Аннотация
Данная методическая разработка раскрывает методику планирования современного урока в 4-м классе по предмету «Литературное чтение», по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова согласно требованиям ФГОС НОО. Материал представлен в виде технологической карты урока, в которой показаны виды учебной деятельности учащихся и учителя по достижению планируемых результатов – предметных, личностных, метапредметных – и по формированию УУД (универсальных учебных действий).
Введение
Представленная в разработке тема «Внутренний мир героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора» способствует в сознании учеников формированию ценностно-окрашенного образа внутреннего мира героев, как своего собственного. С целью показать своеобразный мир детской души. Убедить, что каждый ребёнок имеет право на счастье, потому что только из счастливых детей вырастают счастливые взрослые. Особое значение уделяется лучшим человеческим качествам, которые есть в детях. Чтобы они сохранялись и у взрослых. Это создаёт условия для понимания учащимися проблемы сохранения этих качеств и у взрослых. Человек счастлив, если живет в согласии с другими людьми, бережно, уважительно относится к окружающим. Единая цель жизни всех людей - это доброжелательное отношение к людям.
Данный урок проводится в первом полугодии и входит в третий раздел учебника литературного чтения Е.И.Матвеевой «Штрихи к портрету» (11 ч), в котором на изучение представленной темы отводится 2 часа. Урок включают практическую работу: индивидуальную, групповую, фронтальную с использованием разнообразных форм проверки. Строится на принципах системно-деятельностного подхода .
Тема урока: «Внутренний мир героев в рассказе А.П.Чехова Детвора».
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Вид урока: урок - исследование
Цель для учителя: создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью изобразительных средств и портретной характеристики.
Цель для обучающихся: осознание необходимости раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью изобразительных средств и портретной характеристики.
Предметные результаты: продолжить работу над созданием образов (портретов) главных героев; находить изобразительные средства, использование которых позволит убедительно для других отразить свой замысел и настроение; формировать основы информационной компетентности, через работу с первоисточниками (авторский текст, словари); работать над совершенствованием навыков чтения; размышлять о характере и поступке героев.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её, работать с разными видами информации, представленными в текстовой форме; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в группах; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Личностные УУД: ценностное отношение к учебной деятельности и желание учиться; осознание создания единства изобразительных средств в литературе и искусстве для раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью изобразительных средств и портретной характеристики; определять собственное отношение к поступкам героя; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые технологии: технология системно-деятельностного подхода и проблемно - диалогического обучения.
Педагогические методы: частично-поисковый, моделирование.
Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы.
Межпредметная связь: русский язык, ИЗО.Заключительная часть
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность. Умеют находить в книгах нужный материал. На данном уроке дети объединяются по трём уровням способностей: средний, низкий, высокий. Чтобы более успешными быть и комфортно чувствовать себя. Использование технологии системно-деятельностного подхода, включение учеников в интерактивные формы деятельности, проблемно - диалогического обучения позволит ребятам самостоятельно открывать знания. Дети усовершенствуют умения принимать, сохранять цели и задачи учебной деятельности, оценивать, корректировать свою деятельность, грамотно строить предположения и выводы, работая в группе. Распределять обязанности и функции. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Педагогические приёмы: поиск ответов на поставленный вопрос дети формулируют ответ, выдвигая гипотезу, а затем её проверяют. Учебное задание составление «портретных характеристик героев», заполнение таблицы направлено на формирование в совокупности нескольких результатов: сотрудничество и коммуникация. УЗ позволяют формировать УУД: самоорганизацию и саморегуляцию, сотрудничество; личностный смысл учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение выходить из спорных ситуаций, не создавать конфликты. Определение общеё цели урока. Этапы её достижения. Осуществлять взаимоконтроль, оценивать свое поведение и поведение окружающих. На этапе рефлексии с помощью «Ладошек» дети смогут определить удачи и неудачи. От чего это зависит? Координация усилий и разделение ответственности за конечный результат. УЗ направлено на коммуникацию.
Список литературы для учителя
1. Программа по литературному чтению к учебникам Е.И.Матвеевой. Литературное чтение. 4 класс (1-4). Части 1 и 2. – Вита – Пресс, Москва-2014;
2. «Литературное чтение». Методическое пособие для учителя. М. Вита - Пресс, 2014.
Список литературы для учащихся
1. «Литературное чтение». Учебник в двух частях. М. Вита - Пресс:, 2014. Допущено Министерством образования РФ.
2. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Матвеева Е.И. М. Вита - Пресс:, 2014. Допущено Министерством образования РФ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Методическая разработка урока
ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОЕВ В РАССКАЗЕ А.П.ЧЕХОВА. ДЕТВОРА.
Литературное чтение, 4 класс, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова
Т.И.Черкашина,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2017Данная методическая разработка раскрывает методику планирования современного урока в 4м классе по предмету
«Литературное чтение», по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова согласно требованиям
ФГОС НОО. Материал представлен в виде технологической карты урока, в которой показаны виды учебной деятельности
учащихся и учителя по достижению планируемых результатов – предметных, личностных, метапредметных – и по
формированию УУД (универсальных учебных действий).
Аннотация
Введение
Представленная в разработке тема «Внутренний мир героев в рассказе А.П.Чехова «Детвора» способствует в
сознании учеников формированию ценностноокрашенного образа внутреннего мира героев, как своего собственного. С
целью показать своеобразный мир детской души. Убедить, что каждый ребёнок имеет право на счастье, потому что
только из счастливых детей вырастают счастливые взрослые. Особое значение уделяется лучшим человеческим
качествам, которые есть в детях. Чтобы они сохранялись и у взрослых. Это создаёт условия для понимания учащимися
проблемы сохранения этих качеств и у взрослых. Человек счастлив, если живет в согласии с другими людьми, бережно,
уважительно относится к окружающим. Единая цель жизни всех людей это доброжелательное отношение к людям.
Данный урок проводится в первом полугодии и входит в третий раздел учебника литературного чтения
Е.И.Матвеевой «Штрихи к портрету» (11 ч), в котором на изучение представленной темы отводится 2 часа. Урок
включают практическую работу: индивидуальную, групповую, фронтальную с использованием разнообразных форм
проверки. Строится на принципах системнодеятельностного подхода .
Тема урока: «Внутренний мир героев в рассказе А.П.Чехова Детвора».
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Вид урока: урок исследование
Цель для учителя: создание благоприятных условий для раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью
изобразительных средств и портретной характеристики.
Цель для обучающихся: осознание необходимости раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью
изобразительных средств и портретной характеристики.
2Предметные результаты: продолжить работу над созданием образов (портретов) главных героев; находить
изобразительные средства, использование которых позволит убедительно для других отразить свой замысел и настроение;
формировать основы информационной компетентности, через работу с первоисточниками (авторский текст, словари);
работать над совершенствованием навыков чтения; размышлять о характере и поступке героев.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её, работать с разными видами
информации, представленными в текстовой форме; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать
самостоятельно простые выводы, переводить информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать (совместно с учителем) свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять действия по намеченному плану, а также по
инструкциям, содержащимся в источниках информации, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат
своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге;
формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в группах; проявлять доброжелательное отношение
к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Личностные УУД: ценностное отношение к учебной деятельности и желание учиться; осознание создания единства
изобразительных средств в литературе и искусстве для раскрытия внутреннего мира героев А.П. Чехова с помощью
изобразительных средств и портретной характеристики; определять собственное отношение к поступкам героя; развитие
навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые технологии: технология системнодеятельностного подхода и проблемно диалогического обучения.
Педагогические методы: частичнопоисковый, моделирование.
Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы.
Межпредметная связь: русский язык, ИЗО.
Средства обучения: ТСО (Приложение 1), учебник Е.И.Матвеевой, рабочая тетрадь, заготовка таблицы, карточки с
именами. В.В. Репкин Учебный словарь русского языка // ХарьковМоскваТомск; ИНФОЛАЙН, 1993.
3Этапы урока/
формы работы
Организационный
/
фронтальная
(самоопределение
к деятельности)
Создание
проблемной
ситуации /
фронтальная,
индивидуальная
Основная часть
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
I.
Мотивационноцелевой
Задача: создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность.
Прекрасный день у нас,
Гостями полон класс.
Что сказать им надо?
Видеть вас мы очень рады!
Присаживайтесь. Если вы готовы к общению выполните упражнение
«Ладошки» (Дети здороваются в парах ладошками).
Начинаем урок литературного чтения с хорошим расположением
духа, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям,
попробуем понять, что нам хотел сказать автор.
Предлагаю вместе сочинить урок! (Приложение 2).
Нам прислали Тубус. Предлагаю открыть. Что это?
Что можно с ним сделать?
Вспомним название изучаемого раздела.
Вы догадались, что мы должны сделать?
Задача: создание ситуации успеха.
– Как изобразить незнакомого человека?
Ваши гипотезы: составить «Портретные характеристики героя».
Проверим гипотезу и выступим в роли: исследователей, зрителей,
читателей, и творцов. Чтобы было комфортно предлагаю работать в
группах.
Ответ кроется в языке художников творцов: писателя и
портретиста.
Проверяют свою готовность
к уроку. Осуществляют
самоконтроль.
Проявляют
любознательность,
эмоциональную
отзывчивость к словам
учителя.
Чистый лист.
Нарисовать на нём. Штрихи
к портрету. Нарисовать
портрет.
Учащиеся выдвигают
предположении (гипотезы).
«Портретные
характеристики героев»
УУД
: желание
Личностные
УУД
учиться и
ценностное
отношение к
учебной
деятельности.
Регулятивные
УУД
:
навык
самоконтроля и
самоорганизации,
принятие учебной
цели.
: самим
Познавательные
УУД
задавать вопросы,
отвечать на
простые и
сложные вопросы
учителя.
4Актуализация
знаний и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии /
фронтальная,
индивидуальная,
групповая
1.
2.
оздание разрыва между знанием и незнанием.
Задача: с
Для этого определим главные понятия урока, послушав
стихотворение.
Портрет – души зерцало.
Он – тайн людских тайник.
Он с самого начала,
К сокровищам привык.
В нём всё: лицо, манеры,
Движенья рук и взгляд –
О странностях так смело,
С твоих страниц кричат.
Мой автор, добрый гений,
Создатель вечных строк,
Портретов – откровений,
Дающих нам урок,
Ты думаешь, ты веришь,
Что тайные слова
Читателю доверишь…
А ОН…. Поймёт всегда!
– Назовите ключевые понятия урока?
Что такое портрет?
Душа?
Мнения разошлись. Чего нам не хватает?
Что поможет решить нашу проблему? Обратимся к толковому
словарю. Ваша задача посоветоваться и определить какое
лексическое значение поможет точно найти ответ на вопрос урока.
Вывод: ответ раскрывает второе значение слова портрет
описание внешности персонажа в литературном произведении. А
душа в первом (от слова дух) – внутренний мир, сознание человека.
1.
5
Актуализируют
необходимые знания,
делают вывод
Читает подготовленный
ученик
Коммуникативны
е УУД
: слушать и
понимать других,
участвовать в
диалоге,
высказывать свою
точку зрения.
(Портрет, душа).
Дети высказывают свои
предположения.
Знаний
Словарь
Дети работают с толковым
словарем русского языка
Портрет –
описание внешности
персонажа в литературном
произведении.
Душа (от слова дух) –
Внутренний мир,
сознание человека;
Предметные
УУД:
формировать
основы
информационной
компетентности,
через работу с
первоисточникам
и (словари)Создание условий
для
целеполагания
учащихся.
Формулирование
учебной задачи
учащимися и
учителем /
фронтальная
3.
и задачи урока.
Художник, писатель должен выбрать определенный объект
изображения его мыслей чувства, переживания. Таким образом
раскрыть его душу.
Задача: способствует развитию умения формулировать тему урока,
определять учебную цель
– Сформулируем тему урока: …
– Какие жизненные ситуации могут раскрыть внутренний мир
человека? (радость, беда, игра). Почему игра?
Игра связана с особым накалом чувств, искренних переживаний,
ребенок, азартно включившийся в неё, становится как бы более
уязвимым для понимания его внутреннего мира.
Какое произведение нам поможет раскрыть внутренний мир
героев?
Почему именно произведение Детвора Антоши Чехонте нам
поможет?
Какую УЗ (учебная задача) поставим перед собой?…..
А для этого составим портретные характеристики героев.
Приложение 3.
Портретная характеристика
В первом
определение слова душа
внутренний мир, сознание
человека.
игру
«Внутренний мир героя в
рассказе А.П.Чехова
Детвора»
Через
можно
раскрыть внутренний мир
героев, т.к. именно в игре
каждый ребёнок проявляет
свою истинную натуру.
Антона Павловича Чехова
«Детвора».
Сегодня на уроке мы
попробуем раскрыть
внутренний мир героев А.П.
Чехова
Познавательные
УУД
:
определять тему
урока и ставить
цель; доказывать
своё мнение,
используя знания;
анализировать и
определять
недостающие для
ответа на вопрос
знания.
Регулятивные
УУД: принимать
и сохранять цель,
учебную задачу
Проектирование
будущих учебных
действий /
фронтальная.
Задача: способствует развитию умения составлять план работы на
урок.
Спланируем работу. Для этого заполним «Лесенку знаний». Какая
цель?
Для этого на первой ступеньке…..
4 закрепить
3 применить
2 открыть
1повторить
повторить
Подняться до вершины
Составляют план работы в
соответствии с каждой
ступенькой: на 1й
повторить, что знаем по
содержанию произведения,
на 2й открыть, что то
новое, на 3й применить
полученные знания, на 4й
проверить умения.
Регулятивные
УУД:
планировать свои
действия
(совместно с
учителем) в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
6II. Процессуальный
создать условия для реализации плана действий,
Задача:
составленного на предыдущем этапе
(1 ступенька повторить) Вспомним:
К какому жанру относится произведение?
Что входит в композицию рассказа? (Экспозиция, событие, финал.)
О чем повествуют эти части в рассказе «Детвора»?
Композиция
Экспозиция
Событие
Финал
Рассказ
Экспозиция как дети дома
ждали родителей. Событие
– играли в лото. При этом
совершали поступки.
Финал – все уснули –
смешной конец..
Формирование
учебной задачи
обучающимися с
учителем /
фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Формы
организации
учащихся: работа
с текстом, работа
с таблицей,
учебный диалог.
7
реализации
Познавательные
: извлекать
УУД
необходимую
информацию,
работать с
учебником,
анализировать
иллюстрации,
осваивать
способы
поискового
характера.
Регулятивные
: принимать
УУД
и сохранять
учебную задачу,
работать по
предложенному
плану,
самостоятельно
выбирать план
действий по
решению
поставленной
задачи, навык
самопроверки.– Вспомним главных героев….
Найдите и зачитайте, как автор описывает обстановку и знакомит с
участниками событий.
Каковы условия игры?
Чем игра, описанная автором, привлекает её участников?
Какая это игра?
Почему?
– Как автор создаёт яркий образ героев, при помощи чего?
Физминутка перед
проверкой. Игра
«Мимика и
жесты»
– Какие И.З.О. средства использует Чехов? Заполните таблицу.
Проверьте. Приложение 4.
(Правая часть закрыта)
Кухаркин сын Андрей, Аня,
Гриша, Алёша, Соня.
…В ожидании их
возвращения Гриша, Аня,
Алёша, Соня и кухаркин
сын Андрей сидят в
столовой за обеденным
столом и играют в лото.
(Ученики читают ответы на
вопросы по тексту).
Кто смошенничает, того
немедленно вон.
Играют на деньги.
Азартная
И.З.О. – изобразительных
средств.
Эпитет, олицетворение,
сравнение, описание.
8
с
Познавательные
УУД: осознавать
познавательную
задачу,
воспринимать её
на слух, решать
её, работать с
текстом;
осуществлять
анализ
выделением
существенных
признаков, делать
самостоятельно
выводы,
осуществлять
сравнение,
сопоставление,
классификацию
изученных
фактов
заданным
признакам
самостоятельно
выделенным
основаниям.
по
и(2 ступенька открытие)
– Сейчас, попробуем сделать «открытие». Каждый выступит в роли
исследователя . Вам надо определить составляющие портретных
характеристик героев, которые помогут раскрыть внутренний мир
героев А.П. Чехова.
( Дети самостоятельно должны определить, что записать)
«Портретная характеристика героя»
Имя героя
Основные
детали
портрета
Отношение
автора к
герою
Особенности
характера, на
которые
указывает
портрет героя
Проверим. Приложение 5.
Как проверить кто прав? (По учебнику или тетради)
Откройте с.т.39. Сравним. Дополним.
(3 ступенька применить)
У каждой группы свой герой, участник игры.
– Найдите в тексте портретные характеристики своего героя,
дополните эту характеристику своими деталями. Постарайтесь найти
в тексте И.З.О. средств. Заполните таблицу.
Предлагаю перед проверкой спрогнозировать предполагаемый
результат нашей работы.
Если вы уверены, закрасьте в верхнем углу круг зелёным цветом.
Сомневаетесь жёлтым цветом. Если нужна помощь красным
цветом.
Проверим, что получилось? У ребят примерно должна получиться
такая заполненная таблица.
Имя
героя
Основные
детали
портрета
Отношение
автора к герою
Особенности
характера, на
которые указывает
портрет героя
9
Дети самостоятельно
определяют составляющие
портретной
характеристики: имя героя;
основные детали портрета;
особенности характера, на
которые указывает портрет
героя, отношение автора к
герою
Дети высказывают свои
точки зрения, аргументируя
ответ.
Дети выбирают таблички с
именами героев.
Работают с текстом,
извлекают из него нужную
информацию, делают
выводы. Осуществляют
взаимопровеку.
Коммуникативны
е УУД:
оформлять свои
мысли в
письменной и
устной форме;
формулировать
собственное
мнение и
аргументировать
его; работать в
группах;
проявлять
доброжелательно
е отношение к
партнёру;
Познавательные:
работать с
текстом,
извлекать из него
нужную
информацию,
анализировать и
сравнивать
объекты,
использовать
знания для
выполнения
задания.
Регулятивные:
принимать и
удерживатьГриша Маленький 9
летний
мальчик, очень
коротко
острижен
пухлые щеки,
жирные губы
как у негра.
Девочка лет 8
ми с острым
подбородком и
умными
блестящими
глазами.
Аня
Соня
Девочка 6ти
лет, со
здоровым
цветом лица
как у дорогих
кукол или как
у изящной
коробочки для
конфет, с
кудрявой
головкой.
Алёша Пухлый
шаровидный
карапуз.
Андрей Кухаркин сын,
болезненный
черномазый
Самолюбив, суетлив,
игрок, жадный,
грубый.
Непривлекателе
н, резкое
неприятие.
Сравнение – с жирными
губами как у негра Гриша
учебную задачу,
воспринимать
оценку
результата своей
деятельности.
Умная, не
заинтересованная в
результате игры,
самолюбивая, не
жадничает, увлекает
сам процесс, робкая,
не прячет копейки.
Добропорядочная,
отзывчивая,
миловидная
,добродушная,
Положительный
герой.
Описание – с острым
подбородком и блестящими
глазами – Аня.
Чудный
ребёнок.
Олицетворение – цвет лица,
какой бывает только у
дорогих кукол и на
бонбоньерках – Соня.
Легкомысленный, в
душе бестия, по виду
флегма.
Мечтательный,
душевный, хороший.
Любитель
общества.
Любознательный
ребёнок.
10
Эпитет – шаровидный
карапузик – Алёша.
Дети приходят к выводу,
что Андрейка ни одного
положения,
он другого,
видно это немаловажный
факт для понимания
к
Личностные:
интерес
учебному
заданию
деятельности,
принимать
осваивать
различные роли
обучающегося.
и
имальчик, с
медным
крестиком на
груди, в
ситцевой
рубашке,
– Если ваше мнение совпало, у вас нет ошибок закрасьте нижний
круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.
Что получилось? Почему Чехов указывает, что Андрей кухаркин
сын?
– В какую страну Чехов переносит. нас?
Почему?
Посмотрите, какая концовка этого произведения. Чем она
необычна?
(4 ступенька закрепить)
– Мы, постарались постичь авторскую мысль, проникнув в образ
героев А.П. Чехова. Что хотел автор донести до нас?
Назовите синонимы к слову «согласие»
Деликатный
Единая цель жизни всех людей это доброжелательное отношение к
людям.
Разберем слово «доброжелательный» по составу.
Какой вывод?
11
характера героев. Но он
тоже имеет право быть
счастливым. А в детстве
для детей большое значение
имеет игра.
По окончанию работы
ученики представляет
результаты работы.
Дети одного положения, он
другого, видно это
немаловажный факт для
понимания характера
героев. В страну Детства.
Наверно, Чехов поделился
своими размышлениями о
детях, которые порой очень
напоминают взрослых
людей. Показать, как через
игру можно раскрыть
внутренний мир героев, т.к.
именно в игре каждый
ребёнок проявляет свою
истинную натуру.
Равенство всех детей,
заснули, забыв обо всём.
Уважительное, бережное
отношение к окружающим
помогает человеку жить в
согласии и гармонии со
всеми.
Единомыслие Теперь вы знаете внутренний мир героев.
Значит, сможете самостоятельно выполнить задание в т. с. 41 № 3.
Подумайте к какому герою вы испытываете наибольшую симпатию?
Совпадает ли ваше мнение с мнением автора?
Приведите пример игры, из своего жизненного опыта, в которой
раскрылся характер игроков (друзей).
III.Рефлексивнооценочный этап
Вежливый, мягкий в общении
Сложное слово – желать
добро.
Обсуждают и формулируют
ответ. Осуществляют
взаимопроверку
(обсуждают и
корректируют
формулировки). По
окончанию работы ученики
представляет результаты
работы.
12Рефлексия
(подведение
итогов) /
фронтальная,
индивидуальная
Задача: проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их
оптимальность
Подведём итог урока.
Вспомним тему урока? Какую учебную задачу ставили?
Портретная характеристика
Имя
героя
Отношение
автора к герою
героя
Особенности
Основные
детали
портрета
указывает портрет
характера, на которые
– Как
изобразить
незнакомого
человека?
Поднялись до
вершины? Гипотезу доказали или опровергли?
Как можно показать какими мы увидели героев и как мы их себе
представляем? (Нарисовать портреты героев)
Портрет.… Не натюрморт и не пейзаж
Меня прельщал в пустынной галерее.
И я смотрел влюблено на витраж,
Рукою шевельнуть не смея.
Да, тот портрет я долго сохраняля,
В душе моей, мечтающей согреться.
И чарам долго в тишине внимал:
То был портрет таинственного детства….
– Какие средства выразительности помогут Вам дома, как
художникам?
Раскрыть внутренний мир
героев А.П. Чехова с
помощью портретной
характеристики.
Составить «Портретная
характеристика героя», в
которую входят: основные
детали портрета,
особенности характера,
авторское отношение.
Определяют личностный
смысл изучения темы,
направления для
дальнейшего изучения.
Оценивают степень
достижения учебной задачи.
Определяют возможность
практического применения
новых знаний.
Регулятивные:
выделение и
осознание
учащимся, что
уже усвоено и что
еще не усвоено,
осознание
качества и уровня
усвоения;
понимание
причин
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и
способность
конструктивно
действовать даже
в ситуациях
неуспеха.
Язык линий, язык пятна,
цвета, формы, штриха.
13Заключительная часть
У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным
занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую
работоспособность. Умеют находить в книгах нужный материал. На данном уроке дети объединяются по трём уровням
способностей: средний, низкий, высокий. Чтобы более успешными быть и комфортно чувствовать себя. Использование
технологии системнодеятельностного подхода, включение учеников в интерактивные формы деятельности, проблемно
диалогического обучения позволит ребятам самостоятельно открывать знания. Дети усовершенствуют умения принимать,
сохранять цели и задачи учебной деятельности, оценивать, корректировать свою деятельность, грамотно строить
предположения и выводы, работая в группе. Распределять обязанности и функции. Умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Педагогические приёмы: поиск ответов на поставленный вопрос дети формулируют ответ, выдвигая гипотезу, а
затем её проверяют. Учебное задание составление «портретных характеристик героев», заполнение таблицы направлено
на формирование в совокупности нескольких результатов: сотрудничество и коммуникация. УЗ позволяют формировать
УУД: самоорганизацию и саморегуляцию, сотрудничество; личностный смысл учения. Развитие навыков сотрудничества
с учителем и сверстниками. Умение выходить из спорных ситуаций, не создавать конфликты. Определение общеё цели
урока. Этапы её достижения. Осуществлять взаимоконтроль, оценивать свое поведение и поведение окружающих. На
этапе рефлексии с помощью «Ладошек» дети смогут определить удачи и неудачи. От чего это зависит? Координация
усилий и разделение ответственности за конечный результат. УЗ направлено на коммуникацию.
1. Программа по литературному чтению к учебникам Е.И.Матвеевой. Литературное чтение. 4 класс (14). Части 1 и 2.
Список литературы для учителя
– Вита – Пресс, Москва2014;
«Литературное чтение». Методическое пособие для учителя. М. Вита Пресс, 2014.
2.
1. «Литературное чтение». Учебник в двух частях. М. Вита Пресс:, 2014. Допущено Министерством образования РФ.
2.
«Литературное чтение». Рабочая тетрадь. Матвеева Е.И. М. Вита Пресс:, 2014. Допущено Министерством
образования РФ.
Список литературы для учащихся
14