Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
2 кл
13.11.2018
Конспект урока на заявленную тему с учетом возрастных особенностей детей и развивающего обучения.
Дети знакомятся с новым литературным произведением, учиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам,
учиться работать с деформированным и картинным планом рассказа, будут формировать навыки осознанного беглого чтенияКонспект урока по одноименной теме
Филипок.doc
ТЕМА: Л. Н. Толстой «Филипок»
ТИП УРОКА: сообщение новых знаний
ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого
формировать навыки осознанного беглого чтения
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и
чувств
обогащать словарный запас
учить анализировать поступки героев
учить работать с деформированным текстом
развивать эмоционально чувственное восприятие и воображение средствами
изобразительного искусства
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитывать внимательное отношение к людям
развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению
товарищей
воспитывать волевые качества, желание учиться
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
дети должны познакомиться с новым литературным произведением
научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам
научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа
ОБОРУДОВАНИЕ:
портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском
кабинете”
репродукции картин Н.П.БогдановаБельского “У дверей школы”, “Новые ученики”
репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”
фонохрестоматия для начальной школы
раздаточный материал Старославянский алфавит
карточки со словами для работы в парах
карточки с деформированным планом для работы в группах
карточкикартинки для составления картинного плана
презентация PowerPoint
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока.
1).Введение в тему. 2) Словарная работа.
3) Первичное чтение рассказа
4) Прослушивание аудиозаписи отрывка
5) Вопросы после первого прочтения рассказа.
6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.
7) Составление словесного портрета главного героя.
8) Работа над планом.
9) Проверка составленного плана.
3. Итог урока.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять! Слайд №2
II Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого
выполним несколько упражнений.
А) почистить зубки
Б) грибок
В) лошадка
III
Скороговорка.
У него в чернилах щёки. Слайд №3
Ученик учил уроки
А) медленное чтение (хором)
Б) чтение с ускорением (хором)
В) беглое чтением (индивидуально)
IV Проверке домашнего задания
Какое произведение вы читали на прошлом уроке?
Кто автор этого произведения?
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь
посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений – 90 томов.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень
любил детей. В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных
людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл в своём имении
Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам
учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Здесь каждый
занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Но
книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда
много работы Л.Н.толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во
многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
На прошлом уроке мы познакомились с одним из произведений Л.Н.Толстого
«Старый дед и внучек».
А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали дома это произведение.
Откройте учебник на стр. 110. Перед вами рассказ.
Найдите в тексте и зачитайте, почему дедушку не сажали за стол?
Зачитайте, что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
Зачем Миша делал лохань?
Почему родители Миши заплакали?
Как родители стали относиться после этого к дедушке?
Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?
Есть ли в вашей семье старые люди? Как вы к ним относитесь?
Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений
великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых
русских художников Н.П. БогдановаБельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем
толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.
Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника
И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.
Слайд №4
2. Работа по теме урока.
1). Введение в тему.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.
С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав слово.
слово школа.
Слайд №5
Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?
Как школа связана с писателем?
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна
и преподавал в ней со своими дочерьми.
Слайд №6 Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил
в эту книгу.
Слайд №7
Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.БогдановаБельского мы
перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена
Л.Н. Толстого.
Мы тихонько заглянем на урок.
Что делают дети? (Все дети пишут).
Слайд №8
Приоткроем дверь в другой класс.
Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).
Эту картину написал тот же художник Н.П.БогдановБельский, и называется она
“Новые ученики” (прим. или “Новички” разная трактовка названия картины).
Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.
Слайд №9
По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет
являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.
ФЕР
ИЖ
ЛЮД
ИЖ
ПОКО
Т
Ф
Э
и
И
л
Э
и
Й
п
О
Н
о
КАК
О
к
Слайд №10
Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).
2) Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова:
слобода
пострелёнок
бедовый
Слайд №11
Физкультминутка
3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Филипок их уже
знал и немножко читать умел”. Слайд №12
4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.
5) Вопросы после первого прочтения рассказа.
О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).
Кто является главным героем?
Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе? Какие слова и выражения вам были непонятны?
Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.
Подённая работа работа с оплатой по отработанным дням.
Украдкой выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.
Слайд №13
Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?
Как называется такой жанр произведений? (Быль).
Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.
Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику
А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели
дети в 19 веке.
Слайд №14
6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.
Почему мама не пустила мальчика в школу?
Почему Филипок решил пойти?
Как мальчик собирался в школу?
Где находилась школа?
Знал ли малыш дорогу?
Какие опасности встретились ему на пути?
Почему Филипок не решался войти в школу?
Как он вёл себя, зайдя в класс?
Как ребята объяснили появление мальчика в школе?
Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.
Как вёл себя малыш после похвалы учителя?
Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?
Составим его словесный портрет.
7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.
У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют
мальчика.
Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий,
любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный,
целеустремлённый.
Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий
(смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился
складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться),
весёлый. Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика,
погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда
Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика
в школу).
8). Работа над планом. Работа в группах.
У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последова
тельности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями
рассказа.
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
Слайд№15
Группе слабомотивированных учащихся предлагается составить картинный план
рассказа (представлены 2 вида картинного плана)
Слайд №13 (№16)
9) Проверка составленного плана.
а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.
б) Проверка по картинному плану.
3. Итог урока.
С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
4. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Как бы вы оценили свою работу?
Слайд №17
5. Домашнее задание.
Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Конспект урока по литературному Чтению "Филипок" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.