАЙД + песня Игоря Крутого «Друг» на
фоне этой песни:
Любите и берегите своих близких. Дружите и
цените дружбу! Будьте толерантны по отношению
друг к другу и людям, окружающим вас! СЛАЙД
6.
Рефлексия.
3.Берись дружно, не будет
грузно. (На горке.)
4. Друзья познаются в беде.
(Дружок.)
2 звездочка
1. Сам кашу заварил, сам и
расхлёбывай. (Огурцы)
2. Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда. (Огородники)
3. Робкого и тень страшит.
(Тук тук тук)
4. За двумя зайцами
погонишься ни одного не
поймаешь. (Федина задача)
3 звездочка.
1. Верится с трудом
(Фантазёры, Шарик в гостях у
Барбоса).
2.Разбираться как свинья в
апельсинах. (Мишкина каша). Пусть ваши мечты будут самые светлые и
чистые! И обязательно сбудутся! Любите! И будьте
счастливы вы и ваши близкие!
СЛАЙД
На доске плакат Город Н. Н. Носова с его
произведениями. (Дети выходят по звёздочкам.)
СЛАЙД
– Выберите произведения, которые вы хотели
бы ещё раз перечитать, а может познакомиться с
новыми и поставьте магнитик на это произведение в
городе Н. Н. Носова. А затем возьмите шляпу
закладку , оцените себя на уроке:
золотой цвет шляпы обозначает—
« Я отлично работал на уроке!»;
розовый цвет шляпы «Я хорошо работал!»;
синий цвет шляпы – «Хотелось бы лучше, но
сегодня я не раскрылся! »
На обратной стороне закладки у вас
домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к
любимому произведению Н.Н. Носова.
4 звездочка.
1. Заливаться соловьём.
(Три охотника.)
2. Попасть впросак.
(Незнайка в Солнечном
городе, Незнайка на луне)
Это отношения с людьми.
Они учат нас
взаимопониманию с людьми,
толерантности по отношению друг к
другу, дружбе, честности. Список использованных источников:
Самооценка детей
1.
2.
3.
4.
Произведения Н.Н. Носова.
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Картинки: https://yandex.ru/images/
Кинофильм по мотивам Н.Н. Носова «Дружок»: http://yandex.ru/video/search?filmId=CFROeybDUXI&text=%D0%BA
%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE
%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%BA
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "По страничкам произведений Н.Н. Носова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.