Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
21.01.2018
Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс
Урок запланирован с учётом интеграции семи модулей. На уроке используются разные формы работы: парная, групповая. В содержание урока включены разные виды заданий направлены на анализ текста: кластер ,Ромашка Блума. Задания направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся. Данный урок направлен на формирование читательской грамотности учащихся.Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
К. ПаустовскийКот ворюга.docx
Краткосрочное планирование 4 класс Предмет, четв. дата Тема урока Цель урока Ожидаемые результаты Литературное чтение 2 четверть Паустовский К.Г. «Кот­ворюга» 1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным  произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка  работы в группах; 2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;  3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему  живому. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность  поведения героев, делать выводы. Оформлять свою мысль в речевое высказывание. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст. Этапы урока Эмоцион. настр. Актуализаци я опорных знаний Постановка учебной задачи   Содержание урока «Кувшин счастья» Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный  кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас   вылейте  его на себя.   Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.  Проверка домашнего задания Узнай героев сказок. ­ по репликам из сказок и мультфильмов: ­ Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин) ­ Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился… (кот Базилио) ­ Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд) ­Что объединяет всех этих героев? ­Как думает о ком будет произведение? Сообщение темы и цели урока Поставьте цель урока. Закончите предложения: Узнать…. Учиться…. Определить….  Развивать…. 1. Слово об авторе Настя подготовила сообщение о Константине Паустовском.  Работа по теме урока Формы работы ПР ПР ПР ФР Родился Константин Паустовский в Москве в семье  железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в Киеве: в  гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором  трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую  мировую войну – санитаром,  потом учил детей литературе, работал  журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным  корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси. Но никогда  не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А  природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда  делает какие­то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след.  Каждый писатель, и Паустовский – в их числе.   ­ Какие рассказы этого писателя нам уже знакомы? (Заячьи лапы, Барсучий нос, Растрёпанный воробей, Корзина с еловыми шишками, Подарок) 2. Приём «ключевые слова» 1. Москва   2. Кондуктором трамвая  3) санитар   4) открытия  5. Журналист  6.  природа ГР 3. Работа с текстом до чтения  ­ Обратим внимание на название.  ­ О ком пойдет речь? ­ Как вы думаете, по названию он будет отличаться от     других котов? ­ ­ Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? ­ Как называет его автор? ­ Давайте подберём однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто  ворует. (вор, воришка, ворище, ворюга)  Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор),  хитрюга (очень хитрый). ­ Что означает это слово? ­ Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) ­ Как вы думаете, почему автор назвал кота – ворюга? (предположения  учащихся). 4. Лексическая работа Отчаяние – состояние безнадёжности, безвыходности Кукан – верёвка, на которую надевают пойманную рыбу Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека Плотица – небольшая рыба  плотва Подпалина – рыжеватое пятно на шерсти животного 5. Чтение текста Сейчас вы послушаете произведение, после скажите, к какому литературному  жанру оно относится и почему вы так решили. 6. Чтение рассказа с остановками. Чтение первой части.  – Как характеризует кота автор? – Какая сцена вызвала у вас улыбку? – Почему он воровал?                                                                                          ­ Как вы думаете, поймают ли кота? Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из­под дома? Остановка во второй части. – Как вы думаете, что сделают с котом? Чтение второй части до конца. – Оправдались ли ваши предположения? – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?   (Вид кота вызвал чувства жалости, сострадания.)                                                      – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится? Чтение третьей части.  ­ Какой момент является завязкой?   (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы.  Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали  развиваться дальнейшие действия.)  ­ Давайте определим кульминационный момент в рассказе. (Поимка кота) ­ В чём заключается развязка в этом произведении?  (Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в  Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.) ­ К какому литературному жанру относится это произведение?                   ­ Почему? (рассказ). Закрепление пройденного материала Кот был:  ИР в) через 2 недели б) белый в) рыжий б) облезлый в) грязный б) через неделю б) 2 месяца  в) 2 недели 1. Мини тест 1. а) серый   2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:  а) через 2 дня 3. Хвост у кота был:  а) пушистый   4. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц  5. Кот полез с колбасой: а) на дуб   6. а) как камень  7. Будил всех: а) стук яблок 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня 9. Поесть давали коту: а) сметану  10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день (слайд 12) б) как футбольный мяч Кот свалился с берёзы: б) на тополь  в) на берёзу б) стон кота в) ветер б) карася в) плотицу б) жареную свинину в) творожники в) через 2 дня Ключ:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. В                                        Б В А В Б А В А, Б, В  А 2. Работа в группах по анализу содержания 1группа. Кластер внешний вид кота:  рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза,  тощий, огненно – рыжий с белыми подпалинами на животе. Характеристика:  (вывод) Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках,  бродяжничает, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. Ведь  ГР это человек довёл его до такого состояния.  2 – я группа действия и поступки: Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб;  разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на   «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, противно  выл, отчаянно упирался, вцепился зубами в рыбешку, вцепился мертвой  хваткой. Характеристика по описанию: (вывод) Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали,  что это делает хулиган­ мальчишка,(олицетворение) т.е. на лицо явное  очеловечивание. Нам кот  понравился, он смел, решителен, самостоятелен.  Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как – то жить. 3 – я группа  авторская оценка: Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж  средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот – беспризорник. Характеристика по описанию: (вывод) Кот  нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем гордость за то, что он как – то ищет выход  из  своего «голодного положения». 4 – я группа  описание дома: – Найдите описание пейзажа.  Какую роль играет он в тексте? Почему К. Паустовский начал описывать  дом? Какая связь между котом и домом? Дом был маленький. Стоял в заброшенном, глухом саду. К которому было  тяжело добраться. Что объединяет с котом­ворюгой: (вывод) Дом такой же одинокий, никому не нужный, никто за ним не ухаживает,  стоит сам по себе. 5 группа Какие чувства испытывал кот, до того момента когда его поймали? Отношение к коту тех людей, с которыми встретился? Почему он был таким? ­ Кто его мог довести до такого состояния? 6 группа Какие чувства испытывал кот, после того момента когда его поймали? Отношение к коту тех людей, с которыми встретился? Благородный поступок, дрожа от негодования, хозяин и сторож, терся головой о ноги ­ Почему он стал таким? ­ Кто ему помог, стать таким?  Итог урока ГР Приём «Ромашка Блума»   Простые вопросы. Какие изменения произошли в  поведении кота и  как его  назвали ребята? Милиционер. Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый,  мирный, кот­ хозяин, кот – защитник). Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла  охота? Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал  воровать? Оценочные вопросы.  Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А  что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот? Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота? ­ Почему же кот воровал? (был беспризорник, бродяга, хотел есть) ­ Предположите, как мог кот стать беспризорником? (не заботились, выгнали, хозяева уехали в  город, а его оставили в деревне) – Что изменило кота? (доброта людей, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть  хозяин) – Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Какую важную  мысль мы должны понять, познакомившись с рассказом? Какова главная мысль этого произведения? ­ Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую?     Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа. Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту,  внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного,  благородного кота.  (  Добро побеждает зло, важно доброе отношение к животным, ведь это человек доводит их до  отчаянного состояния.) Рефлексивно – оценочный этап Продолжить фразы: ­Быть добрым­ это значит… ­Быть добрым легко….. ­Быть добрым тяжело…. Домашнее задание Написать письмо 1 группа – коту­ворюге,  2 группа – ребятам из рассказа,  3 группа – автору,     4 группа – всем людям. ­Какой совет вы бы хотели им дать?

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс

Конспект урока  по литературному чтению на тему : К. Паустовский "Кот ворюга" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018