Конспект урока
Литературное чтение
Во 4 «а» классе МБОУ СОШ №4
Золотарёвой Виктории Андреевны
Урок: Литературное чтение
Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача»
Цель урока: научить осознанно воспринимать текст, выделять его специфику, определять главную мысль и героев произведения.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и приемы:
Словесный: подводящий диалог
Наглядный: иллюстрации
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая
Планируемые результаты:
Предметные:
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою.
Личностные:
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрациями.
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Коммуникативные УУД:
- выразительно читать текст;
- слушать и понимать речь других
- контролировать действия партнера, воспринимать речь учителя и товарищей.
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Оборудование: Презентация, Учебник литературное чтение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4 кл 2 часть
Ход урока
Задача |
Этап |
Учебная ситуация |
УУД |
Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Организовать детей на совместную деятельность |
Организационно – мотивационный |
- Здравствуйте, ребята. - Меня зовут Виктория Андреевна. Присаживайтесь.
|
-Здравствуйте!
|
Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы. |
|
|||
Актуализировать ранее полученные знания |
Актуализация знаний учащихся |
- Мы продолжаем путешествовать по страницам замечательной книги. И сегодня мы отправимся в наше 14-е путешествие. Но прежде чем начать разговор по новому разделу, я хочу вам предложить два литературных кроссворда. Только разгадав их, вы сможете сказать сами, о чем и о ком мы сегодня будем с вами говорить.
|
10. Герой, очень любивший газированную воду с сиропом (Сиропчик). |
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; |
|
|||
Сформулировать совместно с детьми тему и цель урока |
Постановка темы урока и цели |
- Герои каких произведений были использованы в кроссворде? Кто их автор? - Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. - О чем же еще мы будем говорить сегодня? - Как вы понимаете значение слова “сатира” и значение слова “юмор”? - А сейчас я прошу вас открыть учебник и прочитать название “Путешествия”. - Какое оно? (самостоятельно). - Предлагаю вам поработать в группах, самостоятельно прочитать и разобраться, а потом ответить на вопросы, записанные на доске: 1. Кого называли “чистокровным детским юмористом”? 2. Почему Н. Носов не обижался, когда его называли сатириком? 3. Зачем нужен сатирический жанр в литературе? Чем сатира отличается от юмора? - Значит, с произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? - Что вам известно о Николае Носове? -
А что это за произведение вы отгадаете, восстановив перемешавшиеся буквы?
|
Н. Носов
О сатире и юморе
- познакомиться с произведением Н. Носова «Федина задача |
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные: - слушать и понимать речь других - контролировать действия партнера, воспринимать речь учителя и товарищей.
Коммуникативные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; |
Алгоритм самооценки: Какова была цель задания (задачи)? Удалось получить результат (решение, ответ)? Самостоятельно или с чьей – то помощью? |
|||
Познакомить учащихся с новым материалом |
Открытие новых знаний |
- Попробуйте предположить о чём будет это произведение? - Давайте перед чтением проведем словарную работу. - Как вы понимаете эти слова? Словарная работа · Рокочущим басом – низким мужским голосом · Титулярный советник – гражданский чин 9 класса · Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. · Борзая – быстрая |
- ответы детей
|
|
|
|||
Применить полученные знания на практике. |
Применение знаний на практике. |
- Сейчас я вам включу небольшой отрывок этого рассказа в исполнение Льва Дурова, а вы, прослушав его, предположите, как будут развиваться событие дальше. - Затем мы, проверим ваши предположения и сами прочитаем рассказ. - Как вы думаете, как дальше будут развиваться событие? Чтение рассказа по цепочке. - Какое настроение вызвал у вас рассказ? – Над кем вы смеялись? Над Федей? Или над собой? - О чем хочется спросить автора произведения? - Расскажите, каким вам представляется Федя? - Какой у него характер? - Можно ли сказать, что Федя – человек с чувством юмора? Почему вы так думаете? Объясните. - Нравится ли вам Федя? Почему? - Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? - Найдите строки, где автор смеется над Федей - Как вы думаете, просто так автор написал рассказ или же есть авторский замысел, “спрятанный между строк”? - Что здесь присутствует: юмор или сатира? (Жанр мягкой, доброй сатиры. Он не высмеивает Федю, а на его примере предлагает читателю задуматься над собой. - Как вы думаете, автор все выдумал? - А может быть все это на самом деле? - Не случилось ли с вами подобное? - Зачем автор написал такой рассказ? - Если бы автор этих замечательных произведений был сейчас здесь, какой бы вы ему вопрос задали? - Сейчас вы поработаете в группах: 1 группа: Устное рисование портрета Феди Рыбкина. 2 группа: Чтение по ролям небольшого отрывка рассказа. 3 группа: соберите задачу и решите её. Проверить по алгоритму самооценки. - Сейчас вы выполните еще одно задание: я разбила текст на части, а вы должны их озаглавить. Для этого вы поработаете в группах. Проверить фронтально.
- Вот мы и пришли к ответу на вопрос: зачем нужна сатира?
|
- ответы детей
- Осмеивает
- 20 раз прочитал задачу и все равно ничего не понял
- Чтобы дети, смеясь над своими недостатками, избавлялись от них
|
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: - Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Регулятивные: -Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрациями.
Коммуникативные: -Оформлять свои мысли в устной и форме. – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: - Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. |
Алгоритм самооценки: Какова была цель задания (задачи)? Удалось получить результат (решение, ответ)? Самостоятельно или с чьей – то помощью? |
|||
Подвести итог урока. |
Итог урока. |
- А сейчас давайте подведём итог нашей работы. - С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились? - Кто был главный герой? - Чему учит этот рассказ? - Назовите пословицу, которая подходит к нашему уроку. - Что полезного для себя вы взяли из рассказа? - Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. - Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может в его произведениях вы встретите знакомых.
|
|
Коммуникативные: - Оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
|||
|
Оценочно-рефлексивный этап.
Домашнее задание |
- А сейчас, давайте каждый из вас оценит свою работу на уроке, выберите цвет, который наиболее подходит к вашей работе на уроке. - Поднимите руку, кто выбрал зеленый цвет. - Молодцы! - Поднимите руку, кто выбрал желтый цвет. - Хорошо! - И поднимите руку, кто выбрал красный цвет. - Наш урок подходит к концу.
Задание 5, с. 154 учебника. |
|
Коммуникативные: - Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной |
Я доволен своей работой на уроке, потому что…
Мне было трудно, но я старался выполнить все задания..
Мне было очень трудно. Мне нужна помощь … |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.