Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
12.02.2018
Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе (УМК "Школа России") из раздела "Великие русские писатели" по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины." Урок построен на основе технологии "Системно-деятельностного подхода" в соответствии с ФГОС.
конспект Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»..docx
Тема: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Цель:  1) Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина, относящимся к  пейзажной лирике. 2) Развитие умения анализировать произведение, понимать его тему,  главную мысль, настроение лирического героя, его связь с  природой. 3) Расширение кругозора детей, обогащение словарного запаса. 4) Обучение выразительному чтению, воспитание чувства  прекрасного. Задачи: Создать   условия   для   формирования   эстетического   осознания   и художественного   вкуса   учащихся,   формировать   способность чувствовать   красоту   окружающего   мира,   человеческих   отношений, понимать   красоту   и   смысл   литературного   произведения, совершенствовать   навыки   осознанного,   правильного   выразительного чтения через анализ произведения. УУД (универсальные учебные действия) ­личностные: личностное самоопределение (установление связи между целью   учебной   деятельности   и   результатом,   побуждающим деятельность);   целеполагание, ­регулятивные:   прогнозирование, контроль(сличение   с   эталоном),   коррекция   (внесение   дополнений, коррективов   в   план   и   способ   действия),оценка   (выделение1)что сделано,2)что   нужно   сделать),   саморегуляция   (способность   к мобилизации, волевому усилию для преодоления препятствий);   планирование, ­познавательные:выбор эффективных способов решения учебной задачи, умение строить речевые высказывания, смысловое чтение, извлечение необходимой информации, установление причинно­следственных связей, построение   цепочки   рассуждений,   выдвижение гипотезы, рефлексия, контроль, оценка;   доказательства, ­коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном   обсуждении   проблемы,   быть   участником   учебного сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками,   умение   выражать   свои мысли, владея монологической и диалогической формами речи.   I Организация на урок. Актуализация знаний.  ­Хочу видеть готовность каждого к уроку. ­Какой раздел по литературному чтению мы изучаем? («Великие русские  писатели») ­Назовите русских писателей с мировым именем? (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой,  М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов). ­Кого из них называют «Солнцем русской поэзии» (А.С.Пушкина) 1799­1877г ­Какое домашнее задание вам было предложено? («Зимний вечер»­выразительное  чтение или наизусть по желанию) ­Кто выучил стихотворение наизусть? Кого бы хотели послушать? (дети отвечают) ­Оцените ответ. ­Какой совет можете дать…… ­Чему можно поучиться у …… Вывод по домашнему заданию: ­ Каким чувством пропитано стихотворение «Зимний вечер» (печаль, грусть) ­Какова главная мысль пушкинских строк (в минуту тревоги, печали очень хорошо, когда рядом верный, любимый, надёжный человек, когда есть дом). II Самоопределение к деятельности. Цель:­Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением А.С.  Пушкина «Зимнее утро» ­Чем похожи эти 2 названия:(Это стихи о зиме, времени затихания, замирания  жизни, природы) ­В чём отличие этих двух названий? (Вечер­угасание дня, тишина, грусть; утро­ зарождение дня, пробуждение, человеческие планы, идеи, надежды) ­Какой приём заложен в названии?(контраст) Вывод: в названии стихотворения «Зимнее утро» изначально заложен контраст­ (зима­угасание, затихание жизни природы; утро­ возрождение, пробуждение). Проблемная ситуация: Будут ли похожи эти стихотворения по настроению? Вот  это нам и надо выяснить. Обратимся к высказыванию: ­О Пушкин! ­Над его строкою ­Задумавшись в который раз, ­Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от нас.                         (Д.Кугультинов) ­Как понимаете эти слова? Какие задачи мы ставим на уроке, работая над стихотворением? ­Понять содержание стихотворения, его тему, главную мысль. ­Осознать чувства и настроение автора через образ его лирического героя. ­Выяснить смысл непонятных слов. ­Увидеть средства художественной выразительности. ­Научиться выразительному чтению стихотворения, запомнить, выучить наизусть III Тема. Работа над темой. 1) Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. 2) Прослушивание стихотворения в записи в сопровождении музыки и показа  слайдов.(Приложение№1) Вопросы на воспроизведение: ­Какое настроение вызвало у вас это произведение? ­Что захотелось сделать, услышав пушкинские строки? ­Встретились ли в тексте непонятные слова? (да) Конечно, стихотворение было написано 3.11.1829г, ему более 180 лет! А сколько  лет было Александру Сергеевичу на тот период?(более 30 лет). Он гостил в это  время в селе Павловское, Тверской губернии у своих родственников, общался с  друзьями. ­Что поможет нам выяснить смысл непонятных слов? а) жизненный опыт; б)вывод из прочитанного, догадка; в)словарь в учебнике; г)толковый словарь Ожегова. ­дремлешь­(не окончательно проснулся), ­открой взоры­(открой глаза), ­вечор­(вечером), ­нынче­(сегодня), ­лежанка­(невысокий выступ у русской печки, где можно было лежать, греться,  посушить вещи), ­кобылка –(лошадка, хотя кобылкой называют степное насекомое(омонимы). Самостоятельная работа (уч.с. 88­89) Задание: Прочитайте стихотворение самостоятельно, попробуйте разделить на  части. ­Сколько частей получилось?(5) ­Прочтём 1­ю часть. О чём она? Чтение 1­й части. ­О чём хотел сказать лирический герой в этой части? (Лирический герой видит чудесное зимнее утро и будит свою красавицу). ­Что обозначает слово нега?(томление, довольство, приятные ощущения от сна) (открой сомкнуты блаженством, томлением глаза) ­Как поняли навстречу северной Авроры?(Правильное употребление навстречу  кому? Авроре, но с целью сохранения рифмы –взоры­Авроры. Аврора­богиня  утренней зари у римлян. Просит: звездою севера явись! (Петербург­ северная  столица России, называя свою избранницу звездою Севера, лирический герой  называет её самой достойной, самой изысканной женщиной Петербурга.  Навстречу Северной Авроры (утренняя звезда)                                           Звездою Севера явись! (встречая появление небесной, утренней звезды проснись, явись, звезда  человеческая, прелестная девушка,  самая достойная женщина северной столицы). ­Как же лирический герой называет свою избранницу? (друг прелестный,  красавица, звезда севера). ­Каким средством художественной выразительности является сочетание слов друг прелестный (эпитет). ­Найдите ещё эпитет (день чудесный) ­Какую эмоциональную окраску имеют эти эпитеты положительную или  отрицательную? (положительную). Вывод­Как надо читать эту часть?(громко, радостно, взволнованно,  нетерпеливо). Обратите внимание на звук (Р) в словах этой части. Сколько раз он  встречается (14), тем самым придавая особую чувственность, торжественность,  радость. Чтение 2­й части. ­Прочтём 2­ю часть. ­О чём она? (Воспоминания о вьюжном вечере). ­Похожа ли по настроению эта часть на 1­ю?(Она противоположна, контрастна). ­Какие явления природы показаны здесь?(вьюга, мгла, тусклая луна). ­Как называет лирический герой свою избранницу? (печальная). ­Какие средства художественной выразительности помогли представить грусть  этого вечера?(1)олицетворения­ вьюга злилась, мгла носилась; 2)сравнения –луна, как бледное пятно; 3)эпитет­ мутное небо. ­Какую эмоциональную окраску имеют средства художественной  выразительности? Вывод: (Все средства художественной выразительности имеют отрицательную  эмоциональную окраску. А.С. Пушкин­мастер пейзажной лирики. Он связывает  пейзажи с состоянием внутреннего мира лирического героя, используя  изображения звуков, красок.) ­Как следует читать 2­ю часть? (грустно, напряжённо,взволнованно, лишь  последняя строка­оживлённо). Чтение 3­й части. ­Прочтём 3­ю часть. ­О чём она? (Великолепная картина зимнего утра). ­Какие картины природы взволновали лирического героя, о чём он торопится,  стремится рассказать своей красавице?(небеса, снежные ковры, лес, зелень ели,  речка). ­Какие средства художественной выразительности использованы в этой части? (1)эпитеты­голубые небеса, не небо…, великолепные ковры, прозрачный лес;  2)метафоры­великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит). ­Как следует читать эту часть? (торжественно, радостно, восхищённо: …и ель, …и  речка, лирический герой готов вновь и вновь перечислять всю красоту природы. ­Какую эмоциональную окраску имеют эти средства художественной  выразительности? (положительную) ­Какой по настроению является 3­я часть  по отношению ко 2­й части?  (контрастной). Чтение 4 части.  ­Прочтём 4­ю часть. ­О чём она? (Интерьер комнаты. Тепло. Уют. Озарение). ­Что представили, читая 4­ю часть?(комната, топится печь, лежанка). ­Как следует читать эту часть? (спокойно, уютно ­атмосфера тепла, уюта,  тишины). ­Как понимаете смысл слов «вся комната янтарным светом озарена» (янтарный­ жёлтый, солнечный свет). ­Что является источником этого янтарного света? (солнце, отблески огня в печи). ­Обратите внимание на строчки «Весёлым треском трещит затопленная печь». ­Какие звуки позволяют представить, услышать звуки в печке (тр,ч, щ) ­Как называется такой приём? (звукопись). ­Устраивает ли лирического героя возможность созерцать красоту зимнего утра из  окна, или приятно думая у лежанки? (нет). ­Что он предлагает своему милому другу? (не велеть ли в санки кобылку бурую  запречь?­запрячь, Пушкин допускает такие вольности для придания рифмы : печь­ запречь. ­В чём особенность чтения пушкинских строк в этой части?(без паузы:3 раза,  переход со строки на строку),(упражнение в  коллективном проговаривании). Вывод­Эта часть контрастна 2­й части (вечер, вьюга, мгла­янтарный свет). Чтение 5­й части ­Прочтём 5­ю часть. ­О чём говорится в ней? (Приглашение лирического героя красавице совершить прогулку) ­Как понимаете слова «Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня…»? (насладимся, отправимся в путь, почувствуем радость от путешествия на лошади в санях, от великолепия зимнего утра). ­Кого предлагал лирический герой запречь в сани? (кобылку бурую). ­А как он позже называет лошадь ? (нетерпеливый конь). ­Почему? (не устоит, захочет пробежать по первому снегу. ­Что же хочет лирический герой показать своему другу? (леса пустые, леса  недавно столь (очень) густые, берег милый для меня). ­Как следует читать эти строки? (с просьбой, обещая порадовать, удивить, громко, призывно). Итоги: 1) Какова же тема этого произведения? (красота зимнего утра).          2)Какова главная мысль? а) Мы смогли увидеть красоту зарождающегося зимнего дня, прочувствовать  общение двух близких людей и в печали, и в радостные моменты. б) Всё стихотворение проникнуто стремлением лирического героя поделиться   радостью увиденного со своим прелестным другом. в) А.С. Пушкин через лирических героев передаёт красоту русской земли,  русской природы. г) Поэт использует приём контраста для яркости образов, для большей силы  выражения, одно слово как бы оттеняет другое. Вывод: Чем же похожи и чем отличаются стихотворения «Зимний вечер» и  «Зимнее утро»? Сходства­зима, непогода, рядом друг, есть дом в котором тепло, надёжно,  уютно. Различия­в стихотворении «Зимний вечер» настроение не меняется, в  стихотворении «Зимнее утро»  настроение меняется с грустного на весёлое. Н.В.Гоголь о Пушкине сказал так: В нем­русская природа, русская душа,  русский язык, русский характер (на доске). Подтверждение тому­творчество  А.С. Пушкина. Оно никого не оставляет равнодушным. Композитор Георгий  Васильевич Свиридов написал музыку на стихи А.С.Пушкина. (Слушаем  музыкальное произведение, обращаем внимание на контрастные звуки музыки). (Приложение№2) Чтение учителем наизусть. Рефлексия: 1) Кому на уроке было интересно? 2) Кому на уроке было легко и интересно? 3) Кому было трудно, но интересно? 4) Кто считает, что урок ему позволил подняться на ступеньку выше в  знаниях и в эмоциях? 5) Кому захотелось выучить стихотворение наизусть, прочувствовав всё то,  что прочувствовал А.С.Пушкин и показал всем через своего лирического  героя? 6) Кто в своей дальнейшей жизни хочет иметь такие же красивые отношения, как наши лирические герои?  Домашнее задание : стр.88­89, выразительное чтение, наизусть по желанию.

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме "Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».Средства художественной выразительности. Приём контраста как средство создания картины. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018