«Дорогие мои мальчишки. Р. Фраерман «Гайдар и дети»
ПУТЕШЕСТВИЕ 12
I. Введение в тему.
Х о д у р о к а
Сегодня на уроке мы должны еще и еще раз найти ответ на вопрос
Как писать для детей?
На этот вопрос мы пытаемся ответить, знакомясь с творчеством нового писателя.
Каждый писатель посвоему отвечал на этот вопрос «Как писать для детей?».
А. Н. Толстой писал, играя и веселясь.
Ю. Олеша писал ярко, празднично, делясь красотой.
М. Пришвин писал зорко, приучая видеть необычное в обычном.
1. Р а б о т а с а в т о р с к и м т е к с т о м (с. 129).
Почему Путешествие названо «Дорогие мои мальчишки»?
Почему Николаю Александровичу нравилось читать книги Гайдара и
Кассиля?
Какое открытие он для себя сделал?
Кто писал о Гайдаре?
ОТРЫВКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ГАЙДАРЕ
Б. Емельянов, автор книги “Жизнь и творчество А. П. Гайдара” пишет о том, что в
его дружбе с ребятами не было и тени отношения “понарошку”. Дружба строилась
всерьез. Одним из замечательных качеств писателя была способность “глубоко
изнутри ощущать ребячью жизнь и понимать ребят с полуслова”.
С. Маршак в статье “Памяти Гайдара” писал: “Гайдар знал, какие струны надо
затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела».
К. Паустовский замечал : “Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного
взгляда, и умел говорить с ними так, что через дветри минуты каждый мальчишка
готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок”.
Кто же мог так глубоко знать Гайдара? (его друзья)
И это действительно так.
В начале урока прозвучал вопрос, какой?
Теперь уточним его… Как писал для детей Гайдар?
Можно ли говорить о творчестве писателя, не зная ничего о нем самом?
1. Б и о г р а ф и я А р к а д и я Г а й д а р а . Жизнь Гайдара мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и
называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное
время».
Родился Аркадий Петрович Голиков – это настоящая фамилия
писателя – 22 января 1904 года в небольшом городе Льгове. Своим же
родным городом он считал Арзамас – там он провел детство и учился в
училище.
14летним мальчишкой ушел добровольцем на фронт – тогда шла
Гражданская война – в Красную Армию. Закончил командирские курсы
и в 16 лет уже командовал полком. Аркадий Голиков любил армию и
мечтал на всю жизнь остаться в ее рядах, но ранение и контузия
подорвали его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Ему было
лишь 20 лет, когда он был уволен в запас.
Впоследствии Гайдар писал: «Вероятно, потому, что в армии я был
еще мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и
девчонкам, какая она была – жизнь, как оно все начиналось и
продолжалось». Так вошел Гайдар в литературу.
Вступая в литературу, Аркадий Петрович Голиков взял себе
литературное имя Гайдар. Что означает это слово? В монгольской
коннице так называли всадника, высланного в дозор, вперед. Есть и
другая версия этого псевдонима: увлекаясь книгами о благородных
рыцарях и мушкетерах, он придумал себе имя по аналогии с именем
ДАртаньян – Голиков АркадиЙ ДАРзамас (то есть из Арзамаса).
Вы уже знаете, что в 1941 году началась Великая Отечественная
война. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он
воевал в партизанском отряде. 26 октября 1941 года Гайдар погиб в бою
с фашистами.
Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с
удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот
настал наш черед открыть для себя мир повестей и рассказов Гайдара.
Его рассказы и повести – «Р.В.С», «Горячий камень», «Школа», «Чук и
Гек», «Дальние страны», «Дым в лесу», «Четвертый блиндаж», «Голубая
чашка», «Военная тайна», «Тимур и его команда» – это его последняя
книга вы найдете в библиотеке. II. Работа с текстом Р. Фраермана «Гайдар и дети». (стр.130)
Работа с текстом во время чтения.
1)– Почему Фраерман назвал свою книгу «Гайдар и дети»?
(Уважительно к ним относиться, быть серьёзным, не «сюсюкать»,
2) Комментированное чтение текста
.
– Чем же Гайдар так их привязывал к себе? Можете предположить?
– Что значит в его представлении любить детей? Попробуйте предположить.
общаться
на равных.)
– Что это значит – прихотливый народ?
– Как вы понимаете выражение «душевная связь»?
– Поверил ли автор Гайдару, утверждавшему, что он живёт, а не играет с детьми?
Какая история убедила его в искренности слов Гайдара?
После чтения:
– Перечитайте выразительно историю (рассказ в рассказе), которая убедила
Фраермана в искренности слов Гайдара
Можно ли действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их
поведения?
– Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Какой наказ С. Маршака в полной мере реализовал в своей жизни А. Гайдар?
(Так добивайтесь взаимности. Это же такое редкое счастье!)
Вопрос 2 учебника (с. 133).
Ответим на главный вопрос урока – Как писал для детей Аркадий Гайдар?
Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах,
дружбе, доброте, верности. А. П. Гайдар в людях особенно ценил умение
прожить жизнь честно, правильно, с пользой для своей страны, для людей.
2) Работа с материалами о биографии Гайдара.
– Почему важно не просто читать книгу писателя, но и знать, какой он?
– Какова главная мысль произведения Р. Фраермана? (О том, что мысль
написать «Тимура и его команду» Гайдару подсказали сами дети.)
III. Обобщение изученного. – За что дети любили Гайдара?
Аркадий Гайдар был не только известным писателем, но и чудесным человеком.
Кто с ним встречался и дружил, навсегда запомнил его как человека доброго,
искреннего, с озорным, но в то же время серьезным взглядом.
Захотелось ли вам еще что то узнать о Гайдаре? Где можно найти материал?
Домашнее задание: рассказ о Гайдаре.
Конспект урока по Литературному чтению 4 класс
Конспект урока по Литературному чтению 4 класс
Конспект урока по Литературному чтению 4 класс
Конспект урока по Литературному чтению 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.